СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Т.Л.Худякова, С.И.АкиныпинаИзвестия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

АННОТАЦИЯ. Анализируется понятие профессиональной компетентности. Рассматриваются компе- тентностный и деятелъностный подход в высшем образовании. В качестве методологического основания представлена концепция профессионального становления Н.Н. Нечаева. Выявлено соотношение гендерных типов и профессиональной компетентности студентов-психологов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность, гендер, гендерная идентичность, гендерный тип.

 

Наиболее важной задачей реформы российской системы высшего образования является соответствие постоянно возрастающим требованиям к качеству обучения студентов с учетом принципов Болонской декларации, которые реализуются в компетентностном подходе.

Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют новые требования к качеству профессионального образования. Выпускник вуза сегодня является высококвалифицированным профессионалом, способным решать основные профессиональные задачи и при этом быть целеустремленным, активным, инициативным, ответственным, а также умеющим работать в команде и взаимодействовать с людьми, иметь высокий уровень коммуникативной компетентности, мотивацию к обучению на протяжении всей жизни.

Образовательная среда современного вуза способствует формированию профессионально-значимых качеств личности студента, которые являются компонентом его компетенций. Становление профессиональной компетентности предполагает учет индивидуальной траектории, ориентацию на гуманитарные, этические, культурные аспекты образовательной деятельности [1, с. 25]. Изучение взаимосвязи специфики профессиональной деятельности и тендерной идентичности является предметом нашего исследования. Стоит отметить, что данная проблема является новой в отечественной психологии. Значимость исследования соотношения профессиональной компетентности и тендерной идентичности студентов-психологов определяется особенностями профессиональной деятельности психолога. Как представитель определенного тендерного типа — феминного, андрогинного, маскулинного — профессионал обладает характеристиками, которые, в зависимости от выбранной профессии, соответствуют или не соответствуют необходимым параметрам. Содержание образования в вузе, его методология, педагогические технологии и приемы необходимо проектировать, учитывая тендерные аспекты.

По мнению А.А. Андреева, для профессиональной подготовки психологов в настоящее время необходимо синергетическое образование, которое включает в себя формирование не только конкретных профессиональных навыков, но и личностных качеств. Данный подход позволит решить проблему подготовки современного специалиста-психолога в университете — сформировать личность, обладающую различными типами профессионального мышления, способную к саморазвитию, обладающую необходимой профессиональной компетентностью [2].

Теоретический анализ проблемы качества профессиональной подготовки психологов показывает, что в последние годы возрастает интерес исследователей, например, таких как А.К. Маркова, Л.И. Вачков, Е.Е. Зеер, к детерминантам профессионализации, которые способствуют развитию профессиональной компетентности психологов, в частности к движущим силам и механизмам этого процесса.

Знание механизма профессионализации и процесса развития компетентности является показателем мастерства профессионального психолога, которое обеспечивает целостность и единство сферы профессиональной деятельности.

Значительный вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли работы Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Кузьминой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, диссертационные работы И.В. Аксёновой, А.П. Рожковой, Ю.В. Варданян, В.В. Гафнера, Е.В. Рогулиной, в которых рассматривается проблема условий ее формирования.

Процесс модернизации современного образования требует пересмотра сроков и содержания подготовки квалифицированных специалистов в области психологии. По мнению И.В. Вачкова, освоение профессии в области высшего образования осуществляется в ходе специально организованной учебной деятельности студентов, целью которой является предоставление им необходимого объема общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, навыков, формирование и развитие которых будет соответствовать личностным качествам и способностям, а также приобщать к основам профессиональной этики [4]. В теории и практике профессионального развития все больше ощущается необходимость нового осмысления сущности и смысла труда конкретных профессионалов, специфики профессионального самоопределения, на первый план выдвигаются проблемы, связанные со становлением профессиональной идентичности личности. Огромную роль в настоящее время играет модернизация образования, исходной точкой которой является компетентностный подход, указывающий на качество конечного продукта — компетентность выпускника, а в нашем случае — психолога.

Новые тенденции в развитии образования коснулись, в том числе, психологического образования и обозначили необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки психологов в соответствии с новыми требованиями и принципами компетентностного подхода.

По мнению T.Л. Худяковой, А.Н. Севрюковой, современный этап развития высшего образования характеризуется необходимостью конкретизации и обоснования содержания профессиональной деятельности. А.А. Марголис и И.В. Коновалова признают необходимость сертификации профессиональной деятельности психолога, так как она может стать официальным подтверждением не только знаний, но и практических навыков [по: 8].

