ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Н.Б.Трофимова, доктор психологических наук, профессор, А.М.Жукова

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются аспекты теоретико-методологического изучения понятия «нравственное поведение». Проведен сравнительный анализ определения понятия «нравственное поведение» и рассмотрены модели уровней нравственного поведения личности. На основе теоретического анализа составлена авторская модель уровней нравственного поведения личности, в которой основным критерием выступают нравственная позиция и система мотивов личности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственность, нравственная позиция, отношения личности, нравственное поведение, мотив.

 

Актуальность поднимаемой в статье темы объясняется тем, что в современном обществе под влиянием социокультурных факторов меняются и нравственные ориентиры общества. Данный факт вызывает некоторое смятение, а иногда и тревогу, связанную с появлением множества проблем, таких как безнравственность и аморальность людей вообще и молодежи в частности. На сегодняшний день стало привычным повсеместное нарушение норм морали и нравственности. Мы привыкаем к тому, что в современном обществе преобладает эгоцентризм, беспринципность, путаница в таких понятиях, как «добро» и «зло» и т.п.

Вопрос, касающийся нравственного поведения человека, далеко не новый в науке. Он был поставлен еще Аристотелем, был актуальным для великих философов и педагогов (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Ф. Гончаров, М.М. Громыко, О.Г. Дробницкий, Д.С. Лихачев, М.Б. Туровский, К.Д. Ушинский и др.). И сегодня многие ученые — и педагоги, и философы, и психологи — сходятся во мнении, что нравственное поведение определяет уровень развития общества, является индикатором отношений людей друг к другу, характеризует духовные устремления человека и придает осмысленность жизни (В.В. Антонов, М.Я. Басов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Ю.В. Ветров, А.А. Вербицкий, И.Ф. Гончаров, М.М. Громыко, Д.С. Лихачев, Л.И. Маленкова, Л.В. Никонов, М.И. Старов, Н.Б. Трофимова, Ю.В. Фадеев и др.).

Нравственность пронизывает все виды деятельности, все сферы жизни. Значимой в студенческие годы выступает образовательная деятельность, так как «образование хранит, воспроизводит и приумножает социальную значимость нравственности».

Категория «нравственное поведение» психологической наукой ранее не рассматривалась и была представлена в педагогической науке как результат нравственного воспитания человека, в процессе которого у субъекта формируется нравственное сознание, нравственное отношение к окружающему миру (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, З.И. Васильева, Д.М. Гришин, В.Е. Турин, А.В.Зосимовский, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.).

Российская социологическая энциклопедия дает определение нравственного поведения как образа действий субъекта в ситуациях, характеризующихся альтернативной возможностью действия, т.е. допускающих возможность выбора в рамках активной необходимости.

Такая возможность выбора предполагает согласование с нравственными нормами и ценностями общества (класса, группы), с собственной совестью человека, с ответственностью за сделанный выбор и его последствия. Будучи одной из форм взаимодействия личности и общества, индивидуальных, групповых и общественных интересов, потребностей, ценностных ориентации, поведение нравственное противоречиво в своей основе [1, с. 489].

Коган И.М. ставит нравственное поведение в основу нравственного воспитания. Нравственное поведение является реализацией стремлений, побуждений и мотивов личности. Похожую точку зрения на категорию нравственного поведения выдвигает В.А. Иванников. Автор утверждает, что личностью можно назвать человека, способного к нравственным поступкам и проявляющего в любом своем поведении нравственное отношение к другим людям, обществу и миру в целом [2, с. 167].

Смирнова Е.О. в своем учебнике по детской психологии отмечает, что нравственное поведение — это поведение, направленное не на получение какой- либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей, выражает особое отношение к ним. Нравственное поведение самодостаточно и не требует каких-либо внешних наград [3, с. 273].

