ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

1   2   3

Мероприятие 6. Определение генетических механизмов индивидуальной предрасположенности к социально значимым заболеваниям

 

Целью мероприятия является повышение эффективности выделения групп риска по развитию социально значимых заболеваний (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца, артериальная гипертензия, кардиомиопатия, нарушения жирового обмена, сахарный диабет, привычное невынашивание беременности) за счет выявления генетических маркеров риска.

Известно, что наследственная предрасположенность к этим заболеваниям влияет на риск развития заболевания у конкретного индивида. Применение геномных технологий для определения индивидуальной предрасположенности к социально значимым заболеваниям позволит повысить эффективность выявления групп риска для первичной профилактики этих заболеваний и точность прогнозов бюджетных расходов на здравоохранение.

Наличие оценки риска возможного проявления социально значимых заболеваний на уровне населения позволит оценить уровень необходимых расходов на мероприятия по их профилактике и лечению, а на индивидуальном уровне принять своевременные меры по уменьшению риска возникновения заболевания еще до клинического проявления самого заболевания. Таким образом, можно снизить вклад этих заболеваний в преждевременную смертность и увеличить среднюю продолжительность жизни. Разработка методики будет проводиться белорусскими организациями.

В результате мероприятия ожидается выявление генетических локусов, связанных с риском развития социально значимых заболеваний (не менее 8) и разработка методики их анализа.

Мероприятия по решению задачи «Разработка и изготовление опытных образцов инновационных импортозамещающих наборов реагентов для геногеографических и геномных технологий определения характерных признаков индивида по ДНК и определения индивидуальной предрасположенности к социально значимым заболеваниям» объединены в раздел «В» и включают в себя следующие мероприятия.

 

Мероприятие 7. Разработка и изготовление опытных образцов импортозамещающих инновационных наборов реагентов для идентификации личности и установления родства на основе STR- и SNP-маркеров методом «секвенирования нового поколения»

 

Целью мероприятия является разработка наборов реагентов и опытной технологии их производства с изготовлением опытных образцов наборов для применения в технологиях, разработанных в мероприятиях 1, 3, 4, что позволит обеспечить импортозамещение и технологическое опережение существующих за рубежом разработок.

В настоящее время во всем мире основным методом при криминалистическом анализе ДНК для определения генетической идентичности (или неидентичности) биологических образцов и установления родства является исследование так называемых STR-маркеров.

В настоящее время в криминалистической практике используются импортные наборы для генотипирования STR-маркеров (преимущественно фирм LifeTechnologies, США и Promega, США).

В связи с развитием геномных технологий и приборной базы более перспективным считается установление идентификационных характеристик ДНК с помощью «методов секвенирования нового поколения» (МСНП), обладающих большей информативностью для целей криминалистики, а именно: значительное увеличение количества анализируемых локусов, что увеличивает разрешающую способность методов; возможность определять не только STR-маркеры, но и одновременно маркеры другого типа — SNP (замены отдельных нуклеотидов); возможность анализировать все генетические локусы в одной реакции; возможность одновременного исследования маркеров для целей идентификации личности и маркеров для получения информации о чертах внешности, что особенно актуально в случае отсутствия описаний внешних признаков подозреваемого.

Общее количество генетических маркеров, доступных для исследования с помощью МСНП, составляет более миллиона, при этом необходимо выявить наиболее информативные из них. Выявление таких наиболее информативных маркеров на основе исследования генетических характеристик населения регионов России и Беларуси предусмотрено в мероприятиях 1, 3, 4.

Для импортозамещения будет проведена разработка отечественных наборов реагентов для генотипирования STR-маркеров с помощью МСНП, включающих как новые, так и ранее использовавшиеся генетические маркеры. Это позволит сопоставлять генотипы, установленные с использованием новых наборов реагентов, с накопленными ранее массивами информации о генотипах, находящимися в распоряжении криминалистов, одновременно увеличив информативность получаемых результатов за счет введения новых генетических локусов в разрабатываемые наборы.

