О СМЫСЛАХ ПОНЯТИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ»

Ю.А.Лукин, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. Цель исследования — выявить смыслы понятия «интеграция», с тем чтобы адекватно использовать его в категориально-понятийном аппарате педагогики. В статье рассмотрена эволюция понятия. Выявлены два основных смысла понятия: 1) интеграция как процесс; 2) интеграция как результат.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция, процесс, результат, педагогическая интеграция.

 

Рассмотрим эволюцию понятия «интеграция». Первоначально оно возникло в сфере естественно-математических наук. В XVII веке были разработаны основы интегрального и дифференциального исчисления, ставшего фундаментом современного естествознания. Математический смысл интегрирования — сложение (суммирование, объединение) элементов некоторого множества. «Интеграция» как производное от математического понятия «интеграл» появляется позже. В середине XIX века интеграция была привлечена в качестве объяснительного механизма эволюции живых организмов. Со второй половины XX века понятие «интеграция» широко используется философами, экономистами и представителями других гуманитарных наук. В последние десятилетия оно стало широко применяться и в сфере образования. Сегодня интеграция проявляется в культуре, общественных отношениях, науке и производстве, в различных формах взаимодействия знаний, междисциплинарных исследованиях, межличностных отношениях. Итак, интеграция оказалась продуктивной для характеристики процессов, идущих в природных, социальных, психических системах.

Результаты эволюции понятия «интеграция» сегодня зафиксированы в определениях, приведенных в различных словарях. Наиболее часто цитируются следующие формулировки:

1) «интеграция (лат. — «восстановление», «восполнение») — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место в рамках как уже сложившейся системы — в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления» [1, с. 215];

2) «интеграция — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» [2, с. 495];

3) «интеграция научного знания — это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знания, проявляющийся через единство с противоположным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации; процесс, который объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов и комплексов материально- производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях — материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структур в качественно разнообразных объектах» [3, с. 33].

Анализ этих определений позволяет выявить следующие важные положения. Во-первых, становятся ясными два основных смысла понятия:

а) интеграция как процесс. Дополнительный смысл интеграции как процесса — противоположность дифференциации;

б) интеграция как результат.

Во-вторых, сущность интеграции состоит в увеличении объема и интенсивности взаимосвязей элементов системы, что приводит к повышению уровня ее целостности и организованности. Появляющиеся уровни интеграции могут быть различными, при этом элементы системы либо сохраняют автономность, либо утрачивают ее. Объединение этих элементов возможно при обязательном условии целевой и функциональной направленности. Итак, интеграция — это процесс упорядочивания разнородных элементов в некую целостность, которая имеет потенциал развития.

В указанных выше определениях интеграции присутствуют другие понятия, которые тоже требуют рассмотрения:

— «синтез (от греч. «соединение», «сочетание», «составление») — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан» [1, с. 583];

— «комплекс (от лат. «связь», «сочетание») — в психологии, в самом общем смысле определенное сочетание отдельных психических процессов в некое целое. В более узком смысле — группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом» [1, с. 272];

— «система (от греч. «целое», «составленное из частей», «соединение») — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство» [1, с. 584].

Известно, что человек включен в разнообразные отношения с природой, обществом, другими людьми, с самим собой. Масштаб и степень этой вовлеченности выражают различные виды интеграции:

— социальная интеграция: гармоническое состояние межличностных, межгрупповых, межнациональных и межгосударственных отношений, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

— философская интеграция: интеграция человека с природой, обществом, культурой; интеграция человека с самим собой как с индивидом и видовым существом; интеграция идей философии образования Запада и Востока с целью преодоления мирового образовательного кризиса;

— образовательная интеграция как взаимодействие экономических, социально-политических, социокультурных и педагогических факторов развития образовательных систем и сосуществование традиций и инноваций в образовательной сфере.

Интеграционные процессы в образовании осуществляются на различных уровнях:

— межгосударственном: интеграция российского образования в мировое образовательное пространство в контексте Болонского процесса, что подразумевает взаимодействие национальных образовательных систем, процесс объединения и согласования их деятельности, ресурсов, услуг, технологий, а также их рациональную оптимальную организацию;

— национальном: интеграция и социальная адаптация детей мигрантов в социокультурную среду принимающей страны;

— когнитивном: интеграция естественнонаучного и гуманитарного типов знания в образовании и других сферах жизнедеятельности.

Рассмотрим интеграцию образования более подробно. Установлено, образование как процесс имеет следующую логику: законы => принципы => цель => содержание => методы и средства => формы. Анализ показывает, что интеграция присутствует во всех структурных компонентах образовательного процесса, в целевом компоненте — неявно. Например, особенности интеграции педагогических научных знаний мы выяснили на примере научных знаний при рассмотрении третьего определения понятия «интеграция». В методологическом аспекте принципы как нормативные требования к образовательному процессу вытекают из установленных ранее законов и закономерностей образования. Поэтому интеграцию принципов образования следует понимать как взаимодействие методологических и педагогических принципов организации образовательного процесса.

Активно ведется сегодня разработка форм интегрированного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающего специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку.

Однако наиболее развернутые исследования были посвящены интеграции содержания образования в форме создания интегрированных курсов, блоков и модулей, установлению внутрипредметных и межпредметных связей учебных дисциплин в образовательном процессе. Методологический фундамент такого подхода обусловлен всеобщностью и единством законов природы и общества, единством материального и духовного мира. Переработка содержания образования на основе межпредметных связей ориентируется на развитие когнитивной сферы учащихся и связана с совершенствованием всей учебно-воспитательной работы образовательной организации. Межпредметная интеграция может быть:

а) объектной, или понятийной, предусматривающей группировку учебных дисциплин вокруг важнейших категорий и понятий (например, жизнь, энергия, вода и т.д.);

б) предметной, связанной с созданием учебных курсов, объединяющих несколько дисциплин одного цикла (например, «Концепции современного естествознания», «Мировая художественная культура» и др.);

в) внутрипредметной, выявляющей внутри- предметные связи между отдельными темами конкретной учебной дисциплины.

В процессе изучения остальных учебных дисциплин интеграция может осуществляться посредством внутрикурсовых связей (например, между физикой, математикой, информатикой — в курсе физики, между неорганической и органической химией — в курсе химии и т.д.).

Во всех многообразных видах интеграция предстает как объединение, взаимопроникновение элементов системы, достижение ее целостности, а также как результат этого процесса. Эти два смысла интеграции неразрывны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л.Ф. Ильичева. — М. : Сов.энцикл., 1989. — 815 с.
2. Большой энциклопедический словарь : в 2 т. [Текст] / под ред. A.M. Прохорова. — М. : Сов. энцикл., 1991. — Т. 1 — 863 с.
3. Интеграция современного научного знания [Текст] / под ред. И.Т. Костюк. — Киев : Вища школа, 1984. — 184 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code