Трофимова Н.Б. отмечает, что нравственное по- ведениебазируется на эффективном взаимодействии, при котором смыслы и ценности участников, ценностно-смысловое содержание их сознания, их жизненные миры будут соотносимы друг с другом. Эффективность такого взаимодействия определяется явлением культурного резонанса, под которым автор понимает явление периодического, интенсивного присвоения объектов культуры субъектами образования в создаваемом едином смысловом образовательном пространстве [4, с. 84].

Для нас исходной идеей рассмотрения сущности нравственного поведения является теория отношений личности В.Н. Мясищева. Психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система её субъективно-избирательных отношений к действительности. Они представляют собой индивидуальный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.

Истинные отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в значимых для него ситуациях. В личностно значимых ситуациях субъект проявляет свою позицию. В то же время позиция личности формируется под воздействием тех ситуаций, в которых личность была субъектом отношений.

Анализ психолого-педагогической литературы, её изучение и обобщение позволили дать следующее определение нравственному поведению.

Нравственное поведение мы рассматриваем как сложное базовое образование личности, отражающее избирательно-ценностное отношение к себе и Другому на основе нравственной позиции субъекта, обеспечивающее ориентацию на свободный позитивный выбор действия.

В этой связи нравственная позиция выступает как сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в действиях, реакциях, переживаниях и поступках.

Позиция личности при этом означает интеграцию доминирующих избирательных отношений субъекта в значимом для него вопросе.

Избирательность человеческих отношений характеризует особенности индивидуального в человеке, она есть результат осознанности и обобщения социальных явлений.
Динамика усложнения процесса формирования и становления нравственной позиции личности позволяет выделить её формы: элементарная, ситуативная, стабильная. Они согласуются с уровнями нравственного поведения субъекта.

В образовательном процессе возникают ситуации, которые влияют на становление позиции личности: особенности эмоциональной и ценностно-мотивационной сфер личности, устойчивой системы определяющих черт, характеризующих индивидуальность конкретного человека. Они проявляются в процессе самореализации личности, что является основанием для понимания своей индивидуальности и автономности.

Особое внимание необходимо уделить анализу нравственной позиции, обеспечивающей следующие формы нравственного поведения студентов. Во- первых, отношение к Другому, ориентация на Другого; во-вторых, отношение к своей будущей профессии как социально значимой, предполагающей постоянный профессиональный и личностный рост; в-третьих, отношение к себе как самостоятельной, свободной и справедливой личности; отношение к саморазвитию как условию нравственного совершенствования и роста.

Названные отношения при условии их реализации преобразуются в сложные интегративные характеристики нравственного поведения, позволяющие решать сложные проблемы своей жизнедеятельности. Кроме того, выделенные отношения позволяют рассмотреть различные модели нравственного поведения.

Для выделения моделей нравственного поведения различные авторы пользуются различными критериями. Мы уже отмечали, что исходной идеей для модели нравственного поведения нами была взята концепция психологии отношений Мясищева В.Н., в которой типы поведения людей можно рассматривать через призму видов межличностных отношений. Так, в качестве основного вида отношений рассматривается потребностное, в котором потребности — основной источник жизненной активности. В эмоциональных отношениях поведение личности будет зависеть от проявляемых эмоций, таких как симпатия, антипатия, чувство привязанности к человеку.

Основой познавательных отношений является познавательный процесс, и оценочные, формирующиеся под влиянием нравственных, этические критерии [5, с. 8].
Так, например, Арсанусова Л.Ю. отмечает что существуют эмоциональные мотивы, обеспечивающие нравственное (моральное) ] новании этого дает следующую классификацию моделей нравственного поведения[1, с.29].

1. Жертвенная модель нравственного поведения, наиболее далекая от влияния позитивной эмоциональной мотивации. При такой модели нравственного поведения поступки совершаются на основе избегания проявления отрицательных эмоций, причем в некоторых случаях эмоций, которые могут быть альтернативой жизни. Например, даже зная, что погибнет, человек все равно не предает другого, так как не может представить свою жизнь с осознанием невыполненного долга перед обществом.

