СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И КУРСАНТОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ

Ю.В.Клепач, В.А.Кожанова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрено такое понятие, как социально-психологический климат, проведен анализ особенностей СПК в студенческих группах и военных коллективах, а также приведены результаты эмпирического исследования социально-психологического климата в группе курсантов и группе студентов-психологов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-психологический климат (СПК), студенты-психологи, курсанты, военные коллективы.

 

Важнейшим фактором, детерминирующим социально-психологические взаимоотношения в коллективах, является процесс установления и развития связей внутри группы. Социально-психологиеская атмосфера в коллективе, характер группы влияют на отношение ее членов к выполнению работы, их эмоциональный настрой, мотивацию и, как следствие, на результат совместной деятельности и удовлетворенность работой. Характер социально-психологического климата (СПК) группы проявляется в настроении ее членов, обуславливает их работоспособнсть и психофизиологическое состояние.

Для большей части студентов положительные эмоциональные контакты и отсутствие конфликтов в группе оказываются более значимыми, чем получение образования.
Военные коллективы чаще подвергаются стрессу, чем группы студентов «мирных» специальностей. В связи с этим особое внимание следует уделить СПК в группах курсантов, который оказывает максимальное влияние на взаимоотношения, учебную деятельность и службу.

Особенности характера социально-психологического климата в коллективах, проблемы и специфика его формирования, развития и оптимизации рассматриваются в работах Б. Д. Парыгина [1], И.А. Зимней [2] и др. Особый вклад в исследование социально-психологического климата военных коллективов внесли такие психологи, как А.Я. Анцупов [3], В.Ф. Давыдов, Л.M. Королев, Н.Ф. Феденко [4] и др. Исследования, проведенные этими учеными, стали основой методики диагностики особенностей социально-психологического климата коллективов военных вузов. В ряде исследований доказана взаимосвязь социально-психологического климата коллектива и различных организационных и личностных факторов.

Специфика межличностных отношений в военных вузах, с одной стороны, идентична студенческой, а с другой — имеет ряд особенностей, что связано с определенной мотивацией выбора профессии, жесткой дисциплиной, замкнутостью пространства, в условиях которых формируется личность курсанта, формируется воинский коллектив. Все это самым непосредственным образом связано с характером социально-психологического климата.

Советский психолог В.Д. Парыгин [1] дает следующее определение данному понятию: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности». Военный психолог Н.Ф. Феденко [4], рассмотрев СПК воинского коллектива, пришел к выводу, что он определяется настроем курсантов, который выражает их эмоциональные состояния; отношением к окружающему миру, к выполняемой работе, самим себе, взаимоотношения-ми с другими.

Мы провели эмпирическое исследование, целью которого стало проведение сравнительного анализа социально-психологического климата в группах студентов-психологов и курсантов военного вуза. Мы предположили, что социально-психологический климат в студенческих группах и военных коллективах имеет свою специфику, а именно: среди студентов-психологов наиболее выраженными являются такие коллективные параметры, как сплоченность, ценностно-ориентированное единство, интерес к личности; в военном коллективе — разобщенность, жесткая дисциплина, иерархизированность.

Нами была составлена батарея психодиагностических методик: методика «Климат» (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина) [5]; диагностика уровня развития малой группы [5]; проективная методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви [5], адаптированная нами к задачам исследования; «Определение ценностно- ориентационного единства группы (ЦОЕ)» B.C. Ивашкина, В.В. Онуфриева [5]; определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора [5]. Для статистической обработки полученных данных нами использовался U-критерий Манна-Уитни.
В нашем исследовании принимали участие студенты психолого-педагогического факультета, 4 курса Воронежского государственного педагогического университета, в возрасте 21-22 лет в количестве 20 человек, среди которых 17 девушек и 3 юноши, а также курсанты 4 курса ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина, в возрасте 20- 22 лет в количестве 20 человек.

Мы получили следующие результаты в ходе нашего исследования: у курсантов и студентов- психологов, были выявлены различия СПК: в группе курсантов был получен небольшой диапазон средних оценок СПК. В данной группе преобладает оптимистичный тон настроения и готовность откликнуться на полезное для всех дело; у курсантов наиболее высокие оценки получили параметры: «Тон настроения», «Доброжелательность» и «Отношение к поощрениям». В группе студентов- психологов из предложенных параметров наибольшую оценку получили параметры: «Тон настроения» и «Взаимоотношения в коллективе». Рассматриваемые группы курсантов и студентов-психологов объединяет чувство гордости за свой коллектив.