В результате реализации мероприятия будет разработана опытная технология производства и изготовлены опытные образцы наборов реагентов для генотипирования комплектов генетических локусов (SNP-маркеров) методом МСНП, которые предназначены для ресурсного обеспечения реализации инновационных технологий ДНК-идентификации, разработанных в мероприятиях 1, 3, 4. Будет разработана методика сбора и консервации биологических образцов для сохранения метаболитов, подлежащих анализу при определении внешних признаков индивида и технология производства опытных образцов наборов реагентов для определения профиля метаболитов в биологических образцах, методические указания по применению набора. Разрабатываемые наборы реагентов будут адаптированы под существующее и перспективное ресурсное и приборное обеспечение, используемое в организациях как российских заинтересованных ведомств, так и белорусских.

Адаптацию наборов реагентов к имеющимся в России и Беларуси технологическим условиям и приборному обеспечению будут проводить российская и белорусская стороны, соответственно. Для этого белорусская сторона будет участвовать в проверочных испытаниях разработанных наборов реагентов.

В настоящее время в Беларуси, так же как и в России, для ДНК-идентификации используются импортные наборы для генотипирования STR-маркеров (преимущественно фирм LifeTechnologies, США и Promega, США). Разрабатываемые в рамках мероприятия 7 российской стороной наборы реагентов будут конкурентоспособны на белорусском рынке и по цене и по более широким возможностям получения информации об индивиде по его ДНК в сравнении с наборами выше перечисленных производителей. Проведенная адаптация наборов реагентов под конкретные технологические условия заинтересованных организаций и ведомств обеих стран будет повышать их конкурентоспособность.

Концепция не ставит целью создание отечественных копий импортных наборов реагентов применяемых в настоящее время для ДНК идентификации, что приведет лишь к фиксации технологического отставания отечественной продукции от мирового уровня в этой области. Целью программы будет создание таких образцов продукции для ДНК идентификации, которые опережают существующий мировой уровень. Импортозамещение заключается при этом в том, что создаваемые в Программе образцы продукции позволят получать не только новую информацию по ДНК идентификации (внешне наблюдаемые признаки индивида), требующуюся для криминалистических работ, но и также и ту информацию, которая получается при использовании применяемых сейчас импортных наборов реагентов, что сделает ненужной их закупку.

Целью работ Российской стороны по мероприятию 7 является 1) создание образцов новой продукции для ДНК идентификации и их патентование, 2) проверка созданных образцов новой продукции для ДНК идентификации на биологических образцах населения регионов РФ. Целью работ Белорусской стороны по мероприятию 7 является проверка созданных образцов новой продукции для ДНК идентификации на биологических образцах населения Беларуси.

 

Мероприятие 8. Адаптация применения разработанных отечественных инновационных наборов реагентов для ДНК идентификации по деградированной ДНК и ДНК из малых количеств биоматериала

 

Целью мероприятия является расширение возможностей ДНК-идентификации применительно к биологическим образцам, ДНК в которых деградирована, или которые доступны лишь в малых количествах, и разработка и изготовление образцов наборов реагентов для применения в ДНК идентификации по деградированной ДНК и ДНК из малых количеств биоматериала.

В криминалистической практике достаточно часто встречаются случаи, когда для геногеографического криминалистического анализа доступны лишь малые количества ДНК или ДНК в биологических образцах деградирована. Анализ малых количеств ДНК или деградированной ДНК требует особых приемов работы и значительно удорожает исследование. Для обеспечения эффективного анализа малых количеств ДНК и деградированной ДНК будет проведена НИОКР по адаптации для малых количеств ДНК или деградированной ДНК разработанных в мероприятии 7 технологий производства наборов реагентов генотипирования STR- и SNP-маркеров для идентификации личности, определения черт внешности и этногеографического происхождения по ДНК. Будут изготовлены опытные образцы наборов реагентов, а также разработаны методические указания по их применению.

При анализе малых количеств ДНК или деградированной ДНК для целей идентификации проводится генетический анализ митохондриальной ДНК, которая, в силу небольших размеров и содержания в клетках множественных копий, остается доступной для анализа в тех случаях, когда анализ ДНК хромосом уже невозможен. Для проведения анализа малых количеств митохондриальной ДНК будет разработана технология изготовления и изготовлены опытные образцы наборов реагентов для определения полной последовательности нуклеотидов.

