СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Попова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется специфика требований ФГОС на разных уровнях образования музыканта. Проведен сравнительный анализ требований ФГОС ВПО по направлениям «бакалавр» и «специалист». Представленный материал может быть рекомендован для изучения учащимся средних и высших учебных заведений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФГОС, бакалавр, специалист, сравнительный анализ, фортепиано.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это новая реальность в современном образовании на всех его уровнях, начиная с выпускников детского сада и заканчивая представителями магистратуры и аспирантами.

Непрерывность образования — одна из главных задач образовательных стандартов. Она может реализовываться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). При этом главным механизмом является соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых возможностей.

Принцип вариативности во ФГОС дает возможность выбора определенного направления в образовании. Этот принцип должен стимулировать способность учащихся к саморазвитию, формировать мотивацию к учению и познанию, обеспечивать умение учиться.

Согласно принципу преемственности в образовании во ФГОС использован опыт лучших советских и российских школ, предшествующих реформ и проектов (модернизации образования), а также современный мировой опыт.

Системно-деятельностный подход обеспечивает качественную организацию процесса обучения. В связи с этим на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, его активная позиция, которая стимулирует учащегося к овладению умениями и навыками для решения любых задач.

Предпрофессиональная подготовка музыканта осуществляется в заведениях дополнительного образования (МБОУ ДОД ДШИ). Для этой категории заведений Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) заменяют Федеральные государственные требования (ФГТ), разработанные специально для обучения детей на различных музыкальных инструментах.

Наиболее одаренные и перспективные учащиеся при желании имеют возможность продолжить музыкальное образование в рамках учебных заведений среднего звена (музыкальных училищах, колледжах). Как правило, на момент поступления в музыкальное училище учащийся, помимо диплома об окончании музыкальной школы, имеет диплом и о неполном общем образовании (9 классов). Если учащийся на момент окончания музыкальной школы имеет диплом об общем среднем образовании (11 классов), он согласно ФГОС имеет право поступать в высшее учебное заведение, минуя учреждение среднего звена.

Выпускник со средним музыкальным образованием является дипломированным специалистом и имеет право работать по специальности. Вместе с тем он может продолжить свой профессиональный рост в рамках высшего учебного заведения с квалификацией «бакалавр» или «специалист».

Рассмотрим основные задачи, которые отражены в государственных стандартах (требованиях) на разных этапах образования. Изучение ФГТ показало, что данные требования ставят перед учащимся задачи, направленные на формирование определен
ных умений и навыков в области музыкального искусства. К ним, в частности, относятся:
— «выявление творческих способностей у ребенка в раннем возрасте и создание условий для их художественно-творческого развития;
— приобретение детьми знаний, умений и навыков в рамках сольного и ансамблевого исполнения музыкального произведения;
— приобщение детей к концертной деятельности, формирование сценических навыков;
— подготовка наиболее одаренных детей к дальнейшему профессиональному образованию» [1, п. 1.2].

Таким образом, выпускник школы искусств получает базовые знания, которые он может применить на дальнейших этапах музыкального образования.

С другой стороны, к выпускнику среднего и высшего звена как к дипломированному специалисту ФГОС СПО и ФГОС ВПО предъявляют более серьезные требования, направленные на освоение профессии музыканта, которые выражаются в общих (ОК) и профессиональных компетенциях (ПК). Общие компетенции направлены на понимание и осознание своей профессии, умение работать в коллективе, применять различные информационные технологии. Среди профессиональных компетенций выделяются такие, которые связаны с исполнительской и преподавательской деятельностью учащегося.

В соответствии с постепенным усложнением требований ФГОС выпускнику с высшим образованием предоставляется большее количество видов деятельности, чем учащемуся со средним образованием. Помимо музыкально-исполнительской и педагогической направленности в обучении ФГОС предлагает студенту расширить свой профессиональный кругозор, принимая участие в организационно- управленческой, музыкально-просветительской деятельности, а также попробовать свои силы в качестве руководителя творческого коллектива.

Что касается ФГОС ВПО «Концертный исполнитель», то здесь следует отметить четкую направленность на исполнительскую деятельность студента. Поэтому не случайно среди различных видов деятельности выпускника на первом месте стоит «концертно-исполнительская деятельность» [4, п. 4.3]. В связи с этим в данном стандарте профессиональные задачи, поставленные перед выпускником, выражаются следующим образом: «высокохудожественное и выразительное донесение содержания исполняемого музыкального произведения до слушательской аудитории; воспитание художественного вкуса и умения воспринимать музыку как вид искусства» [4, п. 4.4]. С другой стороны, положения ФГОС, созданные для «бакалавров», имеют место и в данном стандарте. В частности, в области педагогической деятельности перед выпускником стоят задачи «воспитания музыканта-исполнителя с высокоразвитым художественным и интеллектуальным потенциалом» [4, п. 4.4].

