РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЮ Нань, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

АННОТАЦИЯ. Университетизация педагогического образования как мировая тенденция является важным этапом в развитии непрерывного педагогического образования. В современном обществе университет играет большую роль в подготовке педагогов благодаря фундаментальности, универсальности и научно- исследовательской направленности учебного процесса. В России имеются старинные традиции подготовки учителей в классических университетах, на этой основе в 90-х годах XX века была продолжена университетизация педагогического образования. В классических университетах даётся педагогическое образование в рамках основного или дополнительного образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование, модели педагогического образования, университетизация педагогического образования, непрерывное педагогическое образование, подготовка учителей в университетах.

 

Университетизация педагогического образования — это лозунг, который представлен в сфере педагогического образования в странах Европы в 90-х гг. XX в., как научная концепция, он был впервые выдвинут в июле 1991 г. на конференции Ассоциации по педагогическому образованию в Европе (АТЕЕ), где было заявлено, что университет играет важную роль в подготовке и повышении квалификации педагогов.

Университетизация педагогического образования как подход к системе непрерывного педагогического образования
Идея непрерывного образования принята педагогической наукой, в тезаурусе которой появилось понятие «непрерывное педагогическое образование». Развитие непрерывного образования в сфере педагогического образования является необходимой тенденцией. С одной стороны, будущий педагог нуждается в непрерывном образовании, которое адекватно специфике педагогической деятельности, роли, месту личности учителя в педагогическом процессе. С другой стороны, развитие системы непрерывного образования зависит от реформы и развития педагогического образования, то есть создания и совершенствования системы непрерывного педагогического образования.
В современных условиях выдвигаются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя. Новое общество требует педагога нового типа, социально-профессиональный облик которого характеризует высокая профессиональная компетентность и творческий потенциал, гражданские и личностные качества. Целью университета является обеспечение высокого уровня общенаучного, специального и профессионального индивидуально- творческого развития студента, овладевающего основами педагогической профессии, общей культуры, позволяющими проявить их в коллективно- педагогической деятельности и процессе непрерывного самообразования. Эта цель соответствует критериям образа нового учителя, который обладает профессиональной и личностной компетентностью.

Создание системы непрерывного педагогического образования должно строиться на нескольких принципах: на ориентации образовательной системы на человека, имеющего индивидуальность и нуждающегося в непрерывном самосовершенствовании и самореализации; на гибкости образовательной системы, способности ее быстро реагировать на образовательный спрос и особенности интересов молодежи; доступности и открытости любой ступени и формы дальнейшего образования каждому человеку; на диверсификации образовательных услуг, предлагаемых системой; на праве каждого человека на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития после окончания высшей школы. Поэтому подготовка учителей должна проходить в многоуровневой системе образования, то есть в университете, а не в специальном институте, там трудно представлять послевузовское образование, даже вторую степень высшего образования.

Развитие университетизации педагогического образования в мире
Исторически педагогическое образование как специальная деятельность возникло не вместе с появлением университета, а стало порождением развития современного образования. В XI веке были созданы первые университеты в Европе, а первая педагогическая школа появилась в XVII веке, с тех пор современная система педагогического образования постепенно формируется в мире. А теперь много стран стараются преобразовать старые системы педагогического образования, ослабляют её самостоятельность, осуществляют подготовку педагогических кадров для всей системы образования.