Исследуемый нами коллектив курсантов и студентов-психологов, по полученным данным, можно назвать малыми группами со средним уровнем развития. Согласно классификации Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина и по полученному суммарному баллу группу курсантов можно отнести к кооперации «Мерцающий маяк». Это означает, что главным объединяющим фактором полученной кооперации является совместная деятельность, активное формирование межличностных отношений, формирование корпоративной культуры. Эта стадия является самой конфликтной стадией групповой динамики, так как возникают противоречия субъектов, самоутверждаются «лидеры второго плана». Группу студентов-психологов, по полученному суммарному баллу, можно отнести к ассоциации «Мягкая глина», то есть для нее характерно осознание единства, общей цели, начало формирования структуры и выделения лидеров. Для нас полученная оценка группы неожиданна, так как мы исследуем студентов-психологов, обучающихся на выпускном курсе. Таким образом, для группы курсантов характерен более высокий уровень кооперации при наличии острых противоречий [6].

По методике «Незаконченные предложения» можем сделать вывод, что, находясь в своем коллективе, и курсанты, и студенты-психологи чувствуют себя относительно комфортно. При возникновении конфликта в группе курсанты стараются прийти к компромиссному решению, в то время как у студентов-психологов возникает «конфликтная установка». В коллективе студентов-психологов больше всего ценятся «личностные качества», среди курсантов преобладают «индивидуальные ценности».

Наиболее ценными качествами среди курсантов признаются: «трудолюбие», «дружелюбие», «общительность», «активность». Наличие этих качеств, по их мнению, помогает достигать поставленных целей, добиваться успехов и поддерживать дружеские взаимоотношения внутри коллектива. Для того чтобы достичь успехов в учебной деятельности и добиться поставленных целей, психологам в большей степени требуется «организованность», курсанты в меньшей степени оценили это качество, т.к. для них «быть организованным» — это естественно.

В результате статистического анализа гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно: для членов группы курсантов характерно принимать компромиссное решение при возникновении конфликтов в коллективе, но ценности в этой группе для каждого индивидуальны. Для группы студентов-психологов характерна ценность личностных качеств. В группе студентов диагностируется наличие конфликта. Однако по таким параметрам, как уровень развития малой группы, ценностно-ориентированное единство группы и уровень групповой сплоченности статистически значимые различия не были обнаружены.

Итак, специфика социально-психологического климата в студенческой группе определяется личностными качествами студентов, сложившимися отношениями, уровнем мотивации, организационной культурой вуза, отношениями с педагогами, применяемыми формами обучения (тренингами и другими активными формами). СПК в группе курсантов определяется условиями жизнедеятельности военнослужащих; стилем руководства (в основном, авторитарным); конфликтами подчиненных с начальниками и между членами группы (наличие «дедовщины»); организационной культурой (бюрократической).

Таким образом, гипотеза о том, что социально- психологический климат в студенческих группах и военных коллективах имеет свои особенности, а именно: в группе студентов-психологов наблюдаются такие черты, как сплоченность, ценностно-ориентированное единство, интерес к личности, а в военном коллективе — разобщенность, жесткая дисциплина, иерархизированность, получила свое частичное подтверждение [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Пары- гин. — СПб. : ИГУП, 1999. -592 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. — М. : Логос, 2006. — 384 с.
3. Анцупов, А.Я. Методологические проблемы военно-психологических исследований : учебное пособие [Текст] / А.Я. Анцупов, В.Н. Помогайбин. — М. : Военный университет, 1999. — 104 с.
4. Феденко, Н.Ф. Психология воинского коллектива [Текст] / Н.Ф. Феденко. — М. : Воениздат, 1981 — 317 с.
5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Иайнулов. — М. : ПИП, 2009. — 490 с.
6. Кожанова, В.А. Сравнительный анализ социально-психологического климата у студентов педагогического ВУЗа и курсантов Военно-Воздушной академии [Текст] / В.А. Кожанова. — Воронеж : ВГПУ, 2016.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code