Исходя из основной направленности ФГОС «Концертный исполнитель», профессиональные компетенции имеют свой подраздел в виде профессионально-специализированных компетенций для исполнителей на определенных музыкальных инструментах. Профессиональные компетенции выявляют в основном специфические задачи, стоящие перед исполнителем-музыкантом. В частности, речь идет о том, что учащийся должен уметь «слышать фактуру музыкального произведения при зрительном восприятии нотного текста, <…> создавать свой исполнительский план музыкального сочинения, свою собственную интерпретацию, демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение ярко, артистично, виртуозно» [4, п. 5.2].

Таким образом, если сравнивать ФГОС ВПО квалификации «бакалавр» и «специалист», то выявляется разная направленность данных квалификаций. Профиль «бакалавр» затрагивает больший диапазон различных видов деятельности музыканта, что в будущем, безусловно, обеспечит формирование умений и навыков, необходимых для деятельности музыканта не только как исполнителя, но и как педагога. Специализация «концертный исполнитель» сформирована таким образом, чтобы помочь учащемуся более глубоко освоить профессиональные умения и навыки, связанные именно с концертной деятельностью.

Важно отметить, что требования ФГОС и ФГТ, помимо основной направленности на освоение профессии музыканта, имеют своей целью и воспитание общей культуры личности. Например, для учащихся детских школ искусств, согласно ФГТ, значительным фактором является «овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира» [1, п. 1.2], а также «создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей» [1, п. 1.2].

По мере взросления музыканта получает развитие не только его профессиональная подготовка, но и его личность в целом. Поэтому ФГОС предъявляет более сложные требования к выпускнику среднего и высшего звена, нежели к учащемуся школы искусств. Так, например, выпускник музыкального училища или колледжа должен хорошо ориентироваться в профессиональной литературе, знать выдающиеся шедевры мировой художественной культуры, а также «устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями; использовать приобретенные знания и умения… для выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства, для самостоятельного художественного творчества» [2, п. 5.2.1].

Во ФГОС ВПО требования, связанные с общей эрудицией выпускника, отражены в профессиональных компетенциях (ОК), которые направлены на осознание не только важности профессии, но и ее связи с культурой. Выпускник вуза — это не только специалист с высшим образованием, но человек с богатым внутренним миром. Поэтому среди общекультурных компетенций (ОК), в частности, можно увидеть требование «понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, <…> владеть одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения, <…> использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности этические нормы» [3, п. 5.1].

Одно из приоритетных направлений в стандартах и требованиях на всех этапах образования — воспитание самостоятельности учащихся. Поэтому, в частности, стимулировать самостоятельность учащегося музыкальной школы поможет овладение следующими действиями:
— «планирование своей домашней работы;
— осуществление контроля за своей учебной деятельностью;
— умение давать объективную оценку своему
труду;
— понимание успеха/неуспеха собственной творческой деятельности» [1, п. 1.4].

Согласно ФГТ, самостоятельность выпускника как исполнителя должна проявляться в следующих навыках:
— «умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения» [1, п. 3.2].

По мере взросления музыканта формируются и усложняются навыки и умения его самостоятельной работы. Так, студент музыкального училища или вуза, согласно ФГОС, должен уметь самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый репертуар, вести активную репетиционную и концертную деятельность, применять на практике теоретические знания, использовать современные средства звукозаписи и т.д.
Формирование самостоятельности музыканта проявляется не только в его исполнительской, но и в педагогической деятельности. Уже начиная с первых курсов музыкального колледжа, учащийся приобретает первый опыт педагогической деятельности в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО [2, п. 4.2]. Во время общения с маленькими учениками, а также при изучении педагогических дисциплин студент приобретает первый преподавательский опыт, учится применять различные методы обучения, что, безусловно, способствует развитию его самостоятельности.

С другой стороны, студент вуза, будучи уже сложившейся самостоятельной личностью, воспитывает те же качества и у своих учеников — развивает их творческие способности, воспитывает самостоятельность, способность к самообучению.

Развитие самостоятельности учащихся на всех этапах образования постепенно формируется не только как профессиональный навык, но и как личностное качество. В процессе обучения у ребенка (ученика музыкальной школы) развивается «умение… самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности» [1, п. 1.4].

Выпускник среднего и высшего профессионального учреждения — это уже не только вполне сложившийся, самостоятельный, грамотный музыкант, но и личность с определенной жизненной позицией. Поэтому, согласно ФГОС, выпускник должен «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» [2, п. 5.].

В целом на различных этапах образования наблюдается постепенное усложнение самых различных задач, стоящих перед будущим музыкантом- профессионалом. Преемственность в передаче знаний между этапами образования обозначена как одно из основных направлений в образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. — № 163.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от «13» июля 2010 г. — № 771.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» квалификация (степень) «бакалавр», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» апреля 2011 г. — № 1464.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073201 «Искусство концертного исполнительства», квалификация (степень) «специалист», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. — № 2049.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code