В разных странах университетизация педагогического образования имеет разные исторические корни и тенденции развития. Например, в США в 1960-х гг. уже почти завершился этот процесс, а в странах западной Европы он только начинается с 1990-х гг. [1, с. 56]. В Канаде с 1970-х гг. профессиональная педагогическая подготовка учителей для начальной и средней школы была переведена в университетский сектор высшего образования, где были созданы специальные факультеты педагогики [2]. В настоящее время подготовка учителей сосредоточена в секторе высшего образования на факультетах педагогики (Faculties of Education). В России в 1992 г. тоже началась университетизация педагогического образования [3, с. 31]. В Китае в 1999 г. в решении «Об усилении реформы образования, всестороннего введения качественного воспитания» [4] было отмечено, что необходимо поощрять участие классических университетов в подготовке учителей и повышении их квалификации, приветствовать попытку устройства педагогического института при классических университетах.
В 1991 г. на совещании Ассоциации по педагогическому образованию в Европе подчеркивалось, что «университет играет более важную роль в подготовке и повышении квалификации педагогов». Участники указывали на необходимость и важность университета в педагогическом образовании, а для этого требуются реформа школьного образования и педагогического образования; специализация педагогического образования; ответственность общественных организаций и правительства; интеграция университетского педагогического образования; включение дисциплин университетского педагогического образования; вклад университета в образовательную теорию и науку [5, с. 9].

В 2003 г. ЮНЕСКО специально создала исследовательский доклад «университетизация педагогического образования в Европе: современная модель и новый подход», в котором исследованы организационные структуры и учреждения в 14 странах Европы. Под влиянием международных организаций университетизация педагогического образования становится международной тенденцией реформы педагогического образования в мире.

Университетизация педагогического образования многими исследователямив мире понимается по- разному, некоторые считают, что классические университеты должны стать учреждениями подготовки педагогических кадров; другие высказывают, что главным является сотрудничество между университетами и школами; кто-то подчеркивает, что классические университеты, исследовав педагогическое образование, должны создавать образовательные программы. По общей тенденции университет становится субъектом подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, существует понимание университетизации педагогического образования как процесса усиления фундаментальной научной подготовки специалистов образования и ослабления профессиональной психолого-педагогической подготовки.
По нашему мнению, главное в данной концепции — заимствование положительной стороны университетского образования в подготовке педагогических кадров. Китайские ученые Гаочэн и Люибин считают, что «университетизацию педагогического образования необходимо систематично и планомерно проводить непрерывное педагогическое образование по логике университета на базе высших учебных заведений» [6, с. 98]. Ученый Республики Беларусь А.В. Торхова отмечает, что университетское педагогическое образование — это система профессионально-педагогической подготовки преподавателей различных специальностей и профилей, которая обладает всеми признаками университетского образования: фундаментальностью, универсальностью, гуманитарной и научно-исследовательской направленностью [1] .

Различие между классическим университетом и педагогическим институтом в подготовке учителя
Относительно данного вопроса существуют разные мнения. Кто-то считает, что только в университете возможна подготовка учителя, поскольку современный учитель — это, действительно, профессионал с широкой эрудицией, универсальной образованностью, что возможно лишь при получении образования в университете. Кто-то думает, что качественная подготовка возможна только в педагогических институтах, потому что у них богатый практический опыт, а в классическом университете — низкое качество педагогической теории и практики. Как известно, различие между университетским образованием и педагогическим образованием состоит в том, что студенты университетов получают в большем объеме научную подготовку, а студенты пединститутов — практическую педагогическую».

Выдающиеся педагоги и деятели образования выражают разные мнения по данному вопросу. М.М. Рубинштейн выдвинул мысль о необходимости широкого научного образования учителей. Н.И. Пирогов неоднократно настаивал на том, что учителей надо готовить в специальных учительских семинариях и на педагогических курсах, кроме того, преподаватели после окончания классического университета должны обязательно пройти педагогические курсы. Взгляды К.Д. Ушинского на организацию подготовки учителей для народных школ наиболее полно выражены в его статье «Проект учительской семинарии», впервые напечатанной в «Журнале Министерства народного просвещения» [7]. В 1861 г. Константин Дмитриевич неоднократно высказывал свои мысли о необходимости специальной подготовки квалифицированных учительских кадров в семинариях, педагогических институтах и университетах [8].

