ПЕДАГОГ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: К ПРОБЛЕМЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО ОБРАЗА

Д.С.Калишкина, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются ценностные представления об идеале воспитания, его сущность и содержание. Раскрывается роль примера педагога в процессе воспитания личности ребенка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идеал, идеал воспитания, образ, пример воспитания.

 

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» (А.В. Луначарский). Воспитание всегда ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Идеал воспитания — это не просто «образец — мечта». Согласно теории И. Канта, идеалы могут приобретать значительную практическую силу, идеал не может быть сформулирован вне целеполагания и возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть обозначены в качестве цели. Проблема идеала воспитания включает определение того, что составляет высшую цель деятельности, стремлений личности. Понятие идеала осмысливается философией в теории ценностей еще с давних времен. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, свои идеалы, которые в той или иной степени определяют характер общественного поведения человека.

Анализ теоретической литературы показал, что интерес к изучению идеала в воспитательном процессе проявлялся уже с античных времен.

Идеал — одно из ключевых понятий этики наряду с понятиями долга, совести, добродетели, моральной нормы, счастья и т.д. Идеалом называют индивидуально принятый стандарт, касающийся личных качеств и способностей. Однако философско-этическое понимание идеала иное. Здесь на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений и поступков. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, т.к. идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного. В специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый не изменяющийся в зависимости от обстоятельств и индивидуальных вкусов стандарт. Идеал — это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или в форме общественного устройства, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.

В XIX веке К.Д. Ушинский писал, что каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал в педагогике представляет собой единство настоящего, прошлого и будущего, включает в себя социокультурный контекст. Понимание педагогического идеала опосредовано системой социально-культурных отношений, поэтому в педагогической науке это понятие связано с осмыслением ценностей педагогической деятельности. Понятие «идеал педагога» — это мысленная конструкция, создаваемая с целью выявления уникальных воззрений, сторон творчества, типовых черт, значимых для понимания и раскрытия представлений специалистов, мыслителей, выдающихся педагогов о неповторимой миссии педагога; его профессиональных и личностных особенностях; аксиологической составляющей его деятельности; о мировоззренческой и нравственной основе его жизни.

Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером». А великий педагог Ян Амос Каменский в своем труде «Великая дидактика» подчеркивал, что дети учатся раньше «подражать, чем познавать», и если к этому присовокупить мнение Л.Н. Толстого о том, что все воспитание сводится к доброму примеру, да вспомнить всем известную пословицу «С кем поведешься…», то можно утверждать, что педагогическая сила и знание примера понимаются и признаются буквально всеми [1]. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием приспособительной деятельности воспитанников. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ребенок глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои, наконец, сам воспитанник (например, Ваня «вчерашний» по отношению к Ване «сегодняшнему»). Особое значение имеет личный пример педагога- воспитателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога напрямую зависит от его авторитета у воспитанников.

«Без авторитета невозможен воспитатель», — говорил А.С. Макаренко в одной из своих лекций. Педагог должен прежде всего сам соответствовать всему тому, что он требует от воспитанников, на что он их нацеливает и к чему призывает.

В этой связи трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые ученики. Учитель — это первый, важнейший светоч интеллектуальной жизни, который пробуждает у ребенка жажду знаний, любовь к науке, культуре, образованию, горячее стремление к неустанному духовному росту и совершенствованию. Учитель — это не только человек, передающий своим ученикам определенную сумму знаний и умений, но это прежде всего руководитель одного, двух или нескольких коллективов, в которых протекает богатая, многообразная духовная жизнь воспитанников. Учитель является для этого коллектива путеводителем, светочем, от которого в сердцах детей разгорается любовь к науке, стремление к знаниям, к развитию личных способностей, талантов. В педагогическом коллективе воплощены многогранные духовные богатства. Каждый учитель вносит свой вклад в это богатство, создает и умножает его. Педагог является авторитетом для ученика, воспитывает его своими знаниями, своим отношением, любовью и, наконец, своей личностью.

Также учитель должен быть для ученика, прежде всего, примером во всем и уметь зажечь в его душе огонь трудолюбия, жажды знаний. Ученик постоянно должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Задача каждого педагога — стать настоящим учителем, Учителем с большой буквы, идеалом, с полным правом формирующим личности своих учеников.