2. Нравственная мотивация программного характера. Почти все люди планируют свою жизнь. Кто-то представляет счастливую семейную жизнь, кто-то думает о материальном благе, но все они опираются на те критерии, которые, по их мнению, приведут к правильному ходу действий. И фундамент таких критериев составляют нравственные ценности.

3. Сострадание. В концепциях Д. Юма, П. Кропоткина, А. Шопенгауэра сострадание играет роль основы в нравственном поведении человека. Шопенгауэр видел в сострадании исходную клеточку, основу морали, из которой выводятся все другие нравственные отношения. Смысл сострадания состоит в том, что, проявляя его к другому человеку, мы жалеем фактически самих себя, обосновывая это тем, что можем попасть в такую же ситуацию.

4. Благотворительность. Данная модель поведения основывается на предыдущей. В эмоциональном плане человек пытается таким образом избежать отрицательных эмоций, порождаемых чувством сострадания. И в результате он пытается улучшить возможности другого человека, что выражается в отдельных актах помощи.

5. Справедливость. Основой такой модели становятся общие понятия и представления о справедливости, которые человек развивает на основе как морального, так и общественного сознания. Нравственное поведение в таком случае связано с негативными эмоциями, возникающими при нарушении справедливости по понятию определенного человека. Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому.

6. Благоговение и героизм. Одна из форм выражения человеком своей причастности к обществу, в котором он живет, несет ярко выраженную возвышенную окраску. Например, в религиозном плане такое чувство характеризуют как чувство благоговения. Это развитое до высшей степени чувство уважения и благодарности. Оно возникает не само по себе, а, как и любое социальное чувство, формируется моральным воздействием. Надругательство же над тем, перед чем человек испытывает чувство благоговения, часто вызывает желание защищать, отсюда и происходят героические действия, в которых человек отождествляет себя с обществом [6, с. 30].

Классификация, которую дает нам Арсанусова Л.Ю., весьма интересна и познавательна. Автор строит ее, основываясь в основном на том, какие негативные эмоции возникают у человека при различных моделях нравственного поведения, а точнее, каких негативных эмоций человек хочет избежать, когда определенным образом строит свое поведение и совершает поступки.

Еще одной интересной моделью поведения людей, на наш взгляд, является модель Мегедь В.В. Строится данная модель на основе типов личности, которые влияют на психоформы, или, как их еще называют, формы поведения. Автор выделяет в своей модели четыре психоформы:
— доминантная, в которой человеку присуща практичность, лидерские качества, реализм;
— творческая — у людей с развитой интуицией, фантазией, с преобладающим образным мышлением;
— гармонизирующая — с развитой этикой; такие люди способны к сочувствию, им присуща дипломатичность;
— нормирующая — такие люди объективны и логичны.

Автор, однако, оговаривает, что обычно человеку присущ не один психотип, а два, из которых один является доминантным [7].

Ознакомившись с точкой зрения данного автора, можно отметить, что такая классификация типов поведения перекликается с моделью типов личности Юнга, где он также выделял четыре характеристики личности, в зависимости от которых строится ее поведение (мышление, ощущение, чувства, интуиция).

В процессе разработки вопроса о моделях нравственного поведения студентов нами были определены основные критерии для формирования уровней нравственного поведения: нравственная позиция субъекта и система мотивов, которыми он руководствуется, вступая в те или иные отношения и совершая тот или иной поступок.