Несмотря на то, что классический университет проигрывает в объеме и глубине психолого- педагогической и методической подготовки, фундаментальность обучения, интеграция науки и образования, бренд университета, обеспечивающий приток хорошо подготовленных абитуриентов превосходит педагогический вуз. Практически все крупные зарубежные университеты в той или иной форме проводят подготовку преподавателей с целью их дальнейшей работы в системе высшего профессионального образования. Стоит отметить, педагогическое образование тоже имеет значение для университета. Выпускник классического университета, оставшийся работать по специальности — заниматься исследовательской деятельностью, что рано или поздно столкнется с проблемой «как научить». Поэтому особую ценность приобретает возможность постичь основы методологии учебного процесса [9].

В общем, различие между университетским образованием и педагогическим образованием не является непримиримым противоречием. Преобразование педагогических институтов в педагогические университеты было призвано разрешить это противоречие. В педагогических университетах при сохранении основного профиля обучения студентам предлагается более широкий круг гуманитарных и социальных дисциплин. Их выпускники обычно имеюь двойную специализацию — в своей предметной области и в сфере педагогики (к примеру, математик и учитель математики). На самом деле коренная проблема заключается в изменении подхода и содержания педагогического образования, а не в том, где готовить учителей: в классических университетах или в педагогических учебных заведениях.

Историческая традиция подготовки педагогов в университетах в России
В России за два века сформировалась автономная от классических университетов система профессионального педагогического образования, основными элементами которой стали педагогические семинарии, институты, училища, колледжи. Тем не менее подготовка педагогических кадров в России традиционно являлась одной из задач классических университетов.

Практически первые идеи именно педагогической подготовки кадров с университетским образованием реализовались с учреждением в 1724 г. в Петербургской академии наук, при которой в 1726 г. открылся Академический университет, где студенты получали возможность «давать первые фундаменты наук начинающим учиться» [10]. Таким образом, с начала XVIII века и до Октябрьской революции подготовка преподавательских кадров для высшего образования в России являлась преимуществом классических университетов, которые выпускали магистров для научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

В 1920-1930 гг. в связи с дефицитом специалистов и недостаточной грамотностью общества резко расширилась сеть профессионально-педагогических училищ, готовивших педагогические кадры. Специальное педагогическое образование обеспечивало быструю подготовку необходимых учителей в нужном количестве. К концу тридцатых годов в Советском Союзе произошло значительное уменьшение роли классических университетов в подготовке педагогов, а эта функция была передана педагогическим училищам и институтам.

В 1950-1960 гг. на естественных и некоторых гуманитарных факультетах многих классических университетов была прекращена подготовка к педагогической деятельности. Вплоть до шестидесятых годов наблюдается общая направленность к разделению функций университетов и педагогических институтов. Если педагогические вузы готовили учителей, в основном, для младшей ступени школ, то университеты подготавливали специалистов для 5-10 классов [11]. Традиция университетского педагогического образования не могла сохраниться в условиях монополии государства на образовательные услуги [12].

К 1990-м гг. достаточно резко упал престиж педагогической профессии у выпускников университета. В 1990-х гг. в Советском Союзе сложилась устоявшаяся система подготовки и повышения квалификации работников образования. Подготовкой учителей занимались педагогические институты и педагогические училища, повышением квалификации — институты повышения квалификации от районного до всесоюзного уровня. В то время классические университеты почти не занимались подготовкой педагогических кадров. В их учебных планах существовало только несколько педагогических и методологических дисциплин. Например, в программы подготовки студентов по химической специальности классических университетов входила дисциплина «Методика преподавания химии» и «Педагогика и методика воспитательной работы» [13].

Неэффективность педагогического образования
В России многие годы не изменялась система педагогического образования, которая опиралась на сеть педагогических вузов и учреждений среднего профессионального образования. Эта система считается старой, закрытой и неэффективной. Результаты проведенного в 2012 г. Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а среди гуманитарных — 42,86% [15].

