АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ К ПРОГРАММЕ Л.Д. КОРОТКОВОЙ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКИХ СКАЗОК»

Л.С.Гудз

В статье представлен краткий анализ методических рекомендаций к программе Л.Д. Коротковой «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, авторская сказка, сказкотерапия.

 

Всем известно, что сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить. Сказки для детей, их роль в воспитании достаточно полно изучены в современной методике. К вопросу использования сказки как одного из инструментов воспитания обращались К.Д. Ушинский, Г.С. Щербина, Г.Н. Макарова, И.Л. Жукова и многие другие.

В книге Людмилы Дмитриевны Коротко- вой «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок» рассмотрены актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей в современном обществе, представлены методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность педагогам и родителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, заниматься коррекционной работой при эмоциональных нарушениях и наиболее распространенных отклонениях в поведении ребенка.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психологические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился.

14 глав предлагаемой книги Л.Д. Коротковой показывают основные направления в работе с детьми младшего школьного возраста в области духовно-нравственного воспитания как в условиях общеобразовательной школы, так и в детских домах, приютах, в работе с семьей. Индивидуальная работа с ребенком имеет свою специфику, а поэтому педагогам и родителям следует помнить:
— при выборе сказки для чтения надо ориентироваться на проблему своего ребенка;
— сказка должна прочитываться не мимоходом, не перед сном, а в специально отведенное для чтения время;
— если у ребенка появились вопросы, не спешите на них отвечать, спросите, как он сам понимает это слово или ситуацию;
— цель чтения — не развлечь ребенка или его успокоить; цель — дать детям образец поведения, посмотреть на последствия поступков героя для него самого и его близких.

Для занятий с детьми одного возраста целесообразно брать не более двух сказок. После прочтения сказки можно провести беседу по узкой теме занятия, например: «Воспитание добрых чувств», «Нравственный урок», «Сказка и экология», «Чужое взять — свое потерять» и др. Занятия проводятся в два этапа: сначала — чтение сказки, потом — беседа по содержанию с использованием проблемных вопросов.

Такую работу могут проводить родители дома, учителя в школе, воспитатели в летнем оздоровительном лагере. Это может быть семейное чтение, уроки внеклассного чтения или система воспитательных мероприятий [2, с. 6].

Сказка может помочь скорректировать плохое поведение ребенка. Психологи достаточно четко определяют пять основных причин плохого поведения детей, хотя поводов капризничать, скандалить, не слушать родителей и других взрослых гораздо больше.

Каковы же эти причины?

1. Желание привлечь к себе внимание. По мнению Л .Д. Коротковой, в таком случае нужны сказки, где описаны модели поведения и способы привлечения к себе внимания окружающих («Стоящее лечение», «Открывается та дверца через сердце»).

2. Желание властвовать над ситуацией, сверстниками.
Необходимы сказки, где предложены модели проявления лидерских качеств («Рождественское чудо», «Ждешь короны золотой, а там лишь хвост с чешуей»).

3. Желание за что-то отомстить другим.
В таком случае в сказке должно быть указание на искаженное видение героем проблемы и дана конструктивная модель поведения («Конфеты в блестящих обертках», «Помыть — то я ее не успел».)

4. Ребенку страшно, тревожно, он желает избежать неудачи.
Здесь подойдет сказка, в которой герои оказывают главному герою помощь и предлагают способы преодоления страха (например, сказка «Телячий остров»).

5. У ребенка не сформировано чувство меры.
Нужна сказка, доводящая ситуацию до абсурда, показывающая последствия поступков героя, но оставляющая выбор поведения за ним (можно обратиться к сказкам «Лялин день», «Сваток-с-ноготок» и др.) [2, с. 22].

Воспитать ребенка можно и наставлениями, и беседами, и собственным примером поведения, и другими путями, однако гораздо доходчивее и ярче это могут сделать хорошие сказки. Вот почему так важно сегодня развивать традиции семейного чтения, ведь «родительский дом — начало начал». Но семьи, родительские дома бывают разных «моделей».

1. Есть «семьи-крепости». В такой семье каждый чувствует себя защищённым от бед и невзгод, здесь каждый знает свои обязанности и подчиняет свои интересы интересам семьи, родовые связи в такой семье крепки.

2. Другая модель — «семья-гостиница». В ней каждый живет так, как ему удобно, не очень обременяя себя общими требованиями и обязанностями.

3. Третья модель — «семья-служба». Взаимоотношения в таких семьях строго регламентированы. В такой семье не может быть дневник не подписан родителями к понедельнику. Только тепла и духовной близости здесь нет.

4. Есть «семьи-каторги», где домочадцы состоят в постоянной или временной войне всех и со всеми. Постоянное состояние тревоги и агрессивности — это то, что отличает детей из таких семей [1, с. 24].

