9. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

1   2   3   4   5

Оценка эффективности Программы осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы и по итогам ее реализации, путем выявления степени достижения ее плановых (целевых) показателей по отношению к фактическим, а результаты отражаются в аналитических и итоговом отчетах.

 

Примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо «Приложение 2» следует читать «Приложение 1».

 

Методика оценки эффективности Программы разработана государственными заказчиками и прилагается к Программе Приложение 2.

Учитывая, что на пространстве государств-участников Союзного государства основным заказчиком разработок изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники для решения приоритетных задач Союзного государства в областях обороны и безопасности, инфотелекоммуникаций, безопасности промышленности и энергетики является государство, то основной экономический эффект от реализации настоящей Программы получат государства-участники Союзного государства в виде экономии (сбережения) финансовых средств.

Полный экономический эффект от выполнения работ, предлагаемых в настоящей Программе, может быть рассчитан с учетом проведения организационно-технических и финансовых мероприятий по подготовке производства изделий, разрабатываемых в предлагаемых опытно-конструкторских работах.

В расчете использованы усредненные для Российской Федерации и Республики Беларусь показатели в отношении формирования фонда оплаты труда и отчислений от него, показатели подоходного налога и налоговых отчислений, связанных с операционной деятельностью. Усреднение проводилось с учетом весовых коэффициентов ожидаемого участия государств — участников в использовании результатов Программы.

При общей сумме расходов на НИОКР по Программе в размере 2780,0 млн. руб., включая 1840,0 млн. руб. бюджетных средств Союзного государства и 940,0 млн. руб. внебюджетных средства исполнителей — участников Программы суммарный объем выпуска всех видов продукции за 5 лет в период 2020 — 2026 годы может составить более 54697,0 млн. руб.

Сравнение объема бюджетных средств (1840,0 млн. руб.) с поступлениями в бюджеты государств-участников Союзного государства (не менее 16100,0 млн. руб. за 5 лет; только по двум налогам НДС и налог на прибыль) позволяет оценить с учетом дисконтирования период окупаемости бюджетных вложений порядка 5,6 лет. Коэффициент дисконтирования был принят как коэффициент инфляции с поправкой в 2% в сторону его увеличения, а само значение инфляции взято согласно долгосрочному прогнозу Минэкономразвития России до 2030 г. (вариант 2). Предполагается, что по Республике Беларусь указанные данные будут аналогичны.

Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемой Программы базировалась на коммерческой ценности использования полученных при реализации Программы групп продуктов, включающих:

— комплексные методики создания изделий СВЧ- и оптоэлектроники, определяющих системную часть унифицированных базовых (стандартных) технологических процессов,

— унифицированные базовые (стандартные) технологии производства изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники,

— конкретные изделия наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники, как результат разработки с применением стандартных технологий, которые будут являться объектами апробации и определят эффективность практической применимости разработанных по Программе стандартных технологий,

— технологическое оборудование, оборудование для внутритехнологического контроля и испытаний изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники.

Ключевые суммарные экономические показатели Программы приведены в Таблице 4.

Таблица 4

Основные показатели экономической эффективности Программы

Наименование показателей Значение
Срок окупаемости инвестиций, лет 7,0
Срок окупаемости бюджетных средств, лет 5,6
Индекс доходности коммерческий 3,34
Индекс доходности бюджетных средств 9,17
Внутренняя доходность инвестиций, % 32,18%
Внутренняя доходность бюджета, % 62,72%
Чистый дисконтированный доход (коммерческий), млрд. руб. 5,732519
Чистый дисконтированный доход или бюджетный эффект (ЧДДб), млрд. руб. 8,393418

По результатам расчетов экономической эффективности, приведенным в Таблице 4, можно сделать следующие выводы:

  1. Дисконтированные доходы бюджетов государств-участников Союзного государства более чем в 9 раз превышают дисконтированные расходы, что показывает высокую экономическую эффективность предлагаемой Программы для государств-участников Союзного государства.
  2. Показатели коммерческой окупаемости проекта (срок окупаемости 7,0 лет, внутренняя доходность 32,18%) соответствуют мировой практике для проектов такого класса.
  3. Чистый дисконтированный доход бюджетов государств — участников Союзного государства составляет более 8,3 млрд. руб., что также свидетельствует о высокой экономической эффективности предлагаемой Программы.

