СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

А.М.Кубланов

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена научному обоснованию проблемы сущности феномена «профессионально-личностные качества преподавателя вуза». Рассмотрены различные по основаниям, содержательному наполнению классификации качеств педагога. Дано авторское определение понятия «профессионально- личностные качества преподавателя вуза». На основе ведущих идей системно-структурного подхода выявлены его структурно-содержательные блоки и соответствующие им показатели. Конкретизированы такие принципиальные качества преподавателя, как направленность личности, предприимчивость, стрессоустойчивость, самоменеджмент.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально-личностные качества преподавателя вуза, структура и показатели профессионально-личностных качеств преподавателя, направленность личности, предприимчивость, стрессоустойчивость, самоменеджмент.
Сложность феномена «профессионально- личностные качества преподавателя вуза», который существует «на границах» личности и деятельности и функционируй в личностной форме, проявляется в содержании профессионально- педагогической деятельности, исходными единицами анализа которого являются также субъектные образования.

Профессионально-личностные качества преподавателя вуза рассматриваются нами как системное образование, характеризующееся целостностью, сложностью структуры и отношениями ее элементов, функционирующих на разных уровнях организации, находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой, детерминированных множественными факторами и условиями, отражающими динамику его развития [1; 2]. Это подчеркивает приоритеты системного подхода к обнаружению структурного каркаса профессионально-личностных качеств преподавателя вуза.

Несмотря на педагогические (И.Д. Багаева, К.М. Левитан, И.П. Кузьмин, В.А. Сластенин и др.) и психологические (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов и др.) исследования, в гуманитарных науках не существует однозначного понимания и общепринятого толкования самого понятия «профессионально-личностные качества», в том числе преподавателя вуза. Отсутствует целостное представление относительно его структуры и содержания. В то же время необходимость обновления моделей, программ и технологий повышения квалификации преподавателей, диктуемая актуальными задачами модернизации современного профессионального образования, требует дальнейшего уточнения содержания данной категории и раскрытия смысловых характеристик, в частности в контексте педагогического осмысления. Эмпирически выявлены высокие образовательные потребности преподавателей вузов в представлении о конкретных ориентирах, показателях профессиональноважных и личностнозначимых качеств, необходимых преподавателю для успешной профессиональной деятельности.

Наиболее распространенным в педагогической науке является системно-структурный подход, применение которого в исследовании обусловливает целостность и оптимальность нашей концепции, ее практическую значимость (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов и др.). Системно-структурный подход выражается в необходимости исследования педагогических объектов, явлений, процессов как к системам, имеющих определенное строение и собственные законы функционирования [3].

Системно-структурный подход позволяет представить профессионально-личностные качества преподавателя в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурно-функциональных блоков / элементов, представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели.

Системный подход применяется при изучении сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать профессионально- личностные качества как педагогический объект с позиции системного подхода означает выявить и рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем; проанализировать внутренние и внешние связи и отношения изучаемого объекта. Системное рассмотрение профессионально- личностных качеств может быть непротиворечиво дополнено структурным и функциональным подходами. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементов, а также связей между ними. На основании выявленной структуры элементов (качеств) мы можем делать заключения о других характеристиках профессионально-личностных качеств преподавателя. Соответственно, функциональный подход позволит выявить функции каждого элемента системы и профессионально- личностных качеств как системы в целом [3].

С учетом обозначенных позиций мы рассматриваем профессионально-личностные качества преподавателя вуза как системное образование, состоящее из множества согласованных блоков / элементов, обладающих собственными характеристиками, раскрывающими его уровень как единое целое, интегрирующее не только актуальные, но и потенциальные нереализованные возможности, усовершенствование и преобразование которых многовариантно и продуктивно при наличии определенных психолого-педагогических условий. Естественное состояние, способ существования блоков / элементов профессионально-личностных качеств — это развитие, движение его оснований; возникновение, становление и преобразование новых качеств и свойств; сменность детерминант, многообразие источников, движущих сил, путей разрешения противоречий между разными качествами, факторами, уровнями и т.п.