Приглядитесь, отчего не «клеится» семейная жизнь у многих молодых пар? А не оттого ли, что воспитывались они в разных семьях? Как, к примеру, заставить молодого супруга, выросшего в «семье-каторге» или «семье-гостинице», брать ответственность на себя, проявлять заботу и внимание к другим? А как быть с теми детьми, которые находятся на попечении государственных служб? Где им набраться этого бесценного опыта семейных отношений? По мнению Л .Д. Коротковой, чтение сказок поможет в этом хоть в какой-то мере. А педагогу важно знать, в какой среде воспитывается ребенок, чтобы при помощи сказки корректировать поведение ребенка и помочь ему обрести образ настоящей семьи. «А без семьи в прежние времена человек считался за полчеловека, такова ему была и цена. Ну для чего человек живет на земле? Не для того же, чтобы есть — пить, чтобы деньги копить, работать сверх своих сил, а помирать приживалом или в окружении людей чужих?» [2, с. 66].

По словам Л.Д. Коротковой, умение жить среди людей сродни семейной жизни. Убедить обиженного человека не помнить зла не так-то легко. Почему? Да чаще всего потому, что на это душевные силы понадобятся. И тут на выручку приходит сказка Л.Д. Коротковой «На всякий случай». Именно она помогает осознать, что не все в жизни безнадежно, что есть возможность «восстать из пепла» и стать человеком, умеющим сопереживать, чувствовать, прощать.

Сколько человек должен иметь, чтобы чувствовать себя счастливым? Многие согласятся с Л.Д. Коротковой, что это вопрос не столько финансовый, сколько духовный. Ведь счастлив тот из нас, кому «хватает на жизнь», сколько бы он ни получал. А несчастлив тот, кому всегда «мало», потому что в этом «малом» — и зависть, и ненависть к тем, кто больше имеет, и злоба на тех, кому «везет», и подозрение в воровстве, во лжи. Ну как с таким «грузом» на душе жить?

В «Домострое» дается краткая характеристика жены, с которой муж всегда чувствует себя счастливым. Нет, там нет знакомых всем слов: умная, красивая, домовитая… Лишь одно — добрая! Что сродни слову «совест-  обливая». Не станет она вечерами мужу на свекровь жаловаться, приятелей «грязью поливать», мужа своего унижать, родных между собой ссорить, потому что совесть у нее есть, а значит — душа жива!

А как часто сегодня богатые и знаменитые жалуются на депрессию. Раньше говорили проще: тоска! А по каким причинам она входит в нас? «Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений» [2, с. 72]. Называют и другие причины: от тщеславия, от оскорбленного самомнения, от того, что делается не по-нашему. Сколько молодых, сильных, красивых ушли из жизни раньше срока из-за этих бед: душевной пустоты и тоски.

Сказка же дает возможность любому, независимо от возраста, понять очень важное: счастье и душевный покой зависят, в том числе, и от самого человека. Ведь разрушить мир в душе можно и словом, и делом, и даже мыслью худой. Потому и учит сказка держать себя в руках, даже если на душе тяжело.

Помимо кратких методических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей, книга Л.Д. Коротковой включает ее сказки, иллюстрирующие содержание проблем и показывающие направление бесед с детьми. Также предлагается программа работы с детьми с использованием сказок Л.Д. Коротковой. Отмечено, что наиболее высокие результаты практического использования программы дает совместная работа семьи и школы. Цели программы:
— раскрыть технологию использования авторской сказки для воспитания детей;
— способствовать возрождению семейного чтения как средства воспитания ребенка;
— помочь детям с девиантным поведением через литературный материал понять свои проблемы и снять эмоциональное напряжение в случае стрессовых ситуаций.

В программе предлагается тематика занятий (например: «Сказка — для светлого ума закваска», «Тень и свет в жизни человека», «Всякому разбогатеть хочется, да не всякому можется» и др.), названы сказки для прочтения и анализа. Литературный материал в соответствии с темами учитель может выбирать и по своему усмотрению, исходя из проблем детей своего класса. Привлекает выразительный образный язык как сказок, так и методических рекомендаций Л. Д. Коротковой. И все, написанное ею, читается легко и запоминается надолго. Образные сравнения, эмоциональные эпитеты, частые фразеологические единицы позволяют Коротковой донести до читателя свои мысли и образы. Данная программа воспитания учащихся средствами авторской сказки успешно опробована в школах Московской области в течение пяти учебных лет. Не вызывает сомнения, что она будет интересна и учителям, студентам-педагогам г. Магадана.

Библиографический список

1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. — М. : «ЦГЛ», 2003.
2. Короткова Л.Д. Духовно нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. — М. : ЦГЛ, 2006.
3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р Львов [и др.]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code