Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства («ДНК-идентификация»)

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 12

О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА «РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ГЕНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ГЕНОМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНОФОНДОВ РЕГИОНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА» («ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ»)

(Могилев, 12 мая 2016 года)

 

Совет Министров Союзного государства постановляет:

  1. Одобрить Концепцию научно-технической программы Союзного государства «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» («ДНК-идентификация»), представленную Федеральным агентством научных организаций и Национальной академией наук Беларуси (прилагается).
  2. Определить Федеральное агентство научных организаций государственным заказчиком научно-технической программы Союзного государства «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» (далее — Программа) от Российской Федерации, Национальную академию наук Беларуси — государственным заказчиком от Республики Беларусь. Возложить функции государственного заказчика-координатора Программы на Федеральное агентство научных организаций.
  3. Государственному заказчику-координатору совместно с государственным заказчиком Программы в установленном порядке подготовить и внести проект Программы в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
  4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Министров Союзного государства

Д.МЕДВЕДЕВ

 

Одобрена постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 мая 2016 г. N 12

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА «РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ГЕНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ГЕНОМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНОФОНДОВ РЕГИОНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА» («ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ»)

  1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:

геногеографическая технология — специфическая совокупность приемов и способов получения и обработки (анализа) данных генофонда населения географического региона, включающие соотнесение характеристик этого генофонда с географическим местоположением популяций;

геном человека — совокупность генетического материала организма человека, геном которого состоит из 23 пар ядерных хромосом и митохондриальной ДНК;

геномная технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, по проведению анализа всего генома человека или большого числа ДНК-маркеров, распределенных по геному, с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки и техники;

генетические локусы — места расположения в геноме ДНК-маркеров;

генетические характеристики населения — характеристики генофонда (спектр и частоты генетических вариантов), определяющие степень генетических различий между индивидами в популяции и генетические отличия между популяциями;

генотипирование — выявление генетических вариантов ДНК-маркеров;

генофонд населения — совокупность генетических вариантов (альтернативных состояний ДНК-маркеров), встречающихся в популяции;

динамика генофондов — изменение частот встречаемости вариантов генов под влиянием демографических и миграционных процессов;

ДНК-маркеры — вариабельные участки ДНК, позволяющие выявить генетические отличия между индивидами;

информативные ДНК-маркеры — ДНК-маркеры, характеризующиеся высокой межиндивидуальной или межпопуляционной вариабельностью;

методы секвенирования нового поколения — экономически эффективные методы определения последовательности нуклеотидов ДНК с высокой разрешающей способностью;

набор реагентов — комплект специально подобранных компонентов (реактивов), заданного уровня качества и инструкций по его применению для проведения генетического анализа генома человека, предназначенный для определения особенностей участков генома или присутствия метаболитов в анализируемом биологическом образце;

популяция — совокупность индивидов, проживающих на определенной территории в течение нескольких поколений и обладающая общим генофондом;

секвенирование ДНК — выявление последовательности нуклеотидов («букв») в молекуле ДНК, результаты которого записываются как последовательность букв, обозначающих нуклеотиды;

этногеографическое происхождение — место происхождения и/или этническая принадлежность индивида.

 

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ

 

В настоящее время в качестве одного из важнейших интегральных показателей экономического и социального благополучия общества и индивида используется показатель «качество жизни» <*>.

———————————

<*> Л.: Леви Г., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М., 1979.

 

В статистике ООН качество жизни определяется примерно по 150 обобщенным индикаторам, рассчитываемым для каждой страны. При всех возможных вариантах их выбора, среди объективных показателей в настоящее время присутствуют не только показатели уровня потребления материальных благ и услуг, но и показатели удовлетворения иных потребностей — средняя ожидаемая продолжительность жизни, структура расселения, уровень стрессовых состояний и ряд других <*>.

———————————

<*> Л.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999.

 

Улучшение качества жизни населения Союзного государства представляет собой одну из важнейших задач с учетом перспектив устойчивого социально-экономического развития как важнейшего условия достижения глобальной конкурентоспособности. Решение этой проблемы входит в приоритеты ряда национальных социальных проектов в Республике Беларусь и Российской Федерации и общей согласованной социальной политики Союзного государства.

Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности государства по их удовлетворению. Наиболее благополучные в этом отношении государства становятся глобальными мировыми лидерами. Успешность в решении проблемы улучшения качества жизни является важным фактором, определяющим эффективность государства.

Сложность и комплексность самого понятия «качество жизни» предполагают многоплановость и многовариантность подходов к решению этой проблемы. Для настоящей Программы предлагается вариант решения, основанный на концентрации усилий по улучшению качества жизни на увеличении средней продолжительности жизни и повышении ее безопасности.

Этот выбор обусловлен тем, что в настоящее время ведущими причинами смертности в России и Беларуси являются сердечно-сосудистые заболевания и внешние причины.

Согласно ст. 2 Договора о Создании Союзного государства в цели Союзного государства входит проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью. Согласно ст. 18 указанного Договора к совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся развитие науки; формирование общего научного, технологического и информационного пространства; борьба с терроризмом, коррупцией и другими видами преступлений.

Для снижения смертности от внешних причин принципиально важное значение имеет вопрос обеспечения национальной и личной безопасности, в том числе эффективное предупреждение и пресечение террористических актов и преступлений против личности, идентификация преступников, а также формирование доказательной базы для привлечения преступников к ответственности.

Причем особую социальную значимость имеет максимально быстрое раскрытие таких резонансных преступлений как террористические акты и серийные преступления против личности.

Нередко ключевое значение для предотвращения таких преступлений и задержания преступников имеет быстрота их розыска, выявление и достоверность установления их личности.

Современные достижения генетики позволяют повысить эффективность розыска преступника и идентификации его личности в сочетании с другими известными в криминалистике методами. Получение информации для проведения оперативно-розыскных мероприятий на основе развития генетических технологий становится возможным практически по любым биологическим следам, остающимся на местах преступлений, а при идентификации индивида генетические технологии обеспечивают точность не меньшую, чем дактилоскопия.

В настоящее время применение в криминалистике генетических методов получает все более широкое распространение во всем мире при раскрытии преступлений и идентификации преступников. Разработанные на их основе технологии позволяют установить принадлежность конкретному лицу биологических следов, обнаруженных на месте преступления, на основе сличения соответствия генетических характеристик (профилей ДНК), выделенных из собранного на месте преступления биологического материала и биологического материала, полученного от подозреваемого лица.

Российскими учеными и криминалистами доказано, что эти методы могут применяться не только для сравнения генетических характеристик биологических следов с места преступления с характеристиками подозреваемого лица (ДНК-идентификация), но и для этногеографической идентификации неизвестного лица, биологические следы которого обнаружены на месте преступления. Ярким примером результативности применения геногеографических и геномных методов идентификации неизвестного лица по его останкам является установление личности террориста, совершившего теракт в аэропорту Домодедово.

Достижения отечественной генетики позволяют разработать эффективные криминалистические технологии для определения по ДНК внешности, возраста, принадлежности к этнической группе, месту происхождения и других индивидуальных характеристик соответствующих лиц. В настоящее время показана принципиальная достижимость повышения эффективности раскрытия преступлений при разработке и применении таких технологий в России и Беларуси. Разработка для этих целей технологий и доведение их до широкого практического применения в криминалистике позволит повысить эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий и установления личности подозреваемых, что обеспечит повышение раскрываемости преступлений, скорости реагирования правоохранительных структур на совершенные преступления, эффективности профилактики преступлений. В результате ожидается снижение показателей смертности от внешних причин, обусловленных противоправными действиями, и соответствующее улучшение качества жизни.

В настоящее время во всем мире, в том числе в Беларуси и России, основным методом криминалистической идентификации на базе ДНК-исследований является исследование так называемых STR-маркеров. Для этого используются наборы реагентов для генотипирования STR-маркеров преимущественно фирм LifeTechnologies, США и Promega, США. В связи со значимостью проблемы и поставленных вопросов для социально-экономического развития и обеспечения безопасности, актуальна разработка отечественных наборов реагентов для уже применяемых исследований STR-локусов, а также для перспективных исследований SNP-маркеров. Это будет способствовать значительной экономии бюджетных средств, выделяемых на импорт наборов реагентов.