В педагогике, психологии достаточно основательно изучены конструкты профессионально- важных, профессионально-ценностных, профессионально-значимых, профессионально-педагогических, личностных качеств педагога, что стало одним из оснований в определении конструкта именно профессионально-личностных качеств преподавателя вуза. Изучая структуру и содержание профессионально-личностных качеств преподавателя вуза, мы принимали во внимание представленные в научно-практических исследованиях различные по основаниям, содержательному наполнению классификации качеств педагога.

В исследовании мы их представили следующим образом:
— качества как способности педагога (Ф.Н. Гоноболин, П.Ф. Каптерев, Н.Д. Левитов и др.). Например, согласно П.Ф. Каптереву, это специальные и личностные учительские свойства. Ф.Н. Гоноболин делит качества на общие, специальные и собственно педагогические;
— качества как функционально важные, ценностные для конкретной профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, B.Л. Марищук, В.Д. Шадриков и др.);
— качества как субъектные свойства педагога (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др-);
— качества педагога по значимости, доминантности в сфере личности, деятельности, отношений (В.П. Симонов, Т.А. Юзефавичус и др.);
— качества педагога адаптивного и развивающего профессионального поведения (Л.M. Митина);
— качества педагога-новатора (А.В. Морозов, Л.C. Подымова, В.А. Сластенин и др.);
— личностно-деловые качества преподавателя (С.Д. Резник, И.М. Юсупов и др.) [4; 5; 6; 7; 8; 10].

Наиболее важным в понимании сути и структуры профессионально-личностных качеств современного преподавателя вуза стала классификация качеств личности профессионала, предложенная Н.А. Подымовым, Л.C. Подымовой, А.В. Репринцевым. Речь идет о таких качествах, как профессиональная этика, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и др. [8].

Подводя итог проведенному анализу психологической литературы, посвященной изучению влияния личностных качеств на эффективность педагогической деятельности, в самом общем виде можно выделить профессионально важные и личностно значимые качества педагога: коммуникабельность, низкая тревожность, высокая эмоциональная устойчивость, адекватная положительная самооценка, высокий уровень ответственности, развитая способность к эмпатии, рефлексии, эмоциональная, когнитивная, поведенческая гибкость.

Содержательные характеристики профессионально-личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, саморазвития и самореализации преподавателя вуза, определялись также с учетом особенностей и специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, с учетом требований к личности и особенностей деятельности преподавателя вуза мы выделяем следующие блоки в структуре профессионально-личностных качеств преподавателя: мотива- ционно-ценностный, интеллектуально-креативный, эмоционально-волевой, физиологический.
В качестве показателей сформированности профессионализма преподавателя вуза мы рассматриваем непосредственно личностные характеристики педагога.

К показателям мотивационно-ценностного блока мы отнесли: нравственность, направленность на людей, гуманность, любовь к профессии, стремление к личностно-профессиональному росту.

Показателями интеллектуально-креативного блока, на наш взгляд, являются: интеллект, профессионально-педагогические способности, профессиональное мышление, инновационность, предприимчивость.

Показателями эмоционально-волевого блока стали: самоконтроль, воля, профессиональная мобильность, персональный менеджмент, ответственность.
К показателям физиологическ ели: стрессоустойчивость, работоспосооность, амои- вертность, энергетизм, нейротизм.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме показал, что направленность преподавателя следует понимать как профессионально-личностное качество — ведущее в структуре его личности, которое характеризует предметное содержание (то, на что направлено действие) и динамическую тенденцию (напряжение, силу направленности) (C.JI. Рубинштейн). При этом оптимальная структура направленности личности преподавателя может быть выражена доминированием преподавателя над студентом и связана с интересом, гуманным отношением, содействием наиболее полноценному развитию личности обучающегося, индивидуальности, максимальной актуализации и воплощению его духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, энергетического, волевого, творческого потенциалов.

Особый интерес для современного преподавателя представляет такое качество, как деловитость, т.е. предприимчивость, способность преподавателя искать новые решения, организовывать деятельность, умение распределять обязанности в коллективе [9]. В словарной трактовке деловитость (деловитый) — это: 1. Умелость, работоспособность, хватка, предприимчивость, толковость, конструктивность. 2. Толковый, серьезный, предприимчивый. 3. Способность к трудолюбивому, рациональному осуществлению деятельности.

