ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.И.Тарасова

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются требования в рамках студентоцентрированного подхода к подготовке специалистов в вузе, в частности к технологиям преподавания. Представлена обзорная систематизация технологий преподавания по степени прогрессивности, по наличию модели профессиональной деятельности, по уровню управления образовательным процессом; рассматриваются образовательные технологии деятельностного типа как условие реализации студентоцентрированного подхода к подготовке специалистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка специалистов, студентоцентрированный подход, образовательные технологии деятельностного типа.

 

В настоящее время подготовка специалистов для решения задач профессиональной деятельности должна обеспечивать наравне с формированием профессиональных компетенций развитие мышления, способности к самоопределению, готовность будущих квалифицированных работников к самостоятельным действиям, приучение нести ответственность за себя и свои поступки.

Анализ современной образовательной практики высшей школы, особые требования ФГОС ВПО к процессу преподавания свидетельствуют о том, что в ходе подготовки будущих специалистов происходит переход от традиционного к студентоцентриро- ванному походу, качественно меняются технологии преподавания. На практике это означает, что процесс преподавания должен обеспечивать:

— анализ и изучение прошлого опыта, отсутствие стремления «тащить в истину» человека, усвоение способа мышления, приводящего к открытию новых знаний, приобретение знаний в деятельности, моделирующей будущую профессиональную или любую другую, стимулирование обучающегося к стремлению объективно контролировать себя, не скрывая своего незнания;

— предоставление, выбор и оценка разнообразной информации в соответствии с принципом «избыточности»; возможность работать с информацией: поиск новой информации, ее классификация, свертка, выстраивание личностных знаний на основе разнородной, разноплановой информации; подготовка к непрерывному продолжению образования;

— стремление самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты, использовать методы доказательства для решения новых задач, формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, ставить, задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю-тьютору;

— создание своего собственного образа мира и своего собственного образа в этом мире, участие в определении собственной образовательной траектории и уровня образования, сохранение и развитие индивидуальности при социализации;

— учет мнения оппонента, терпимость, постоянная смена ролей;

— использование педагогических технологий (учение путем открытия, естественное учение и обучение, игровые формы, решение конкретных ситуаций и т.д.) и новых информационных технологий для добывания необходимой информации [1].

Применяемые педагогами в процессе преподавания образовательные технологии систематизируются по трём критериям: по степени прогрессивности, по наличию модели профессиональной деятельности, по уровню управления образовательным процессом.
Традиционные образовательные технологии — это технологии, которые ориентированы на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.п. При этом педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.

Инновационные образовательные технологии — это технологии, которые ориентируют педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, которые направлены на формирование вынужденной познавательной активности обучающегося, системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.).

Информационные образовательные технологии — это комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают работу с информацией и включают в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связаны с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей пр.

По наличию модели профессиональной деятельности выделяют имитационные технологии, в основе которых лежат игровые (деловые игры, игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, стажировка с выполнением должностной роли) и неигровые (анализ конкретных ситуаций) процедуры, и неимитационные технологии (выездное занятие с дискуссией, дискуссии с «мозговым штурмом» и без него), нетрадиционные формы лекций, программированное обучение, письменные работы, стажировка без выполнения должностной роли).

По уровню управления образовательным процессом образовательные технологии подразделяются на методологические, стратегические, тактические.

Методологическая образовательная технология — педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, которая определяет сущностные параметры образовательного процесса. Эти теории и концепции образования на уровне вуза по-разному объясняют сущность образовательного процесса, предлагая различные способы его построения. Например, на реализацию компетентностного подхода как методологической технологии направлены такие виды обучения, как личностно-деятельностное, контекстное, активное, игровое, программированное, информационное, дифференцированное, дистанционное, развивающее, проектное, модульное, проблемное, поэтапное формирование умственных действий.