Компетентностный подход к профессиональному образованию соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Этот подход активно изучается такими отечественными учеными, как И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Ю.Г. Татур, Н.Н. Нечаев, В.Д. Шадриков и др. Компетентностный подход является одним из ведущих в европейском образовании. От студента требуется овладение соответствующими компетенциями, включающими его личное отношение к предмету деятельности, способность действовать в ситуации неопределенности, общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенной области.

По мнению И.В. Вачкова, профессия «психолог» относится к тем профессиям, где важными проблемами являются общественные сложности в социализации личности, поэтому данная профессия предполагает общение с самыми разными людьми. Из этого следует то, что психологу требуется формировать в себе готовность «понимать» самых разных людей, ориентироваться в разных способах их жизнедеятельности в разных видах профессионального труда. Очень важным фактором для психолога является обладание такими личностными характеристиками, которые позволяли бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов [4].

И.М. Юсупова, Е.В. Зинченко говорят о том, что профессионально-значимым качеством для специалистов помогающих профессий, в том числе психологов, является эмпатия [по: 4]. Личностная готовность специалиста предполагает психологическую проработку собственных проблем в тех сферах, в которых он собирается практиковать. Преобладающий в практике вузов тип организации учебной деятельности подразумевает накопление достаточной для будущей деятельности суммы знаний, составляющей совокупную основу профессии. Личность психолога выделяется во всех теоретических работах как инструмент в процессе консультативной деятельности.

В процессе формирования модели профессиональной компетентности психолога мы, используя деятельностный подход в отечественной психологии, основываемся на концепции профессионального развития, представленной в работах Н.Н. Нечаева [7]. С его точки зрения, в процессе профессионального становления можно выделить три базовых уровня — предметный, теоретический и практический. Предметный уровень предполагает формирование профессиональных установок, представлений, понятий, определяющих профессиональное восприятие и интерпретацию реальности. Этот уровень профессионализма в целом совпадает с начальной стадией вузовской подготовки. Н.Н. Нечаев видит его как базу для первоначального создания профессионально значимых характеристик профессиональной деятельности. С психологической точки зрения внимание должно быть уделено предметной специализации обыденных представлений и житейских понятий, которые, как правило, уже имеет студент.

Следующий уровень профессионального развития — теоретический. Он включает в себя усвоение целого спектра теоретических концепций и подходов отечественной и зарубежной психологии. Данный уровень отражает результаты формирования основных структур профессионального мышления, в частности специализированного внутреннего плана действий, адекватных форм и методов профессиональной деятельности.

Практическая стадия профессионализации в вузе предполагает формирование способности самостоятельно ставить задачи и решать профессиональные проблемы. Это последний этап в профессионализации личности студента в вузе. Как правило, этот этап редуцирован, хотя, согласно Н.Н. Нечаеву, он является наиболее значимым в подготовке специалиста [7]. Данная модель циклична и предполагает освоение всех уровней на каждом этапе профессионального становления. С нашей точки зрения, формирование профессиональной идентичности включает тендерные аспекты. Современное российское общество характеризуется стремительными социальными изменениями, которые проявляются, в том числе, изменением тендерных стереотипов. Мы наблюдаем разрушение традиционного тендерного порядка, главным следствием которого является сближение мужских и женских ролей, статусов и позиций в обществе и в семье. Сфера профессиональной деятельности — это как раз та область деятельности человека, где изменения в тендерных отношениях происходят наиболее интенсивно. Мужчины потеряли свою монополию на производительный труд, так как женщины быстро освоили не только традиционно «женские» профессии, но и очень активны в приобретении «мужских» профессий.

В теории и практике профессионального развития все больше ощущается необходимость осмысления сущности и смысла труда конкретных профессионалов, специфики профессионального самоопределения. На первый план выдвигаются проблемы, связанные со становлением профессио-нальной идентичности личности. Структура профессиональной идентичности включает тендерную идентичность.
В качестве основной методологической основы для выявления взаимосвязи профессиональной компетентности и тендерного типа у студентов- психологов используется тендерный подход, который является методологией анализа тендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых взаимодействий.

Указанная методология позволяет отойти от точки зрения предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксации полоролевого поведения, она показывает путь личностного развития и самореализации, не ограничиваясь традиционными стереотипами половой принадлежности. В связи с этими теоретическими положениями в области тендерных исследований, ориентированными на анализ тендерных характеристик, акцент ставится на укрепление взаимоотношений между представителями разных полов на основе модели партнерства, а не на базе традиционной модели доми- нантно-зависимых отношений.