Будет разработан также набор реагентов для определения пола неизвестного индивида на малых количествах ДНК и на деградированной ДНК, отличающийся более высокой эффективностью и отсутствием ошибок, по сравнению с имеющимися аналогами, и технология их изготовления, будут изготовлены опытные образцы наборов реагентов.

Разработанные наборы реагентов будут адаптированы под существующее и перспективное ресурсное и приборное обеспечение.

В результате мероприятия ожидается получение составов наборов реагентов для:

— генотипирования STR-маркеров с помощью МСНП для идентификации личности и определения этногеографического происхождения индивида для малых количеств ДНК или деградированной ДНК;

— нотипирования SNP-маркеров с помощью МСНП для идентификации личности, определения черт внешности и определения этногеографического происхождения индивида для малых количеств ДНК или деградированной ДНК;

— определения пола индивида на малых количествах ДНК и на деградированной ДНК, отличающегося более высокой эффективностью и отсутствием ошибок, по сравнению с имеющимися импортными аналогами.

Для всех наборов будет разработана технология изготовления, а также изготовлена опытные образцы каждого набора реагентов и подготовлены методические указания по их применению.

Белорусская сторона будет участвовать в проверочных испытаниях разработанных наборов реагентов. По результатам проверочных испытаний наборы реагентов будут адаптированы к имеющимся в России и Беларуси технологическим условиям и приборному обеспечению, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке.

 

Мероприятие 9. Разработка геномных технологий для выявления генетических маркеров риска развития социально значимых заболеваний

 

Для разработки геномных технологий, предназначенных для выявления генетических маркеров, указывающих на возможное развитие социально значимых заболеваний, и методических рекомендаций по их применению, используются геномные подходы, что позволяет базировать разработку на идентичных научных основаниях. Геномные технологии будут предназначены для оценки риска развития не менее 8 нозологии социально значимых заболеваний на основе определения состояния не менее 60 генетических локусов, выявленных в мероприятии 6.

Научно-исследовательские работы будут проводиться белорусскими организациями. В результате будут разработаны методические рекомендации по применению для не менее 8 нозологии социально значимых заболеваний для определения индивидуального риска развития этих заболеваний.

Для решения задачи «Разработка методики прогнозирования динамики изменения генофондов населения регионов Союзного государства при различных сценариях демографических и миграционных процессов» (раздел «Г») в Программе предусматривается следующее мероприятие.

 

Мероприятие 10. Разработка методики составления прогноза динамики генофондов населения регионов Союзного государства при различных сценариях демографических и миграционных процессов

 

Цель мероприятия заключается в разработке методики прогнозирования динамики генофондов населения Союзного государства. Эта методика позволит учитывать изменения, происходящие в генофондах населения Беларуси и России в результате происходящих демографических и миграционных процессов. Генетические характеристики исторически сложившегося населения регионов являются постоянными при смене поколений, меняясь лишь под влиянием миграций и демографических изменений. Наличие соответствующей методики прогнозирования позволяет провести исследование генетических характеристик населения регионов Беларуси и России один раз, с построением прогноза дальнейшей динамики генетических характеристик населения. С применением разработанной методики составления прогноза динамики генофондов, полученные данные об актуальной на дату прогнозирования структуре генофондов могут использоваться и уточняться в будущем, не требуя повторного проведения крупномасштабных работ по сбору биологических образцов.

В результате реализации мероприятия будет разработана методика прогнозирования динамики генофондов населения регионов Союзного государства.

Перечень мероприятий может быть уточнен и дополнен в ходе разработки Программы без изменения цели и увеличения общего объема финансирования в целом и по территориям.

 

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

 

Организация и координация работ, управление и контроль в рамках Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором и государственным заказчиком в соответствии с «Порядком разработки и реализации программ Союзного государства», (в редакции Постановления Совета Министров Союзного государства от 13 декабря 2013 г. N 23) и законодательством государств-участников Союзного государства.

