РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

М.В.Дюжакова, доктор педагогических наук, профессор, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье автор выделяет системные изменения, происходящие в педагогическом образовании России вследствие миграционных процессов, анализирует основные направления развития поликультурного образования, направленного на формирование поликультурной компетентности будущего учителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное образование, педагогическое образование, миграционные процессы, поликультурная компетентность, ценности.

 

В условиях развития миграционных процессов системные изменения педагогического образования характеризуются поликультурной направленностью педагогического образования. Системные изменения педагогического образования представляют собой взаимосвязанные изменения организационно-управленческого, содержательного, технологического (процессуального, методического), собственно педагогического компонентов педагогического образования на всех уровнях процесса непрерывного педагогического образования, что способствует достижению нового качества подготовки современного учителя. Их реализация осуществляется через следующие направления.
Прежде всего, через реализацию ценностей поликультурного общества в профессиональной педагогической деятельности, позволяющих обеспечивать равные возможности для получения образования детьми разных расовых, этнических и социальных групп.

Ведущей идеей поликультурного образования является положение о том, что каждый свободен в сохранении этнической идентичности, уникальных характеристик до тех пор, пока они не вступают в противоречие с общенациональными ценностями. Несмотря на то, что концепция поликультурного образования выступает за поддержку этнического, культурного разнообразия, она отстаивает идею единого государства и единой национальной культуры. Уважая и признавая разнообразие, поликультурное образование стремится сформировать нацию — государство, в котором отражены ценности различных групп и культур. Поликультурное образование ориентировано на создании общества, основанного на культурном разнообразии, объединенного всеобъемлющими демократическими ценностями. Когда учащиеся изучают историю нации и мира с позиций разнообразных групп, участвующих в событиях, они могут лучше подготовиться к осуществлению тех социальных и гражданских действий, которые являются важными для граждан в демократическом и плюралистическом обществе.
В ситуации активного обсуждения системы ценностей, которые должны быть приняты в современном российском обществе, все чаще встречается «принцип поликультурности — уважения всех наций, культур, конфессий России, которые имеют право на свою собственную идентичность в рамках большой российской национальной культуры» [3]. Эта проблема широко обсуждалась при разработке нового стандарта средней школы, и в качестве одного из основных фундаментальных принципов новой школы был определен принцип поликультурности образования.

В мировой педагогике проведена работа по определению эффективности поликультурного образования. Методики выявления результатов поликультурного образования сформулированы и отечественными учеными. Они предлагают многоэтапную диагностику: первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения и пр.; второй — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций и пр.; третий — самооценка, анализ деятельности; четвертый — выделение индикаторов-показателей деятельности учащихся в многонациональном социуме [1].

«Замеры» успешности поликультурного образования могут быть сделаны с учетом степени освоения гуманистических ценностей, осознания самобытности различных культур, осмысления общности культур, воспитания уважения к родной, общенациональной и мировой культурам, наличия навыков и умений межкультурного и межнационального общения. Подобные «замеры» осуществляются при использовании традиционной системы оценки знаний, а также посредством психологического мониторинга с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, изучения продуктов творчества учащихся, анализа конкретных педагогических и жизненных ситуаций, рейтинга и т.д. [2].

Реализация системных изменений также осуществляется через проектирование содержания образования путем включения фактов, иллюстрирующих вклад этнических групп в мировую историю; увеличение учебного времени, отводимого для изучения культуры этнических групп; построение программ новых учебных дисциплин на содержательной информации о культурных особенностях этнических групп; организацию социально активных действий учащихся в контексте демократического преобразования общества.

Наибольшее признание и распространение получили два основных направления поликультурного образования со своими целевыми установками, содержанием, технологиями.

1. Освоение учащимися собственной этнической культуры. Педагоги — сторонники поликультурного образования уделяют значительное внимание изучению истории, культурного наследия этнических меньшинств. Большое значение придается изучению родных языков. Многие родители стремятся к сохранению культурной преемственности в изучении письменного и устного фольклорного наследия, традиций, обычаев, национальной литературы и особенно права семьи на передачу собственным детям своего культурного достояния, прежде всего языка. В то же время этническими меньшинствами осознается тот факт, что для успешного функционирования в стране им необходимо хорошее знание языка страны, в которой они проживают. Данное противоречие приводит к тому, что в общеобразовательной школе приоритетной является проблема языковой поддержки учащихся — представителей меньшинств, которая решается посредством программ билингвального обучения.

