НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

И.О.Гарипова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются проблемы формирования личности в полиэтнической среде. В контексте реализации этнокультурной направленности содержания образования определяются методы формирования этнической толерантности воспитанников, направления педагогической деятельности по преодолению интолерантного поведения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полиэтническая образовательная среда, этническая толерантность, этнокультурная компетентность, этнокультурная осведомленность, методы формирования этнокультурной компетентности.

 

Современный ребенок растет и развивается в условиях взаимодействия с участниками полиэтнической образовательной среды: детьми, педагогами, родителями. Каждый из них является носителем культуры своего народа, совокупности оценочных суждений и мнений, ментального настроя. Большое влияние на формирование принятия факта полиэтничности как данности оказывают СМИ, диаспоры, учреждения дополнительного образования.

Полиэтническая среда ставит человека на рубеж различных культур, и перед ним возникает две личностные проблемы:
— сохранение своей этнической идентичности, языка, религии, культуры;
— необходимость адаптации в полиэтнической образовательной среде, когда нужно учитывать особенности культурных проявлений представителей разных народов.
В соответствии с этим можно определить и функции полиэтнической образовательной среды:
— помощь в становлении этнической идентификации детей (осознание себя как части своего этноса);
— обеспечение восприимчивости воспитанников к этническому многообразию.
Реализация данных функций становится возможной только в контексте деятельности педагогов по формированию толерантной личности, готовой к принятию и признанию того, кто на тебя не похож.

Причиной межличностных или межгрупповых конфликтов на национальной почве зачастую выступает элементарная неосведомленность о культурном своеобразии, поведенческих стереотипах этносов. При первичном столкновении с культурой «другого», «иного» ребенок порой испытывает своеобразный «культурный шок». Понимание в этом отношении значимости сформированного толерантного поведения приобретает уже не теоретическую, а сугубо практическую прикладность, так как форма реакции (негативная, позитивная, излишне эмоциональная и т.д.) предопределяет продуктивность дальнейшего взаимодействия.

Наиболее эффективным средством предупреждения интолерантного поведения является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы их поступков. Такая содержательная наполненность, по нашему мнению, и соответствует понятию «этническая толерантность». При этом наиболее типичным, стандартным пониманием (да и в буквальном переводе) является трактовка толерантности как терпения, терпимости, что предполагает некоторое усилие, насилие над собой в восприятии человека, принадлежащего к иной культуре. Толерантность — это, скорее, форма принятия и уважения другого человека, признания за ним права на собственные убеждения и формы поведения, если они не идут вразрез с общепринятыми нормами.

Однако продуктивность взаимодействия основывается также и на активности партнеров. Это определяет еще одно направление готовности к сотрудничеству — формирование умения общаться с людьми иных взглядов, ориентаций и культур. Полиэтничность образовательной среды (ученической, студенческой) может привести к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Национальные отличия зачастую приобретают у детей оценочный характер, возводятся в критерий при формировании референтной группы. Немаловажное значение в этом отношении имеют существующие этнические стереотипы. Так, проведенное нами экспериментальное исследование на педагогическом факультете СВГУ, в рамках которого была поставлена задача выявить наличие или отсутствие у студентов этнических стереотипов и национальных предрассудков (методика К. Брели, Д. Катца), показало, что в большинстве случаев респонденты старались характеризовать свою национальность адекватно и объективно, наделяя ее в равной степени положительными и отрицательными качествами. Однако оценка личностных черт ряда других этносов отличалась превалированием отрицательных качеств (агрессивность, грубость, злобность, нахальство).

Л.H. Гумилев, доктор исторических и географических наук, создатель оригинальной теории этногенеза писал: «Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение… единственно возможны и правильны. А если и бывают какие-либо уклонения, то это от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя» [2, с. 39]. Очевидно, что современное российское общество переживает непростой процесс поиска баланса между сохранением стабильности в межэтническом взаимодействии и этнического своеобразия множества народов, населяющих и приезжающих в нашу страну.

В контексте педагогической деятельности это предполагает необходимость реализации этнокультурной направленности содержания образования и широкого использования методов формирования этнической толерантности воспитанников.

В основном этнокультурная направленность реализуется за счет национально-регионального компонента. В литературе выделяют пять моделей введения национально-регионального компонента в содержание общего образования [3, с. 127]. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам школы. Вопросы национального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона рассредоточены по разным темам в дисциплинах гуманитарного цикла.

Модульная модель реализуется посредством включения в учебные планы гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона. Интегрировать такой материал можно в различные дисциплины: «Музыка», «Технология», «Физкультура».

Монопредметная модель основана на углубленном изучении этнической культуры, родного языка, истории, географии региона на занятиях по специально выделенным для этой цели учебным предметам.

Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты этнической культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и региональной литературы, биологии и экологии.