Проведенный анализ научных публикаций, опыт педагогической деятельности, эмпирические исследования позволяют утверждать, что сегодня в высшей школе общепризнана и востребуется, наряду с традиционно известными качествами, именно предприимчивость преподавателя как составляющая делового человека. В психолого-педагогической науке деловитость начинает трактоваться в рамках синонимичного ему понятия «предприимчивость» (Н.В. Чигиринская). Однако преподаватель вуза как деловой человек — это новатор, инновационно мыслящий, способный принять и претворить в жизнь важные решения, в том числе педагогические, которые не обязательно связаны с предпринимательством.

О важности предприимчивости в современных условиях российской действительности свидетельствует зафиксированный в эмпирических исследованиях факт возрастания значимости предприимчивости как жизненной ценности по оценкам представителей разных социальных групп. Наиболее выразительно данная ценность представлена в молодежной, в том числе студенческой, среде. Мы считаем, что только обладающий деловыми качествами личности преподаватель будет способен успешно формировать их у своих студентов.

Обобщая точки зрения и научные позиции ряда авторов (JI.M. Аболин, Б.Х. Варданян, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.), мы рассматриваем стрессо- устойчивость преподавателя как свойство личности, характеризующее его способность к конструктивной взаимосвязи всех сфер личности и обеспечивающее их оптимальное взаимодействие как системы в сложной эмоциогенной ситуации, а также содействующее успешному выполнению профессиональной деятельности. Стрессоустойчивость преподавателя и ее степень опосредована особенностями его личности (ценности, мотивация, установки, темперамент, характер) и уровнем развития операциональных характеристик преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности (стили деятельности и поведения, познавательная активность, профессиональные компетенции).

Персональный менеджмент (самоменеджмент) как показатель профессионально-личностных качеств преподавателя — это активная и осознанная реализация технологий оптимального согласования индивидуальности преподавателя с собственным жизненным, профессиональным пространством. Современный преподаватель должен уметь владеть приемами достижения гармонии в процессе самореализации в профессии.

То есть основная цель самоменеджмента — это наиболее продуктивное использование собственных возможностей; сознательное управление жизнедеятельностью; способность преобразовывать профессиональные ситуации в целесообразные и выполнимые. Это владение преподавателем системой самоорганизации, самоконтроля, самоуправления (С.Д. Резник). Формирование эффективного самоменеджмента предусматривает разработку и проведение мероприятий, в частности, по повышению профессиональной компетентности; укрепление и сохранение интеллектуального, энергетического, волевого, творческого и др. ресурсов; совершенствование профессионально важных качеств; управление собственным временем и др.

Систематизированные в работе структурно- содержательные характеристики профессионально- личностных качеств преподавателя вуза, необходимость их совершенствования определяется и конкретизируется целью и задачами, которые ставит перед собой и решает каждый конкретный преподаватель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдалина, Л.B. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» [Текст] / JI.B. Абдалина. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2007. — Вып. 9 (53). — С.48-58.
2. Абдалина, JI.B. Что такое акмеология. Вопросы и ответы : учебное пособие [Текст] / JI.B. Абдалина. — Воронеж : Изд-во Центр научно-технической информации. — 2010. — 192 с.
3. Борытко, Н.М. Методология психолого-педагогических исследований : учебник для магистрантов и студ. пед. вузов [Текст] / Н.М. Борытко и др. — Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 284 с.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М., 1989. — 167 с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. — М., 1996. — 310 с.
6. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию : учеб. пособие для студентов педагог, учебных заведений [Текст] / В.А. Мижериков, Н.М. Ермоленко. — М., 2002. — 288 с.
7. Митина, JI.M. Учитель как личность и профессионал [Текст] / JI.M. Митина. — М. : Флинта, 1994. — 181 с.
8. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. — М. : Академия, 2004. — 368 с.
9. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учеб. пособие [Текст] / под ред. С.Д. Резника. — М. : ИНФРА М, 2013. — 361 с.
10. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. — М. : Изд. корпорация Логос, 1994. — 320 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code