В социально-экономической сфере реализация Программы позволит:

— провести дальнейшую специализацию организаций радиоэлектронного комплекса на основе наиболее сильных сторон и повысить качественный уровень разрабатываемых и выпускаемых изделий и систем;

— увеличить производительность труда в радиоэлектронном комплексе, снизить отток талантливой части научно-технических кадров, повысить спрос на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечить привлечение молодых специалистов и ученых и улучшить возрастную структуру кадров;

— обеспечить интеллектуализацию труда и среды обитания и расширения возможности использования радиоэлектроники и информационных систем;

— существенно повысить долю высокотехнологичных радио и оптоэлектронных систем и оборудования отечественного производства во всех сферах жизни общества.

Экологическими последствиями реализация Программы будет снижение нагрузки на окружающую среду за счет возможности сконцентрировать усилия на обеспечении экологической безопасности применяемых унифицированных технологий.

 

Приложение 1

к научно-технической программе Союзного государства «Луч»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА «РАЗРАБОТКА КРИТИЧЕСКИХ СТАНДАРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАНОСТРУКТУРНОЙ МИКРО- И ОПТОЭЛЕКТРОНИКИ, ПРИБОРОВ И СИСТЕМ НА ИХ ОСНОВЕ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПЫТАНИЙ» («ЛУЧ»)

Настоящая методика составлена с учетом требований к оценке эффективности государственной программы, предусмотренных в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690 и Инструкцией по оценке эффективности использования результатов исследований и разработок в промышленности, утвержденной постановлением ГКТН и НАН Беларуси от 22 декабря 2004 г. N 8/3.

Методика оценки эффективности Программы учитывает специфику Программы, позволяя охарактеризовать степень достижения целей и решения задач Программы и ожидаемых результатов ее реализации.

 

  1. Общие положения

 

  1. Оценка эффективности реализации научно-технической программы Союзного государства «Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний» (далее — Программа) осуществляется по годам в течение всего срока реализации Программы и по итогам ее реализации, а ее результаты отражаются в аналитических и итоговом отчетах.
  2. Оценка эффективности Программы производится с учетом следующих составляющих:

— оценки степени достижения целей и решения задач Программы в целом;

— оценки степени реализации каждого из мероприятий, направленных на решение соответствующей задачи Программы (далее — оценка степени реализации мероприятий) по годам исполнения;

— оценки степени соответствия запланированному уровню затрат по годам исполнения и по Программе в целом;

— оценки эффективности использования средств бюджета Союзного государства по годам исполнения и по Программе в целом.

  1. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в один этап.

 

  1. Оценка степени реализации мероприятий

 

  1. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

СРм = Мв / М,

где: СРм — степень реализации мероприятий;

Мв — количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М — общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

В зависимости от специфики степень реализации мероприятий Программы рассчитывается для всех мероприятий Программы.

  1. Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

— общее количество полученных результирующих документов мероприятия полностью соответствует составу документов в графе «Результат» Ведомости исполнения Программы,

— фактически достигнутое численное значение показателя составляет не менее 95% от запланированного в графе «Результат» Ведомости исполнения значения показателя в случае, если установлено его количественное значение (в случае, если в графе «Результат» Ведомости исполнения Программы зафиксированы количественные значения показателей на отчетный год, либо в случае, если установлена прямая связь между мероприятиями и показателями Программы).

В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей, для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.

Результаты реализации могут оцениваться как наступление или не наступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка которого проводится экспертно).

 

III. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат

 

  1. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию Программы к их плановым значениям по следующей формуле:

ССуз = Зф / Зп,

где:

ССуз — степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф — фактические расходы на реализацию Программы в отчетном году;

Зп — плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.

  1. В составе показателя «степень соответствия запланированному уровню расходов» учитываются запланированные расходы бюджета Союзного государства и внебюджетные средства.

В качестве плановых расходов средств бюджета Союзного государства указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию Программы на отчетный год по состоянию на 1 января отчетного года.

В качестве плановых расходов по внебюджетным источникам используются внебюджетные средства, предусмотренные на реализацию Программы за отчетный период.

 

  1. Оценка эффективности использования средств бюджета Союзного государства

 

  1. Эффективность использования средств бюджета Союзного государства рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов средств бюджета Союзного государства по следующей формуле:

Эис = СРм / ССуз,

где:

Эис — эффективность использования средств бюджета Союзного государства;

СРм — степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства;

ССуз — степень соответствия запланированному уровню расходов средств бюджета Союзного государства.

Если доля финансового обеспечения реализации Программы за счет средств бюджета Союзного государства составляет менее 75%, то показатель оценки эффективности использования средств бюджета Союзного государства может быть заменен на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию Программы.