От Российской Федерации государственным заказчиком предлагается Федеральное агентство научных организаций.

От Республики Беларусь государственным заказчиком Программы предлагается Национальная академия наук Беларуси.

В ходе реализации Программы государственный заказчик-координатор:

осуществляет руководство управлением реализации Программы в целом, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению реализацией Программы;

осуществляет контроль реализации Программы в целом, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства;

ежегодно в установленном порядке представляет в Постоянный Комитет Союзного государства сводную заявку с необходимыми обоснованиями на финансирование Программы из бюджета Союзного государства;

взаимодействует с Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования Программы.

Государственные заказчики в части мероприятий Программы, относящихся к их компетенции и реализуемых на территории соответствующего государства-участника:

осуществляют отбор исполнителей для реализации Программы в соответствии с Порядком и национальным законодательством государств-участников Союзного государства;

осуществляют управление реализацией мероприятий Программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий Программы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;

распределяют средства бюджета Союзного государства, выделенные на реализацию программы, в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства;

осуществляют контроль реализации закрепленных за ними мероприятий Программы, входят в состав структур, формируемых государственным заказчиком-координатором для контроля реализации Программы;

заключают государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) по реализации Программы (мероприятий Программы);

ежегодно в установленном порядке формируют и представляют государственному заказчику-координатору заявки на финансирование соответствующих мероприятий Программы из бюджета Союзного государства с необходимыми обоснованиями;

в пределах своей компетенции контролируют ход выполнения мероприятий и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных Программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию Программы;

в пределах своей компетенции обеспечивают получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности и государственного учета НИОКР;

взаимодействуют между собой, с государственным заказчиком-координатором, другими государственными органами, отраслевыми и функциональными органами Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования соответствующих мероприятий Программы.

Для осуществления контроля хода реализации Программы, достижением ее целей, своевременным, целевым и эффективным расходованием средств бюджета Союзного государства, соблюдением условий государственных контрактов на реализацию Программы государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками:

организуют и обеспечивают ведение отчетности о ходе реализации Программы;

ежегодно проводят проверки выполнения мероприятий и расходования финансовых средств в ходе реализации Программы и по ее завершении;

в соответствии с установленным в Программе механизмом контроля хода реализации Программы создают и формируют наблюдательный совет, научно-технический совет, координационное совещание или иные специально создаваемые для целей контроля структуры и организуют их работу.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на выполнение Программы, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями программы в Российской Федерации и Республике Беларусь. Для реализации программы в Российской Федерации и в Республике Беларусь отбор исполнителей проводится в соответствии с национальными законодательствами государств-участников.

Вопросы собственности. До принятия нормативных правовых актов Союзного государства в области создания и управления собственностью Союзного государства права на объекты интеллектуальной собственности и продукцию, созданную в рамках реализации Программы российскими организациями, принадлежат Российской Федерации, созданную в рамках реализации Программы белорусскими организациями, принадлежат Республике Беларусь. Права на объекты интеллектуальной собственности и продукцию, созданную в рамках реализации Программы, регулируются в соответствии с национальными законодательствами государств-участников.

К объектам интеллектуальной собственности, подлежащим охране со стороны Российской Федерации, созданным российскими организациями, применяются действующие нормы законодательства Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая), со стороны Республики Беларусь, созданным белорусскими организациями, применяются действующие нормы законодательства Республики Беларусь (Гражданский кодекс Республики Беларусь, раздел V; Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-3 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Соответствующие положения включаются в государственные контракты на реализацию Программы.

 

  1. ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ И ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Запрашиваемые предельные объемы средств бюджета Союзного государства на выполнение Программы составляют 1 990 038,5 тыс. рублей и рассчитаны на основании соответствующих смет расходов исходя из основных мероприятий Программы затратным способом в ценах соответствующих лет. Долевое участие Российской Федерации в финансировании Программы составляет 1 293 500,0 тыс. рублей, от Республики Беларусь 696538,5 тыс. рублей.

