ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н.Емельянова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье предпринята попытка проанализировать понятие информационно- коммуникативных педагогических технологий, выявить признаки современных педагогических технологий, показать возможности применения современных информационно-коммуникативных педагогических технологий в обучении иностранному языку.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические технологии, информационно-коммуникативные технологии, компьютерная программа, смешанное (или гибридное) обучение.

 

Современная система образования диктует новые требования к организации учебного процесса. Главное отличие современной образовательной системы от прежней системы заключается в необходимости использования информационно- коммуникативных педагогических технологий [1].

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и понятным. В педагогической литературе встречаются понятия: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Они соотносятся так же, как и категории «педагогика», «образование» и «обучение».

Самым широким является понятие «педагогическая технология», оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе [2]. Однако термин «технология» нельзя рассматривать в таком узком аспекте. У него есть много смыслов и значений.
«Педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» (В.П. Беспалько).

«Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин).
«Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

«Технология обучения — это совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенной дидактической системы» (Е.С. Полат).

«Образовательная технология — это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (В.В. Гузеев).

В науке нет однозначного толкования термина «образовательная технология», что обусловлено разной направленностью путей реализации данного подхода в образовательной практике.

Основные характерные признаки любой технологии:
— является процессуальной категорией;
— может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
— направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:
1. Диагностическое целеобразование.
2. Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).
3. Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).
4. Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость).
5. Корректируемость (на основе постоянной обратной связи) [3].

Согласно Г.К. Селевко, когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». «Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование)» [4, с. 126].

Разнообразие педагогических и информационных технологий в образовании позволяет учителю (преподавателю) самостоятельно выбирать методы и средства работы с учащимися. К числу наиболее эффективных и познавательных педагогических технологий относят:
— интерактивные и мультимедийные технологии в образовании;
— инновационные технологии;
— активные методы учебного процесса;
— технологии учебных дискуссий;
— методы развития мотивации;
— методы деловых игр;
— дальтон-технологии и другие.

Необходимость применения педагогических технологий в образовании обоснована в первую очередь тем, что расширяется круг возможностей для обучения и поступления в вузы. Во вторую очередь — необходимостью повышения конкурентоспособности и качества образования в России. Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить школьников (и/или студентов) активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых школьники (студенты) не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Одной из главных задач системы образования является обучение компетентных и высокообразованных специалистов, которые смогут эффективно применять на практике полученные знания и навыки. А это практически невозможно без использования современных информационных технологий в общем и специальном образовании. Информационные технологии не могут реализовываться без информационно-коммуникативного оборудования.

Информационно-коммуникативное оборудование, начиная с портативного компьютера и заканчивая мультимедийными средствами, призвано:
— способствовать формированию информационной культуры у учащихся и педагогов;
— повышать квалификационный уровень будущих специалистов;
— содействовать развитию и закреплению навыков работы с компьютерными программами и информационным оборудованием;
— способствовать развитию навыков самостоятельной разработки материалов и практических работ, которые являются итоговым результатом степени овладения специальностью. Например, выполнение дипломных и курсовых работ в электронном варианте, создание презентаций.

Использование информационно-коммуникативных и интернет-ресурсов расширяет круг поиска методов и форм преподавания, а также способствует повышению мотивации учащихся, для которых информационно-коммуникативное оборудование вызывает куда больший интерес, чем учебники и тетради.

Компьютерная технология базируется на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
«Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы» [4].

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Одной из наиболее современных технологий является смешанное (или гибридное) обучение (Blended Learning Method). Дать определение понятию «смешанное обучение» — задача не из легких. Мнения по этому вопросу сильно отличаются друг от друга. The Sloan Consortium (Online Learning Consortium) (сообщество интернет-обучения) определяет гибридное обучение как «integrate online with traditional face-to-face class activities in a planned, pedagogically valuable manner» («интегрированное онлайн-обучение с традиционным классным обучением в спланированной, педагогически верной манере»).

Сайт «Википедия», ссылаясь на статью Friesen, Norm (2012) «Report:Defining Blended Learning» дает следующее определение: «Blended learning is a formal education program in which a student learns at least in part through delivery of content and instruction via digital and online media with some element of student control over time, place, path, or pace» («Смешанное обучение является формальной образовательной программой, в которой студент учится, по крайней мере частично, за счет доставки контента и обучения посредством цифрового и интернет-СМИ с элементами контроля времени, места, пути или темпа обучения самим студентом»). «A blended learning approach to instruction combines face-to-face classroom methods with computer-based/mediated activities, resulting in an integrated learning experience for students» («Смешанный подход к обучению сочетает в себе классический метод «учитель — ученик» в классе с компьютерной / опосредованной деятельностью, в результате чего мы имеем обобщенный опыт обучения для студентов») [5]. Другими словами, это традиционная классно-урочная система с использованием компьютерных технологий. Это не означает, что учитель начинает общение в режиме реального времени (online chat) или загружает курс видеолекций и говорит, что ведет гибридный класс.

Несмотря на то, что нет единого мнения, что же такое гибридное обучение, существует несколько моделей, которые были предложены в ходе академических исследований:

1. «Face to face driver» — где учитель ведет урок с использованием цифровых инструментов (компьютеры, интерактивные доски, аудиофайлы и т.д.).

2. «Rotation» — студенты проходят цикл обучения, который состоит из изучения материала в режиме реального времени и классического метода.

3. «Flex» — большая часть учебного плана доставляется через цифровую платформу (образовательная программа на основе базы данных) и учителя, доступна для персональных консультаций и поддержки один на один.

4. «Labs» — все обучение ведется с помощью цифровой платформы, но в согласованном физическом местоположении. Предполагается, что студент проходит обучение в каком-то конкретном месте (компьютерный класс в школе, портативный компьютер дома и т.п.). Исключается возможность обучения из другого физического местоположения.

5. «Self-Blend» — студенты выбирают данный подход для расширения знаний их традиционного обучения с онлайн-курсом.

6. «Online Driver» — все учебные программы и преподавание ведется с помощью цифровой платформы, а консультации от лица учителя/преподавателя планируются заранее или предоставляются только в случае необходимости [6].

Согласно образовательным элементам (Education Elements), которые развивают гибридные технологии обучения, успешное смешанное обучение происходит тогда, когда технология и классное обучение дополняют друг друга: материал становится динамичным, когда субъекты образовательного процесса используют различные стили обучения. Целью смешанного подхода является повышение качества знаний обучающихся. Преимущество использования смешанного подхода в том, что вместо использования учебного времени для теоретического изложения материала вы можете потратить это время на то, чтобы ответить на вопросы учащихся, помочь им применить прослушанный материал курса лекций и поработать друг с другом в парах или группах.

Таким образом, урок будет направлен на практическую, а не на теоретическую часть. Однако у данной технологии есть и недостатки. Смешанное обучение имеет прямую зависимость от технических ресурсов, которые в свою очередь должны быть надежными и простыми в использовании. Кроме того, недостаточная компьютерная грамотность может служить существенным барьером для студентов, пытающихся получить доступ к материалам курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://studynote.ru/studgid/sovremennoe_obrazovanie pedagogicheskie_tekhnologii_v_spetsialnom_obrazova/.
2. http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/met49/node3.html.
3. http://wiki.tgl .net .ru/index .php.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998.
5. http://ets.berkeley.edu/article/blended-learning-what-it-and-why-try-it.
6. http://en.wikipedia.org/wiki/Online_Learning_Consortium.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code