Кроме того, в последнее время доказано, что более перспективным является установление идентификационных характеристик ДНК с помощью «методов секвенирования нового поколения» (МСНП). В Программе будет проведена разработка не имеющих аналогов инновационных наборов реагентов для генотипирования с помощью МСНП, включающих как новые, так и ранее использовавшиеся генетические маркеры.

Основными потребителями результатов предполагаются криминалистические лаборатории.

Предполагается, что внедрение полученных по Программе разработок позволит обеспечить импортозамещение критически важных иностранных технологий и импортных материалов и сформировать инновационный задел для экспорта.

Другим направлением повышения качества жизни выбрано прогнозирование возникновения и развития ряда заболеваний, в первую очередь — социально значимых.

Современное развитие генетических исследований позволяет оценивать по результатам анализа ДНК ряд персональных параметров индивида, позволяющих определить его наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям, оценить возможность их проявления со временем и определить целый ряд других параметров, существенно важных для последующего внедрения в практику здравоохранения методов персонифицированной медицины для снижения рисков преждевременной смерти от социально значимых заболеваний.

При этом используются как наследственная информация, так и информация о прижизненных химических модификациях молекулы ДНК, а также информация об уровне экспрессии генов. Эти характеристики генетического аппарата индивида могут отражать такие особенности жизненного стиля, как курение, потребление алкоголя, некоторые имеющиеся заболевания, в том числе сердечно-сосудистые, и метаболические нарушения. Выявление таких характеристик актуально для своевременной профилактики этих заболеваний, вносящих наиболее значимый вклад в снижение продолжительности жизни и преждевременной потери трудоспособности. В настоящее время в России и Беларуси такой анализ ДНК проводят в инициативном порядке отдельные организации по индивидуальным, персональным обращениям. Единые, научно обоснованные и утвержденные в установленном порядке методики или технологии таких исследований отсутствуют.

Развитие сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной смертности, снижения и утраты работоспособности, определяется как социально-экономическими факторами, формирующими образ жизни человека, так и наследственными факторами. Современные геномные технологии, применяемые для идентификации генов, связанных с риском развития сердечно-сосудистых и других социально значимых заболеваний, позволяют выявить риски появления и развития этих заболеваний у конкретного индивида еще до их клинического проявления и тем самым повысить эффективность доклинической профилактики. Выявление групп риска по наследственным факторам для первичной профилактики сердечно-сосудистых и других социально значимых заболеваний явится эффективным методом повышения средней продолжительности жизни. На следующем этапе возможно будет проведение исследований, нацеленных непосредственно на медицинское применение, но уже вне рамок предлагаемой Программы.

В предлагаемой Программе предусматривается разработка белорусскими организациями оригинальных технологий для оценки риска развития социально значимых заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, на основе анализа ДНК индивида. Российские организации могут привлекаться к этим работам в качестве соисполнителей по необходимости.

Предлагаемый вариант решения проблемы улучшения качества жизни позволяет улучшить показатели средней продолжительности жизни в сжатые сроки и при экономии бюджетных затрат по направлению правоохранительной деятельности (криминалистика) и по направлению профилактики социально значимых заболеваний. Он основан на учете современных научных взглядов, имеющихся результатов фундаментальных исследований и богатого практического опыта использования институтами НАН Беларуси и РАН широкого спектра мировых, белорусских и российских разработок и научного потенциала, в том числе с применением новейших и высоких технологий.

Необходимость проведения предлагаемых научных и научно-технологических работ в формате союзной программы объясняется тем, что имеющийся научный потенциал необходимо перевести в практическую плоскость, а также тем, что для практического применения предлагаемых к разработке технологий необходимо учитывать характеристики генофонда популяций, представляющих регионы Союзного государства.

При этом успешности реализации Программы способствует наличие в странах-участниках:

— накопленного опыта предшествующих исследований;

— имеющихся коллекций биологических образцов и ДНК;

— сложившихся научных коллективов, имеющих кадры высокой квалификации для выполнения планируемых работ и опыт совместной реализации крупномасштабных совместных проектов, в том числе международных;

— значительного научного задела в области популяционной генетики человека;

— апробированных подходов к применению результатов анализа ДНК в криминалистике (например, при установлении личности террориста в аэропорту Домодедово);

— апробированных подходов к оценке риска возникновения и развития ряда медицинских патологий.