Данный показатель рассчитывается по формуле:

Эис = СРм / ССуз,

где:

Эис — эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию Программы;

СРм — степень реализации всех мероприятий Программы;

ССуз — степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.

 

  1. Оценка степени достижения целей и решения задач Программы

 

  1. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее — степень реализации) Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.
  2. Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, рассчитывается по следующим формулам:

— для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:

СДГппз = ЗПгпф / ЗПгпп;

— для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

СДгппз = ЗПгпл / ЗПгпф,

где:

СДгппз — степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;

ЗПгпф — значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПгпл — плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы.

  1. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:

203

 

 

где:

СРгп — степень реализации Программы;

СДгппз — степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;

М — число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Программы.

При использовании данной формулы, в случае если СДгппз больше 1, значение СДгппз принимается равным 1.

При оценке степени реализации Программы могут определяться коэффициенты значимости отдельных показателей (индикаторов) целей и задач. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:

201

 

 

где ki — удельный вес, отражающий значимость показателя (индикатора),

20

 

  1. Оценка эффективности реализации Программы

 

  1. Эффективность реализации Программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности использования средств бюджета Союзного государства по следующей формуле:

ЭРп/п = СРп/п * Эис,

где:

ЭРп/п — эффективность реализации Программы;

СРп/п — степень реализации Программы;

Эис — эффективность использования средств бюджета Союзного государства.

  1. Эффективность реализации Программы признается высокой, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации Программы признается средней, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,8.

Эффективность реализации Программы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭРп/п составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.

 

Приложение 2

к научно-технической программе Союзного государства «Луч»

ПАСПОРТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА «ЛУЧ»

Наименование Программы «Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний» («Луч»).
Дата принятия решения о разработке Программы Постановление Совета Министров Союзного государства от 7 сентября 2015 г. N 7 «О Концепции научно-технической программы Союзного государства «Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний» («Луч»)
Государственный заказчик-координатор Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Государственные заказчики Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) — от Республики Беларусь

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) — от Российской Федерации

Цели и задачи Цель Программы — создание на основе результатов научно-технических, производственно-технологических и организационно-правовых разработок в общем научном, информационном и технологическом пространстве Союзного государства стандартных взаимоувязанных технологий проектирования (не менее 5), конструктивно и технологически подобных унифицированных изделий наноструктурной электроники, приборов и систем на их основе (не менее 17) и специального технологического оборудования для их производства и испытаний (не менее 11), соответствующих уровню развитых стран ВТО, необходимых для ликвидации угрозы отставания государств-участников Союзного государства от развитых стран мировой экономики в радиоэлектронном и оптоэлектронном приборостроении, и достижения их паритетного равенства.

Задачами Программы являются:

1. Разработка стандартных, обеспеченных комплексами «Правила и средства проектирования», технологий изготовления изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе, что обеспечит высокий уровень их конкурентнопригодности со следующими параметрами:

— минимальный диаметр пластин — от 76 мм до 100 мм в области наноструктурной СВЧ-электроники частотного диапазона от 4 до 40 ГГц и от 50,8 мм до 76 мм соответственно в области наноструктурной оптоэлектроники;

— минимальная длина затвора транзистора — от 0,5 мкм до 0,18 мкм;

— минимальное количество слоев в комплексированной структуре объемного резонатора — не менее 7;

— количество классов библиотечных элементов — не менее 7;

— количество библиотечных элементов в библиотеках стандартных элементов — не менее 40.

2. Разработка комплексных методик проектирования технологий и создания унифицированных изделий наноструктурной электроники, приборов и систем на их основе, в том числе двух классов методик испытаний.

3. Отладка методов и процедур разработки конкретных приборов наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники, в том числе радиофотоники, на основе стандартных технологий и комплексных методик проектирования технологий с общим количеством разработанных инновационных приборов и систем высокого уровня качества и надежности не менее 17.

4. Разработка специализированного оборудования технологических линий для производства изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники, не имеющих аналогов в государствах-участниках Союзного государства, а в некоторых случаях и за рубежом, с общим количеством до 5 типов.

5. Разработки методик и оборудования для внутритехнологического контроля и выходных испытаний изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники для обеспечения высокого качества и надежности технологических процессов, с общим количеством типов оборудования до 6.

Целевые индикаторы и показатели Количество разработанных образцов изделий — 17

Количество патентов и других объектов интеллектуальной собственности — 8

Количество разработанных технологий — 8,

в том числе:

— количество Правил проектирования к стандартным технологическим процессам — 5,

— количество классов библиотечных элементов — 7,

— количество стандартных элементов — 40.