Количество педагогических вузов сокращается, количество бюджетных мест в педагогических вузах — тоже. В проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013 г.) заговорили о существовании «двойного негативного отбора» [16, с. 98], когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники. Из-за неудовлетворительного количества и качества педагогического образования системе педагогического образования предстоит реформа.

Вместе с тем в системе подготовки педагогов имеет место ряд нерешенных проблем. Содержание педагогического образования продолжает оставаться отчужденным от реальной практики, не сориентированным на возникновение новых запросов образовательных учреждений всех типов, субъектов рынка образовательных услуг. Не осуществляется междисциплинарный подход к организации образовательного процесса, не обеспечивается единство целей, содержания и методов образовательного процесса.

В связи с этим начинающие педагоги испытывают трудности социально-профессиональной адаптации. Сегодняшний выпускник университета не всегда готов к решению сложных профессиональных задач. Это обусловлено отсутствием возможности получить в университете необходимые дополнительные компетенции, в том числе обеспечивающие навыки для работы в сфере образования взрослых.

Политика и модели подготовки педагогов в классических университетах в России
Университетизация педагогического образования развивается по двум направлениям: 1) повышается уровень подготовки педагогов, часть государственных педвузов в целях выживания переоформилась в социально-педагогические и гуманитарные учебные заведения, часть — была присоединена к классическим университетам. В 1990-х гг. ряд пединститутов был преобразован впервые педагогические университеты. По статистическим данным, в 1992 г. 33 из них преобразованы в педагогические университеты [14]; 2) классические университеты приняли участие в подготовке педагогов. В последние годы в России число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 — педагогических, в 2012 г. — 167 вузов, в том числе в 48 — собственно педагогических [15].

В 1990-х гг. в России начинается университетизация высшего образования, в том числе педагогического. С конца 1990-х гг. в классических университетах стали появляться программы подготовки школьных учителей [17, с. 6]. В 2003 г. принятая Министерством образования РФ «Программа модернизации педагогического образования в России» определяет основные направления такой деятельности применительно ко всем типам вузов, готовящих педагогические кадры. Поскольку значительный вклад в подготовку педагогов вносят классические университеты, сегодня в обществе идет обсуждение проекта модернизации педагогического образования. В «Программе модернизации педагогического образования 2014-2017 гг.» рассматривается «подготовка педагогов на 3 и 4 курсе после двух курсов непедагогического бакалавриата» как один из всех ключевых элементов новой системы подготовки педагогов.

В настоящее время в классических университетах сложилось два главных направления: 1) педагогическое образование как основное на уровне магистра образования по направлению, на базе кафедры педагогики отделения образования; 2) педагогическое образование как дополнительное, в том числе получение педагогического образования в рамках дополнительного образования, что более популярно. Многие специалисты отметили, что педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

Педагогическое образование как дополнительное осуществляется с помощью трёх моделей:

1) в рамках соответствующих факультетов, то есть, физики, математики, географы и студенты других факультетов параллельно с освоением дисциплин по основному направлению могут изучать дополнительно психологию и педагогику, методику преподавания предмета (физики, химии и др.) на своем факультете);

2) на факультетах педагогического образования. В МГУ в 1997 г. был создан факультет педагогического образования в рамках реализации идеи о том, что классический университет должен быть основой для образования педагогов [18, с. 24]. На данный факультет зачисляются желающие из числа студентов других факультетов МГУ для подготовки к преподавательской работе параллельно с изучением выбранной области науки. Студентам, выполнившим учебный план факультета педагогического образования, наряду с основной квалификацией присваивается квалификация «Преподаватель», а магистрантам и аспирантам — «Преподаватель вуза»;

3) на базе специальных педагогических центров. Например, в Смоленском государственном университете распространена другая форма педагогического образования — Центр повышения квалификации работников образования и развития образовательных систем, который осуществляет учебно- методическую, исследовательскую и проектную деятельность по обеспечению педагогическими и управленческими кадрами учреждений общего, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на базе передовых образовательных технологий [19, с. 122].