Распределение финансирования по годам реализации Программы

Годы Всего (тыс. росс. руб.) в том числе:
Россия Беларусь
2016 170518,7 114255,3 56263,4
2017 666495,9 431683,9 234812,0
2018 544439,0 354993,0 189446,0
2019 385179,4 247247,1 137932,3
2020 223405,5 145320,7 78084,8
Всего 1990038,5 1293500,0 696538,5

Средства бюджета Союзного государства будут направлены на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Расходов на прочие нужны и капитальных вложений не предусмотрено. Привлечение внебюджетных средств на реализацию программы также не предусматривается.

Распределение финансовых ресурсов по мероприятиям и годам реализации Программы будет определено в Программе.

При распределении финансирования учтены сведения по необходимому объему финансирования каждого мероприятия в целом и по территории России и Беларуси соответственно, с учетом участия каждой из сторон в их реализации на основании имеющихся предпроектных технических проработок, технологических возможностей и необходимой научной, ресурсной и приборной базы для проведения планируемых работ и апробации полученных результатов, а также с учетом заинтересованности каждого из государств-участников в ожидаемых результатах.

Конкретные работы в рамках каждого мероприятия и объемы их финансирования будут уточнены при разработке Программы.

 

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

 

Обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью, согласно Договору о создании Союзного государства от 08 декабря 1999 г., являются одной из важнейших целей Союзного государства. Соответствующие результаты реализации мероприятий предлагаемой Программы интегрируются с показателями «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009) и «Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь» (утверждена указом Президента Республики Беларусь 11.08.2011), направлены на защиту основных конституционных прав и свобод граждан (статьи 2, 20, 21, 22, 23, 25, 45 — 55 Конституции РФ).

Кроме того, реализация программы служит выполнению одной из целей Союзного государства — созданию единого научно-технологического пространства.

Принципиально важным является то, что необходимо провести лишь один раз полное исследование уже имеющихся (у российской стороны) или вновь собранных (белорусской стороной) коллекций популяционных образцов. Полученные данные смогут использоваться в будущем при появлении новых геномных технологий и новых данных о генетических локусах (информативных участков ДНК), не требуя повторного проведения новых крупномасштабных работ по сбору биологических образцов.

Геномные технологии как для определения внешних признаков преступника и ДНК-идентификации его личности, так и для идентификации генов, влияющих на риск развития заболеваний, требуют формирования массивов генетических характеристик индивидов, представляющих население регионов Союзного государства (баз данных генетических характеристик). При этом информация в разрабатываемых базах данных остается полностью анонимной.

Исследования генетических характеристик населения проводились в СССР, а затем в Российской Федерации и Республике Беларусь на протяжении десятилетий, однако эти исследования имеют разрозненный, точечный характер, что привело к следующим недостаткам накопленной информации:

1) неполноте и неравномерности имеющихся данных по генетическим особенностям индивидов;

2) отсутствию единой системы формирования и использования таких данных;

3) недостаточной точности прогнозирования динамики изменения соответствующих характеристик генофондов в условиях массовых миграционных потоков и необходимости учета особенностей репродукции различных этногеографических групп.

В результате точность рекомендаций, получаемых на основе анализа ДНК, пока недостаточна для получения надежных и стабильных результатов.

Ожидаемые результаты научно-практических мероприятий, которые будут выполняться в рамках Программы, соответствуют современным государственным приоритетам Российской Федерации и Республики Беларусь по развитию и практическим приложениям научных исследований и обеспечению научно-технического суверенитета и независимости от импорта высоких технологий.

Мероприятия предлагаемой Программы не дублируют действующие республиканские (Республика Беларусь) и федеральные целевые (Российская Федерация) программы, а ее ожидаемые результаты интегрируются с их целевыми индикаторами и показателями, что будет способствовать дальнейшему развитию единого научно-технологического пространства Союзного государства для применения в области здравоохранения и области обеспечении безопасности, в том числе, что особенно актуально — в борьбе с терроризмом.

Мероприятия предлагаемой Программы не дублируют государственную Программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (2013 — 2020 г.г.) (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 345 от 15.04.2014), а ее ожидаемые результаты могут способствовать развитию новых методов экспертно-криминалистических анализов.