1. Высоконравственный уровень поведения. Это высший уровень нравственного поведения. Главной ценностью для личности, достигшей такого уровня развития, является ориентация на Другого. Возведение Другого в качестве первостепенной ценности проявляется не за счет жертвенной самоотдачи, а потому что для таких людей это является естественным процессом. В поведении такого человека отсутствуют эгоизм и проповедничество. Для этого уровня нравственного поведения характерно осторожное и избирательное, с учетом своеобразия реальных ситуаций, отношение к нарушениям норм, правил. И весьма ответственное отношение к долгу. Люди с нравственным поведением такого уровня способны прислушиваться к оценке Другого, однако они пропускают эту оценку через призму самосознания, включая рефлексию, оценивают свои действия, поступки и отношения к действительности. Главным приоритетом в общении с Другим является стабильная нравственная позиция, основанная на деликатности, чуткости, такте. Они не «выставляют напоказ» свои действия и отношения. Однако к своим слабостям и нарушениям относятся болезненно. Такой человек умеет прощать, так как свою нравственность и жизнь по совести он не считает идеалом или совершенством, а просто остается при этом Личностью.

В этом случае уместно выражение А.Н. Леонтьева: «Быть личностью означает то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь».

2. Условно-нравственный уровень поведения. Если особенностью высоконравственного уровня является то, что человек совершает действия «от души», искренне, по желанию, поступает так, как должно, и по-другому он просто не может жить, то условно-нравственный уровень характеризует человека, который выстраивает свое поведение в зависимости от тех установок, которые доминируют в референтной для него группе. Нравственная позиция такого человека будет ситуативной. К нашему глубокому сожалению, людей с условно-нравственным уровнем поведения в настоящее время можно встретить гораздо чаще, чем людей высоконравственных. Объяснить данное явление можно явлением инфантильности.

3. Условно-безнравственный. Такой уровень присущ людям со слабыми волевыми качествами, внутри которых ведется борьба между внешними мотивами и своим нравственным сознанием. Такой человек внешне пытается выглядеть нравственным, воспитанным, уважающим Другого, однако такая форма отношений — это внешняя демонстрация того, «какой я хороший». Человек при этом «заставляет» себя поступать в соответствии с совестью, имея при этом мотивы, далекие от демонстрируемых. Данный тип поведения также весьма распространен в нашем обществе. Поговорка «Не делай добра, не получишь зла» для такого человека весьма актуальна.

4. Безнравственным уровень поведения. Такой уровень характеризуется тем, что основной ценностью в жизни человека является потребность материального и вещного комфорта. Человеку такого уровня важно значение добра лишь в отношении себя. Мотивы поведения таких людей эгоистичны и проявление добра, сострадания или милосердия возможно лишь в том случае, когда от этого зависит его собственное благополучие. И для достижения своих целей люди такого типа могут прибегнуть и к порицаемым формам отношений. К критике обычно такие люди относятся либо снисходительно, либо не обращают на это никакого внимания, так как считают себя и свои желания правильными и ставят их выше других.

Определив основные модели нравственного поведения, необходимо сказать, что педагогические условия становления нравственной позиции студентов обеспечивают уровень их нравственного поведения, культуру и устойчивость созидательных потребностей.

Хотелось бы отметить, что педагогический вуз отличается от других вузов тем, что образ отношений, способов взаимодействия между преподавателями и студентами непосредственно скажется на отношении будущего учителя себе как к творцу и к Другому как к ценности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Российская социальная энциклопедия [Текст] / под ред. Г.В. Осипова. — М. : Норма-Инфра, 1998. — 672 с.
2. Иванникова, В.А. Основы психологии. Курс лекций [Текст] / В.А. Иванникова. — СПб. : Питер, 2013. — 327 с.
3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для высших пед. учебных заведений [Текст] / Е.О. Смирнова. — СПб. : Питер, 2009. — 298 с.
4. Трофимова, Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект) [Текст] / Н.Б. Трофимова. — Воронеж : ВГПУ, 2008. — 283 с.
5. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. — М. : МПСИ, 2005. — 158 с.
6. Арсанусова, Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений [Текст] / Л.Ю. Арсанусова. — Ставрополь : СтГМА, 2011. — 58 с.
7. Мегедь, В.В. Формы поведения людей [Текст] / В.В. Мегедь // МИК. — 2003. — № 7.
8. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code