Кроме того, в некоторых университетах реализуются проекты с целью подготовки учителей в условиях взаимосвязанности теории с практикой, то есть взаимодействия вузов со средними и начальными школами. Например, образовательный проект «Подростковая школа» для учащихся 8-11 классов школ города; цикл развивающих игр с детьми- сиротами, проживающими в интернатах Воронежской области; проект «Учимся работать в команде» и др. [20, с. 55].

Конечно, развитие педагогического образования в классических университетах не означает ослабления педагогических учебных заведений. Совершенствование системы подготовки педагогических кадров должно осуществляться с учетом особенностей содержания и структуры классического университетского образования. Необходимо полностью использовать преимущества обоих видов университетов, готовить педагогов как специалистов, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, а также являющихся профессионалами в других областях деятельности. Необходимо также учитывать новые возможности подготовки педагога в системе непрерывного образования, связанные с созданием университетского комплекса как инновационной формы интеграции образовательных учреждений разного уровня в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Торхова, А.В. Издержки университизации педагогического образования и пути их преодоления [Текст] / А.В. Торхова // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 8. — С. 54-58.
2. Боднар, С.С. Структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Канаде [Текст] / С.С. Боднар // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 3. — С. 34-45.
3. Матросов, B.JI. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / B.JI. Матросов. — М. : МПГУ, 2001. — 94 с.
4. Об усилении реформы образования, всестороннего введения качественных воспитания [Электронный ресурс]. — (www.moe.edu.cn).
5. Шень, Ц. Международный сравнительный анализ университизации педагогического образования [Текст] / Ц. Шень. — Фучжоу : Издательство фуцзянского образования, 2008. — 259 с.
6. Гао, Ч. Характеристики и современная сущность университизации педагогического образования [Текст] / Ч. Гао, И. Лю // Управление современным образованием. — 2014. — № 1. — С. 98-101.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. [Текст] / К.Д. Ушинский. — М. : Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584 с.
8. Кипурова, С.Н. Значение взглядов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и JI.H. Толстого на проблемы подготовки учителя для становления гуманистической парадигмы российского образования [Текст] / С.Н. Кипурова // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. — 2011. — № 3. — С. 113-119.
9. Машкина, О.А. Педагогическое образование в классическом университет [Текст] / О.А. Машкина// Вестник московского университета. — 2009. — № 2. — С. 78-90.
10. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России (историко-педагогические очерки) [Текст] / Ф.Г. Па- начин. — М. : Педагогика, 1979. — 216 с.
11. Беспалова, Н.В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете : дис. … канд. пед. наук : [Текст] /Н.В. Беспалова. — Саранск, 2003. — 225 с.
12. Кузнецова, В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования : дис. … канд. пед. наук [Текст] / В.А. Кузнецова. — Ярославль, 1996. — 329 с.
13. Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности Химия : для гос. ун-тов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990.
14. Цели образования в переходный период, доклад ОЭСР [Электронный ресурс]. — (http://oecdru.org/rusweb/rusfeder/5/3/finalrus.htm).
15. Проект концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. — (http://www.vedu.ru).
16. Бережная, И.Ф. Профессиональная подготовка будущих педагогов в классическом университете [Текст] / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — № 3(2). — С. 97-100.
17. Тюльков, И.А. Педагогическая составляющая классического химического университетского образования [Текст] / И.А. Тюльков, В.В. Лунин, Я.А. Грицюк // Вестник московского университета. — 2014. — № 2. — С. 3-14.
18. Розов, Н.Х. Педагогическая компонента классического университетского образования [Текст] / Н.Х. Розов // Вестник московского университета. — 2002. — № 1. — С. 14—24.
19. Глебова, Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия [Текст] / Г.Ф. Глебова // Непрерывное образование: XXI век. — 2014. — № 1(5). — С. 119-134.
20. Деревягина, Е.И. Дополнительное педагогическое образование в классическом университете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2010. — № 1. — С. 53-55.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code