Стратегическая образовательная технология — организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования на уровне кафедры. К таким технологиям относятся лекции, дискуссии, исследования, тренинги, игры, активизация творчества, самообучение, практика.

Тактическая образовательная технология — конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования на уровне преподавателя и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметрами. К тактическим технологиям относятся: лекционные (традиционная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция-провокация, лекция-пресс- конференция, лекция-дискуссия, лекция-блиц- игра), игровые (блиц-игра, дидактическая игра, разыгрывание ролей, учебно-деловая игра, деловая игра, оргмыслительная игра, инновационная игра, оргдеятельностная игра), исследовательские (кейс- стади, письменные задания, исследовательская работа, игровое проектирование), практика (упражнения разных типов, лабораторные работы, выездные занятия, стажировка без роли, стажировка с ролью).

Необходимым условием реализации студенто- центрированного подхода в образовательной практике современного вуза является увеличение разнообразия используемых образовательных технологий деятельностного типа.

К таким технологиям, наряду с игровыми процедурами, дискуссией, выездными занятиями, стажировками с исполнением должности, анализом конкретных ситуаций, нетрадиционными лекциями, тренингами и т.п., относятся дебаты.

Дебаты в ходе убеждения нейтральной третьей стороны — судей — в том, что аргументы одной оппонирующей стороны весомее аргументов стороны, развивают логическое и критическое мышление; навыки организации мыслей; навыки устной речи; терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.

В качестве структурных элементов дебаты включают тему (формулировка в виде утверждения), утверждающую сторону (представители пытаются убедить судей в правильности своей позиции), отрицающую сторону (представители стремятся доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции участниками утверждающей команды имеет недостатки); аргументы (с помощью аргументации можно убедить судью в том, что выбранная позиция по поводу темы — наилучшая, аргументы могут быть слабыми и сильными, необходимо отобрать для игры самые сильные); поддержки и доказательства (вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства, т.е. цитаты, факты, статистические данные, поддерживающие их позицию); перекрестные вопросы (участникам дебатов предоставляется возможность задавать вопросы и отвечать на вопросы оппонентов; раунд вопросов и ответов называется «перекрестные вопросы»; вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции оппонентов, так и для выявления потенциальных ошибок противника; полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих участников), решение судей (после того как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, заполняются судейские протоколы, в которых фиксируют решение, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов; решение основывается на том, какая команда была более убедительна).

Действующими лицами дебатов является команда, как правило, из трех человек-спикеров. Команда, защищающая тему, — утверждающая, а опровергающая — отрицающая; судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; таймкипер — человек, отслеживающий соблюдение регламента и правил игры; тренеры (тьюторы) — педагоги или опытные дебатёры.

В образовательной практике высшей школы педагогом применяется несколько разновидностей дебатов. Командные дебаты представлены дебатами Карла Поппера, дебатами Карла Поппера с элементами политического кейса, парламентскими дебатами. К индивидуальным дебатам относятся импровизационная речь и авторское исполнение — дебаты Линкольна-Дугласа. Рассмотрим командные дебаты.

Дебаты Карла Поппера возникли в качестве программы для учащихся, содействующей развитию умений рассуждать и критически мыслить. В ходе ее реализации учащиеся вовлекаются в обсуждение актуальных социальных проблем, ценностей общества, выявление и анализ преимуществ и недостатков того или иного явления в жизни социума.

В этом виде дебатов участвуют две команды из трех человек, каждый участник называется спикером, стороны обсуждения (утверждающая и отрицающая). Таймкипер записывает время, использованное спикерами, дает устные предупреждения за две, одну минуты и за тридцать секунд до истечения времени, отведенного на речь, а также сигнал, в какой момент спикеры должны завершить свои выступления. Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более двух минут за один раунд).

В дебатах Карла Поппера имеет место следующая структура речи, которой в дальнейшем придерживается утверждающая сторона: тема, обоснование актуальности темы, определение ключевых (основных терминов) понятий, аспекты (точки зрения на проблему, сформулированную в теме), аргументы, сопровождающиеся доказательствами и поддержкой.