Срок реализации 2016 — 2019 г.г.
Объемы бюджетного финансирования За счет средств бюджета Союзного государства 1840000,0 тыс. росс. руб.,

из них за счет долевых отчислений в бюджет Союзного государства:

— Российской Федерации — 1196000,0 тыс. росс. руб.,

— Республики Беларусь — 644000,0 тыс. росс. руб.

Распределение бюджетных средств по годам:

2016 г. — 100000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 65000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 35000,0 тыс. росс. руб..

2017 г. — 480000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 312000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 168000,0 тыс. росс. руб..

2018 г. — 640000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 416000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 224000,0 тыс. росс. руб..

2019 г. — 620000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 403000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 217000,0 тыс. росс. руб..

Объемы внебюджетного финансирования За счет внебюджетных источников 940000,0 тыс. росс. руб.,

из них:

— в Российской Федерации — 611000,0 тыс. росс. руб.;

— в Республике Беларусь — 329000,0 тыс. росс. руб.

Распределение внебюджетных средств по годам:

2016 г. — 51000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 33000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 18000,0 тыс. руб..

2017 г. — 245000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 160000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 85000,0 тыс. росс. руб..

2018 г. — 327000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 212000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 115000,0 тыс. росс. руб..

2019 г. — 317000,0 тыс. росс. руб., в том числе Российская Федерация — 206000,0 тыс. росс. руб., Республика Беларусь — 111000,0 тыс. росс. руб..

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Конечный результат Программы — создание стандартных технологий («фаундри») в области наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники.

При этом будут разработаны:

1. Комплексные методики создания изделий в области наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники.

2. Стандартные технологии, включая типовые правила проектирования и производства конечных изделий.

3. Опытные образцы специализированного технологического оборудования, методики и оборудование для внутритехнологического контроля и испытаний изделий наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники.

4. Изделия наноструктурной СВЧ- и оптоэлектроники, реализованные на стандартных технологиях («фаундри»):

— параметрический ряд конструктивно и технологически подобных пьезоэлектрических приборов стабилизации и селекции частоты (фильтров и дуплексов) диапазона 6 — 12 ГГц на основе объемных волн, распространяющихся в наноструктурированных комплексированных материалах;

— ряд конструктивно и технологически подобных малошумящих и линейных усилителей, а также усилителей мощности в частотных диапазонах от 4 до 40 ГГц;

— параметрический ряд конструктивно подобных энергоэффективных (с КПД до 60%) инжекционных лазеров нового поколения;

— параметрический ряд прототипов мощных фотодиодов СВЧ-диапазона для радиофотоники;

— базовая конструкция высокоэнергетичного полностью твердотельного лазера с диодной накачкой для промышленности, энергетики и специальных применений.

Введение в промышленный оборот результатов выполнения Программы позволит:

— обеспечить организации радиоэлектронной промышленности государств — участников Союзного государства, выпускающие инновационную продукцию специального и гражданского применения, комплектующими изделиями собственного производства по технико-экономическим характеристикам, не уступающим компонентной базе, аналогичной, во-первых, ранее закупаемой по импорту из США, Германии, Франции, Нидерландов, а во-вторых — недоступных для импорта из этих стран, имеющих стратегическое значение в области специальной техники;

— сократить сроки создания новых функционально отличающихся, но конструктивно и технологически подобных изделий по компонентной базе, в 3 — 5 раз;

— сократить затраты на проектирование и постановку на производство новых функционально отличающихся, но конструктивно и технологически подобных изделий по компонентной базе, в 4 — 5 раз;

— обеспечить взаимодействие участников единого процесса «разработка — производство — поставка» изделий наноструктурной электроники на основе гармонизированной нормативной базы вне зависимости от их местонахождения в государствах-участниках Союзного государства;

— обеспечить вновь разрабатываемую и модернизируемую радиоэлектронную аппаратуру и системы, специализированной под их особенности экономически доступной компонентной базой, и тем самым резко повысить конкурентоспособность радиоэлектронных средств гражданского и специального назначения.

Обеспечение налоговых поступлений в бюджет от организаций-исполнителей и пользователей результатами Программы в размере до 14857,0 млн. рублей, что значительно превысит размер инвестиций и создаст бюджетный эффект в размере более 8393,4 млн. рублей;

Обеспечение индекса доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований — 9,17 при коммерческом индексе доходности 3,34.

1   2   3   4   5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code