Проблема улучшения качества жизни за счет снижения показателей преждевременной смертности на основе разработки генных технологий для криминалистики и для профилактики социально значимых заболеваний является общей для России и Беларуси, требует проведения в каждом из государств исследований, которые по масштабам и значимости требуют объединения потенциала обеих стран, что наиболее целесообразно в форме Программы Союзного государства.

Необходимость совместного решения задач Программы продиктована также общностью генофонда и демографических тенденций в наших странах, особенностями эволюционного формирования популяций населения и наличием единого социально-экономического пространства в Союзном государстве, предусматривающего в частности свободное трансграничное перемещение людей и взаимные обязательства по оказанию правовой и медицинской помощи.

Концепция научно-технической Программы Союзного государства «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» («ДНК-идентификация») разработана с учетом:

— Основных направлений формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства <*>;

———————————

<*> Постановление Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 г. N 9 «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства».

 

— Структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы; <*>

———————————

<*> Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. N 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы».

 

— Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации <*>.

———————————

<*> Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

 

Планируемые результаты Программы интегрируются с целями и задачами:

— Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года; <*>

———————————

<*> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2011 г., N 1420 «Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года».

 

— Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года <*>;

———————————

<*> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

 

— Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. N Пр-2685;

— Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года <*>;

———————————

<*> Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8.

 

— федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014 — 2020 годы» <*>.

———————————

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426.

 

Указанными программами не предусматривается проведение научно-исследовательских и иных работ по разработке инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека для применения в криминалистике или в профилактике социально значимых заболеваний.

При подготовке проекта Концепции был проведен детальный анализ действующих и перспективных государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и национальных проектов Республики Беларусь с привлечением ведущих специалистов и ученых в рассматриваемой области. Результаты показали, что в проекте Концепции отсутствуют дублирования мероприятий, представленных в Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации до 2020 года. Было показано, что результаты разрабатываемой Программы интегрируются с целевыми индикаторами и показателями Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации до 2020 года, что подтверждается согласованием проекта концепции Минэкономразвития России, являющимся координатором этой Комплексной программы.

В проекте Концепции отсутствуют дублирования мероприятий Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 — 2020 годы, предусматривающей разработку фундаментальных научных основ ДНК-идентификации, но не использовавших методы секвенирования нового поколения для крупномасштабного определения генетических характеристик населения регионов России и не включавшей разработку технологий для криминалистики, которая запланирована в разрабатываемой Программе. В рамках исследований государственных академий был создан научный задел, который обосновывает возможность разработки Программы и достижимость ее целей. В частности, в рамках этих исследований были собраны коллекции биологических образцов населения регионов России, которые являются сырьем для планируемой Программы Союзного государства.

Отсутствие дублирования подтверждается рассмотрением и одобрением к разработке проекта Концепции Научным советом по генетике РАН, а также Научно-координационным советом при Федеральном агентстве научных организаций и Пленумом Вавиловского общества генетиков и селекционеров. Кроме того, проект Концепции согласован Минобрнауки России (09.04.2015 N ЛО-361/14).

Мероприятия предлагаемой Программы не дублируют государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (2013 — 2020 годы) (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 345 от 15 апреля 2014 года), что подтверждается согласованием проекта Концепции со стороны МВД России, являющимся ответственным исполнителем указанной государственной программы Российской Федерации. Ожидаемые результаты планируемой Программы «ДНК-идентификация» могут способствовать повышению эффективности установления лиц, причастных к совершению преступлений, в рамках развития новых методов экспертно-криминалистической работы.

Аналогичная работа была проведена НАН Беларуси, а ее результаты также рассмотрены на Пленуме Вавиловского общества генетиков и селекционеров и Научного совета по генетике РАН. Дублирование предлагаемой программы действующими и разрабатываемыми республиканскими программами Республики Беларусь не выявлено.

1   2   3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code