Анализ литературы [2; 3; 4] показал, что образ идеального учителя менялся в зависимости от социального состояния общества. Большое внимание к личности учителя уделялось в советский период. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.) требовало от учителя, чтобы он всем своим поведением, во всех своих поступках и действиях служил примером для учащихся, был образцом высокой коммунистической нравственности, идейной убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

Учитель советской школы должен быть прежде всего высоко идейным, беззаветно преданным великому делу строительства коммунизма, хорошо владеющим марксистско-ленинской теорией. В «Письме ученикам каприйской школы» В.И. Ленин отмечал, что во всякой школе самым важным является идейно-политическое направление лекций, которое определяется всецело и исключительно составом лекторов. «Вы прекрасно понимаете, товарищи, — утверждал В.И. Ленин, — что всякий «контроль», всякое «руководство», всякие «программы», «уставы» и проч., все это — звук пустой по отношению к составу лекторов». В этом письме В.И. Ленин с особой силой указывал на значение идейно- политической подготовки учителя. Овладение марксистско-ленинской теорией является обязательным для любого советского специалиста, но для учителя, осуществляющего коммунистическое воспитание детей и молодежи, оно особенно необходимо. Добиться успешного выполнения поставленных задач в воспитании и обучении может только политически образованный и идейно подготовленный учитель, имеющий твердые коммунистические убеждения и широкий политический кругозор, хорошо знающий марксистско-ленинскую науку и умеющий ее практически применять, понимающий внутреннюю и внешнюю политику коммунистической партии и советского правительства, умеющий разъяснять ее своим ученикам [5]. Отвечая на вопрос, какого педагога готовить в педвузах, Н.К. Крупская требовала, чтобы каждый студент усвоил основы марксизма-ленинизма «и понимал, как в данной конкретной обстановке надо эти основы увязывать со всем делом народного образования, что вытекает из всего духа учения Маркса и Ленина, какие выводы учащиеся-студенты должны из всего этого сделать» [5].

Советский педагог, директор Павлышской средней школы В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком» [6].

Одним из основных условий, необходимых для успешного воспитания и обучения, является авторитет учителя, проявляющийся в его влиянии на учащихся. К.Д. Ушинский подчеркивал огромное значение личности педагога в воспитании, утверждая, что «никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер [7].

В лице своего учителя дети с самого раннего возраста видят тот нравственный идеал, к достижению которого они стремятся. Поэтому такую важную роль в работе учителя играет его моральный облик, пример, который он подает воспитанникам всем своим поведением: на уроках и вне класса, в школе и за ее пределами, в общественной и личной жизни.

М.И. Калинин по этому поводу говорил: «Мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников… Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у некоторых людей на всю жизнь остаются следы влияния этого учителя. Вот почему и важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире» [8]. Многие видные педагоги и общественные деятели требовали от учителя обладания высокими нравственными качествами. Основными задачами нравственного воспитания являлось формирование нравственного сознания, чувств и поведения, важнейших моральных качеств личности: советского патриотизма, пролетарского интернационализма, коллективизма, социалистического гуманизма, коммунистического отношения к труду.

Взаимосвязь нравственного и идейно-политического воспитания осуществлялась через направленность идеалов школьника, организацию их нравственного поведения в учебной, трудовой и общественной деятельности.

Таким образом, анализ литературы показал, что ученики 30-40-х гг. XX в. в учителе больше всего ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, политическую зрелость (Г.С. Прозоров). Чертами идеального учителя 60-х гг. являются: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе (Ф.Н. Гоноболин,
Н.В. Кузьмина и др.). А в конце 90-х гг. на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Все качества, которые входят в образ стереотипа идеального учителя, являются системой требований, предъявляемых обществом к образу педагога. Соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога путем актуализации собственных возможностей и развития творческого потенциала.

В целом важным условием успешной работы школы по всестороннему развитию детей является пример богатой, разносторонней интеллектуальной жизни педагогического коллектива, разнообразие интересов, широта кругозора, интерес к новому, постоянный рост, совершенствование. В этой связи учитель постоянно должен всесторонне развиваться, пополнять свои знания и повышать свою профессиональную компетентность.

Специфика труда учителя побуждает его расти интеллектуально и духовно. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитает перенимать опыт коллег, педагогов-новаторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Толстой, Л.H. Общие замечания для учителей : пед. соч. [Текст] / JI.H. Толстой. — М., 1948. — С. 299—300.
2. Давидович, В.Е. Теория идеала [Текст] / В.Е. Давидович. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983.
3. Егошина, Н.Г. Метод примера как способ формирования патриотического сознания детей и молодежи [Текст] / Н.Г. Егошина // Глобальный научный потенциал. — Йошкар-Ола, 2012. — № 2 (11). — С. 35—37.
4. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] / И.А. Копылова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII междунар. науч. конф. — СПб. : Свое издательство, 2015. — С. 51—54.
5. Крупская, Н.К. О подготовке педагога : пед. соч. в 10 т. [Текст] / Н.К. Крупская. — М., 1959. — Т. 3. — С. 384.
6. Сухомлинский, В.А. Воспитание личности в советской школе [Текст] / В.А. Сухомлинский. — Киев, 1965. — С. 25-80.
7. Ушинский, К.Д. Три элемента школы [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч. — М.; Л., 1948. — Т. 2. — С. 63-64.
8. Калинин, М.И. Речь на совещании учителей-отличников городских н сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты» [Текст] / М.И. Калинин // О воспитании и обучении. — М., 1957. — С. 253—254.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code