По предварительной оценке ожидаемая эффективность и результативность предлагаемого варианта решения проблемы заключается в уменьшении числа нераскрытых преступлений, сокращении продолжительности проведения оперативно-розыскных мероприятий и уменьшении вследствие этого стоимости проведения этих мероприятий.

Социально-экономическая эффективность Программы обусловлена следующим.

В настоящее время практически все применяемые в различных сферах геномные технологии являются заимствованными, а оборудование и материалы импортируются.

В результате реализации Программы ожидается, что будет сформирована единая для Союзного государства научная и унифицированная технологическая база, позволяющая существенно уменьшить, а в перспективе полностью заместить импортные технологии и материалы. Планируемые стоимостные оценки предполагают, что полученные продукты будут конкурентоспособны по цене с импортными аналогами. Кроме того, ставится задача разработки новых интеллектуальных и технологических продуктов, не имеющих иностранных аналогов и имеющих перспективу экспорта.

При этом ожидается, что одним из результатов Программы будет полное замещение импортных технологических наборов реактивов, применяемых для идентификации личности.

Слагаемые социально-экономической эффективности Программы после внедрения ее результатов следующие:

импортозамещение;

сокращение сроков раскрытия тяжких преступлений;

повышение достоверности прогноза развития ряда социально значимых заболеваний;

повышение эффективности профилактики насильственных преступлений, включая теракты;

повышение уровня безопасности и снижение социальной напряженности в связи со снижением риска серийных криминогенных и террористических угроз.

Разрабатываемые в рамках Программы технологии проведения криминалистических экспертиз (определение этногеографического региона происхождения индивида, некоторых характеристик внешности и психоэмоционального статуса) будут способствовать повышению раскрываемости преступлений, сокращению срока розыска подозреваемых.

Ускорение и повышение эффективности работы правоохранительных органов по розыску и изоляции террористов и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе серийные, особенно имеющие большой резонанс в обществе, всегда способствует стабилизации гражданского общества и роста доверия граждан к правоохранительным органам и государственной власти в целом. Это можно рассматривать не только как социальный, но и политический эффект от применения разрабатываемых технологий. Кроме того сокращение сроков и объемов оперативной работы по идентификации личности позволит сократить финансовые затраты на раскрытие отдельного преступления.

Важно также, что те же технологии могут применяться для снижения сроков розыска без вести пропавших и снижения сроков опознания жертв преступлений, техногенных и природных аварий, катастроф и военных конфликтов практически вне зависимости от срока обнаружения биологических останков и их возраста.

Снижение заболеваемости и инвалидизации населения в результате прогнозирования развития социально значимых заболеваний имеет как социальный, так и экономический эффект, который выражается в снижении затрат на социальные выплаты по временной нетрудоспособности, в повышении порога продуктивного возраста, уменьшении риска преждевременной смерти, снижении затрат на лечение. Технологии молекулярно-генетического обследования и прогнозирования развития социально значимых заболеваний имеют как социальный, так и экономический эффекты, которые выразятся в снижении заболеваемости и инвалидизации за счет адекватной первичной и вторичной профилактики и уменьшения риска преждевременной смерти.

Заявленные слагаемые социально-экономической эффективности Программы трудно поддаются количественной оценке. Часть из них не доступна в открытых источниках информации. Ввиду этого точные цифры в настоящей Концепции не приводятся. По одобрении проекта Концепции Советом Министров Союзного государства по согласованию с компетентными ведомствами в текст Программы будут включены соответствующие контрольные цифры.

 

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК-КООРДИНАТОР, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ ПРОГРАММЫ ОТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ И СРОКИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

 

Функции Государственного заказчика-координатора предполагается возложить на Федеральное агентство научных организаций.

Предполагаемые государственные заказчики Программы:

от Российской Федерации — Федеральное агентство научных организаций;

от Республики Беларусь — Национальная академия наук Республики Беларусь.

Планируемый срок подготовки проекта Программы — не более 3 месяцев со дня принятия Советом Министров Союзного государства решения об одобрении концепции Программы.

1   2   3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code