Находясь в условиях, не типичных для профессиональной подготовки, девушки и юноши принимают решение обучаться неполотипичным специальностям. Часто молодые люди обучаются в высших учебных заведениях «женским» профессиям (например, психолог, педагог), а девушки, соответственно, — «мужским» (женщины-военные). Признается значимым тот факт, что студенческие годы являются одним из наиболее важных подготовительных этапов формирования профессиональной идентичности личности, человек стремится выбрать профессиональное поле, которое отвечает его устоявшимся представлениям о себе. Утверждение себя в трудовой деятельности, которая, в свою очередь, соответствует Я-концепции того или иного индивида, способствует самоактуализации личности. При этом в юношеском возрасте тендерная идентичность, как правило, сформирована.

Конечно, в данном случае, роль преподавателя имеет большое значение, потому что, как отмечал К.Д. Ушинский «…влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями…» [по 2, с. 35]. Для образовательной деятельности имеет важное значение организационная, социальная и психологическая среда, деловая культура общения между преподавателями и студентами университета. Особое значение приобретает умение осознавать и учитывать собственную тендерную идентичность как преподавателей, так и студентов.

Психолог, в отличие от других специалистов, должен не только иметь профессиональные навыки в узком смысле этого слова, но и обладать высокой культурой делового общения, которая будет помогать ему решать поставленные задачи. В процессе обучения студенты-психологи не только накапливают интеллектуальную базу, но и усваивать новое качество образования, которое заключается в постоянной необходимости расширения, углубления и улучшения базы знаний. Особое место в этом процессе занимает изучение основ тендерной психологии. С помощью использования таких приемов и методов, как расширение содержания образования (состав дисциплин и их взаимодействие), при поддержке технологии, основанной на принципах интегрального построения учебного материала, повышается качество образования и, следовательно, усиливается мотивация профессионального роста. Высокая мотивация к обучению способствует формированию профессиональной компетентности, и это является основной задачей в процессе обучения студентов-психологов [4, с. 167].

Основываясь на работе С.И. Акиныпиной и Л.H. Гридяевой, мы говорим о том, что с возрастом проявление тендерной идентичности претерпевает определенные изменения, а именно: с периодом взросления начинают преобладать андрогинные характеристики личности, которые проявляются в степени отображения пола, выраженности самооценки, демонстративных признаках [1].

Говоря о тендерных типах человека, а именно феминном, андрогинном и маскулинном тендерном типе, мы можем констатировать, что в профессии психолога наиболее выраженными являются андрогинные и феминные характеристики лич-ности. Об этом свидетельствуют результаты нашего эмпирического исследования, посвященного выявлению распределения тендерных типов у студентов-психологов.

Маскулинный вариант рассматривается как совокупность «инструментальных» качеств личности и характеризуется наибольшей выраженностью таких свойств, как независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, вера в себя, самодостаточность. В обыденном сознании данные качества ассоциируются с мужчинами.

С феминным вариантом связывают «экспрессивные» характеристики личности: скромность, исполнительность, конформность, преданность, способность к состраданию, гибкость, эмпатию, склонность к кооперации и компромиссам [5].
Маскулинные и фемининные свойства в значительной мере обусловлены социальным контекстом при формировании и развитии и имеют, скорее, социокультурную детерминацию. Андрогинному варианту тендерной идентичности примерно в равной степени присущи и маскулинные, и фемининные качества. С точки зрения Ш. Берн, представители этого типа личности воспитывались в ситуации менее жестких нормативных требований, связанных с полоспецифичным поведением [3].
Таким образом, специфика профессиональной деятельности психолога, а также профессионально- значимые качества личности являются основанием для выделения таких тендерных типов, как андрогинный и феминный, в качестве основных для представителей данной профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акиньшина, С.И. Особенности проявления тендерной идентичности личности разных возрастных групп [Текст] / С.И. Акиньшина, Л.H. Гридяева // Современные тенденции в науке и образовании. — 2009. — № 1. — С. 56-58
2. Андреев, А.А. Знания или компетенции? [Текст] / А.А. Андреев // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 56-61.
3. Берн, Ш. Тендерная психология [Текст] / Ш. Берн. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
4. Бачков, И.В. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие [Текст] / В.И. Бачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. — 2-е изд. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института «МОДЕК», 2006. — 464 с.
5. Клецина, И.С. Достижения и проблемы развития тендерного направления в отечественной психологии [Текст] / И.С. Клецина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. — 2010. — № 4 (3). — С. 120—125.
6. Клецина, И.С. Тендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» [Текст] / И.С. Нечаев // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. — С. 83—92.
7. Нечаев, Н.Н. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образовательного процесса [Текст] / Н.Н. Нечаев, О.А. Идобаева, А.И. Подольский // Вопросы психологии. — 2015. — № 5. — С. 3-12.
8. Худякова, Т.Л. Особенности профессиональной подготовки психологов на современном этапе модернизации высшего профессионального образования в России [Текст] / Т.Л. Худякова, А.Н. Севрюкова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2014. — № 1(262). — С. 88—91.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code