2. Подготовка учащихся к жизни в поликультурной среде. Основой содержания второго направления поликультурного образования являются знания о различных культурных группах современного общества, формирование кросскультурной компетентности учащихся. Учитель, как правило, включает необходимую информацию в уже существующую программу обучения.

Поликультурное образование, в силу своей многоплановости, междисциплинарности, не может осуществляться в рамках одной учебной дисциплины. Оно интегрируется практически во все предметные области и курсы на всех ступенях школьного обучения. Первое место по «наполняемости» поликультурным содержанием принадлежит предметам историко-обществоведческого цикла, поскольку именно им отводится ведущая роль в процессе социализации.

Другим направлением реализации системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов является самооценка развития поликультурной профессиональной компетентности на основании углубления понимания сущности поликультурной компетенции специалиста сферы образования.
Показателем качества педагогического образования в условиях миграционных процессов является сформированность у педагогов поликультурной компетентности.

Понимание сущности поликультурной компетентности педагога в условиях развития поликультурного образования может быть выработано, исходя из квалификационных требований к профессиональной педагогической деятельности и на основании разработки проблемы реализации компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), а также разработки проекта квалификационной рамки для преподавателей и выпускников университетов (первый подход — Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; второй подход — Я.И. Кузьминов, B.Л. Матросов, В.Д. Шадриков).

Для оценки сформированности поликультурной компетентности педагога могут быть использованы:
— рефлексивные методики, позволяющие педагогу осуществлять самооценку профессиональной деятельности и зафиксировать развитие поликультурной компетентности;
— методики оценки результатов деятельности учителя, уровня его поликультурной компетентности путем анализа академических и личностных достижений учащихся разных национальностей;
— методики оценки включенности воспитательных и образовательных действий педагога в деятельность школы по распространению поликультурных ценностей в социуме.

Оценка компетентности учителя должна предполагать три основных этапа:
— «на входе», т.е. оценка того допрофессионального (и профессионального) багажа (в основном, складывающегося из ключевых компетентностей), с которым обучающийся приступает к освоению очередной программы, курса, практикума и т.п.);
— «в процессе», т.е. мониторинг индикаторов роста компетентности в ходе выполнения обучающимся текущих заданий (решения предлагаемых задач);
— «на выходе», т.е. по результатам освоения образовательной профессиональной программы в целом или её законченной части.

Такова общая логика построения процесса оценивания. Процедура оценивания должна строиться с опорой на следующие принципиальные положения:
1. Для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты.
2. Необходимо также выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, т.е. упражнение, задачу для оценки, которые показали бы нам, что студенты овладели необходимыми знаниями, умениями, навыками, ценностями. Основной подход в данном случае — задания не репродуктивного, а проблемного, компетентностного характера.
3. Важно разработать конкретные критерии оценивания, показывающие уровень работы, который может быть оценен, как «отличный», «хороший», «удовлетворительный» и «неудовлетворительный». Речь в данном случае идёт об обобщённых характеристиках, а не об оценках-баллах, которые могут быть лишь одним из многих вариантов.
4. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. «Контрольное» упражнение, тестовая задача являются не чем иным, как видом обучающих упражнений.
5. Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены студентам заранее. Студенты должны знать заранее, ЧТО и КАК будет оценено. Нужно привлекать самих студентов к разработке стратегии и критериев оценивания.
6. Процесс и формы оценки должны быть просты и доступны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки.

Таким образом, контекст развития современного педагогического образования в России характеризуется поликультурной направленностью через:
— реализацию ценностей поликультурного общества в профессиональной педагогической деятельности, позволяющих обеспечивать равные возможности для получения образования детьми разных расовых, этнических и социальных групп;
— проектирование содержания образования путем включения фактов, иллюстрирующих вклад этнических групп в мировую историю; увеличение учебного времени, отводимого для изучения культуры этнических групп; построение программ новых учебных дисциплин на содержательной информации о культурных особенностях этнических групп; организацию социально активных действий учащихся в контексте демократического преобразования общества;
— самооценку развития поликультурной профессиональной компетентности на основании углубления понимания сущности поликультурной компетенции специалиста сферы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся- мигрантов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст] / О.В. Гукаленко. — Ростов-на-Дону, 2000. — 49 с.
2. Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации [Текст] / Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова. — Пятигорск, 2003. — 168 с.
3. Успешность и нравственность. Противоречит ли одно другому? / Учительская газета. Газ. — 2009.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code