Дополняющая модель представляет реализацию национально-регионального компонента в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

Как было указано выше, интеграция воспитанника в многообразный мир этнической культуры должна происходить на фоне воспитания готовности принимать и уважать это многообразие. С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных учреждениях необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:
1. Внесение в содержание предметов гуманитарного и общественного циклов расширенной информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира.
2. Организация исследовательской деятельности учащихся в аспекте диалога культур.
3. Исключение материалов, унижающих другие этносы, формирующих у детей негативное отношение к другому народу.
4. Практическое обучение, ориентированное на преодоление трудностей в общении с представителями других этносов; повышение межкультурной сензитивности.

В самом общем виде всю вышеобозначенную деятельность полиэтнической среды можно определить как движение воспитанника, носителя родной культуры к культуре российской и мировой; иными словами, к приобретению этнокультурной компетентности — совокупности знаний и опыта в области этнографии и межэтнического взаимодействия.

С уверенностью можно отметить, что понимание этой тенденции давно вышло из поля теоретических рассуждений и поиска определений. В современных педагогических изданиях представлено множество разработанных методов формирования этнокультурной компетентности дошкольников, младших школьников, подростков. В обобщенном виде, без классификации по возрастным категориям, можно выделить следующие методы (Е.В. Еременко, Т.В. Поштарева, И.Г. Якимович и др.):

1. Кросс-культурный (сравнительный) метод представляет собой параллельное изучение этно-культур и позволяет выявить общее и особенное в развитии стран, культур; причины этих сходств и различий.

2. Методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к переживанию и формированию жизненных ценностей, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу:
а) метод эмпатии, предполагающий создание ситуаций переживания состояний людей другой этнической группы;
б) метод контраста предоставляет учащимся возможность поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: «гость — хозяин», «мигрант — коренной житель»;
в) метод рефлексии, позволяющий учащемуся оформить свою позицию в сфере межнациональных отношений. Данный метод предполагает формирование личности, способной к размышлению, имеющей свою точку зрения и способной ее обосновать, умеющей вести конструктивную дискуссию. Эту задачу помогут решить мини-сочинения: «Если бы я был президентом России», «Имеет ли для меня значение национальность другого человека».

3. Метод проектов, предполагающий организацию исследовательской деятельности, направленной на сбор, изучение, анализ материалов этнической тематики: «Общее и особенное в играх народов», «История моей семьи в истории страны», «Миграционные процессы в нашей области».

4. Методы моделирования и реконструкции, направленные на изучение теоретико-информационных основ национального и межнационального: упражнения «Я оказался в другой стране», «Грубиян — продавец»; игра «Законы для Партизании», моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения некоей вымышленной страны о нормах общественного поведения, проблемах демонстрации религиозной принадлежности.

5. Игровые методы, направленные на закрепление представлений об этнообразующих, знаковых для разных народов предметах и явлениях: дидактическая игра «Русское — нерусское»; игра-загадка «Узнай по описанию». Как наиболее естественная форма деятельности ребенка игра предоставляет возможность в непосредственной форме содействовать развитию эмоционально-оценочных суждений, нравственных качеств, умений невербального общения, регулирования своего поведения. В рамках упражнений игровой терапии формируется способность понимать настроение окружающих людей («Веселый — грустный», «Цветное настроение»), проявлять сострадание и милосердие («Подарок другу», «Цветок добра»).

6. Аналитические методы, способствующие формированию критичного восприятия материалов, представленных в СМИ; выработке умения объективно оценивать различные точки зрения по проблеме полиэтничности общества. С этой целью учащимся можно предложить выполнить следующие задания:
— провести анализ статьи в газете с целью выявления примеров этнических стереотипов, предубеждений;
— разработать стратегию по преодолению этнических стереотипов;
— составить программу адаптации ученика из семьи мигрантов.

Общей целью всех перечисленных методов является выработка активной жизненной позиции, формирование мировоззрения человека, готового к межкультурному взаимодействию. Выбор методов зависит не только от возраста детей, но и от специфики этнокультурного пространства региона, уровня этнокультурной компетентности воспитанников, этнического состава образовательного учреждения.

Таким образом, современную образовательную среду необходимо рассматривать как особую полиэтническую сферу, взаимодействие в которой возможно только на основе четко сформированной позитивной нравственной позиции. Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в обществе насилие, жестокость и отчуждение, поэтому задачи полиэтнического образования сводятся к тому, чтобы в каждом ребенке воспитать уважение культуры любого этноса; умение принимать ее такой, какая она есть, реагировать на культурные отличия не эмоционально-импульсивно, а рационально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галяпина, В.Н. Этнопсихологические и этнопедагогические аспекты профессиональной педагогической деятельности : курс лекций [Текст] / В.Н. Галяпина, Т.В. Поштаева. — Ставрополь, 2004.
2. Гумилев, Л.H. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / JI.H. Гумилев. — СПб. : Азбука-классика, 2002. — 606 с.
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н. Гуров [и др.]. — М. : Педагогическое сообщество России, 2004. — 240 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code