Для оценки дебатов применяется протокол, в котором судьи фиксируют выставленные каждому участнику игры баллы по следующим критериям: содержание выступлений (соответствие теме, наличие доказательств и поддержек, качество вопросов и ответов), структура речи (логика, соответствие спикера своей роли, соблюдение регламента), способ подачи информации (корректность по отношению к оппонентам, культура речи и культура общения).

В дебатах Карла Поппера с элементами политического кейса участвуют две команды (команда утверждения и команда отрицания) по три человека, каждый из которых называется спикером. Регламент игры — 5-4-4 или 6-5-5.

Структура речи спикеров включает формулировку темы, содержащую выявленную конкретную проблему, и презентацию конкретных действий (плана) по решению этой проблемы; актуальность; представление проблемы (сужение темы); определение основных понятий; ответственность; средство исправления — выдвижение плана; преимущества плана. Кроме этого, в речи должны быть представлены четыре базовых утверждения («выбор проблемы», «ответственность», «средство исправления» и « преимущества »).

Каждая из команд выполняет соответствующие задачи. Команда утверждения выступает за определенное изменение существующего положения; выбирает и объясняет проблему (в чем состоит проблема, насколько данная проблема вызвана текущей политикой), выдвигает и обосновывает план действий (что будет сделано, как будет сделано, как план решит проблему, в чем основные преимущества плана). Команда же отрицания подвергает сомнению суждения оппонентов (проблемы не существует, план не решит проблему) и демонстрирует негативные последствия и ущерб, которые могут быть вызваны планом утверждения.

Команда утверждения выбирает проблему и план действий, о которых команда отрицания не имеет представления заранее. Кроме того, команда утверждения может подготовить для игры с разными командами различные проблемы или несколько различных планов по решению одной и той же проблемы. Команда отрицания освобождена от бремени доказательства, она может не предлагать своего альтернативного плана и опровергать только одно или все базовые условия.

Порядок выступления спикеров и их основные роли не отличаются от дебатов Карла Поппера. Первые спикеры заявляют и опровергают кейс в общем виде (готовясь пояснить позицию в раунде вопросов); вторые спикеры занимаются «опровержением опровержения», неся на себе основное бремя доказательств и поддержек; третьи спикеры проводят сравнительный анализ показаний сторон.

Судьи по окончании раунда дебатов принимают решение о том, кто был более убедительным, чья аргументация была более весомой, чьи поддержки были более яркими и авторитетными, кто профессиональнее формулировал вопросы и отвечал на них.

В Правительственных дебатах участвуют две команды по два человека: первая команда — правительство, которое представляют премьер-министр и член Правительства; вторая — оппозиция, представленная, соответственно, лидером оппозиции и членом оппозиции. В ходе дебатов каждый игрок выступает дважды. Правительство отстаивает законопроект или более широкую тему, а оппозиция подвергает его критике. Новые аргументы разрешаются в первых четырёх («конструктивных») речах раунда дебатов. Время на подготовку не выделяется, перед выступлением могут дать одну-две минуты на подготовку.

Таким образом, обращение преподавателей к образовательным технологиям деятельностного типа является одним из условий реализации студенто- центрированного подхода к подготовке специалистов, что содействует пробуждению у обучающихся интереса и желания учиться дальше, появлению личностной значимости учебного материала для студентов, развитию мышления, способности к самоопределению, формированию готовности будущих квалифицированных работников к самостоятельным действиям, воспитанию ответственности за себя и свои поступки, решению комплекса профессиональных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ситникова, М.И. Организационно-педагогические условия обеспечения гарантии качества преподавания в вузе [Текст] / М.И. Ситникова, Н.Н. Михайлов, Л.Д. Рагозина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — Ростов-на-Дону, 2010. — № 10. — С. 123-129.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code