ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРИМЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ

Е.В.Алехина, Д.С.Калишкина

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности использования метода примера в воспитательной работе инклюзивной школы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод примера, воспитательная работа, инклюзивная школа.

 

Развитие инклюзивного образования ставит перед педагогикой сложную задачу поиска методов и форм воспитательной работы.

Воспитательная работа в инклюзивной школе важная часть инклюзивного образовательного процесса, определяющего формирование инклюзивной культуры и соответствующего сознания у обучающихся. В арсенал методов воспитательной работы целесообразно включать не только инновационные, но и традиционные, хорошо известные и зарекомендовавшие себя на протяжении многих десятилетий методы. Среди таких методов можно выделить метод примера.

Само понятие «пример» традиционно определяется как «частный случай, приводимый в доказательство чего-нибудь» или «действие, служащее образцом для подражания, а также вообще выдающийся образец чего-нибудь» [1, с. 91-102]. В словаре С.И. Ожегова понятие «образец» определяется как «показательное или пробное изделие (образец бумаги, почв, минералов и т.д.)». Необходимо разграничить понятия «образец» и «пример». В данном случае пример понимается как частный случай действительности, а образец — идеальный вариант, к которому необходимо стремиться.

Пример-образец всегда конкретно историчен, то есть он актуален для конкретного общества в определенный момент времени. Связано это с тем, что под примером понимаются социально одобряемые образцовые модели поведения людей, в которых проявляются ценные с точки зрения данного общества личностные качества.

Классифицировать примеры можно по следующим основаниям.
1. Реалистичность примера:
— пример-идеал — идеальный вариант, реально не существующий, возможно, литературный или мифологический персонаж;
— реалистический пример — приближенный к идеальному, реально существующий человек, проявивший себя в какой-либо социально-значимой ситуации.
2. Возрастные характеристики:
— пример взрослого человека;
— пример сверстника.
3. Количественные характеристики:
— пример одного человека;
— групповой пример.
4. Степень влияния:
— непосредственное влияние (близкие или знакомые люди);
— опосредованное влияние (известные, но не принадлежащие к кругу объекта воздействия).

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания [2].
Метод примера известен в педагогике уже не одно столетие. Среди педагогов и философов разных эпох встречаются приверженцы метода примера.

Древнеримский философ Сенека придерживался мнения о том, что «трудно привести к добру нравоучением, легко примером».

Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» подчеркивал, что дети учатся раньше «подражать, чем познавать».

Л.H. Толстой считал, что все воспитание сводится к доброму примеру.

Б.Т. Лихачев определяет пример как «способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно- эстетически привлекательного идеала, образца». Ученый отмечает, что детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, с героями произведений искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

В середине XX века выяснению сущности положительного примера, его особенностей, возможностей использования в процессе воспитания были посвящены исследования Н.И. Болдырева, К.Д. Радиной, В.А. Просецкого, М.Г. Тимофеева, Г.М. Ахмедова, А.К. Желтова, А.С. Марьясина, З.Н. Мурзаковой, Р.В. Роговиной и других исследователей.

Устное народное творчество также не обошло своим вниманием метод примера. В русском народном фольклоре немало пословиц и поговорок на тему поучительности примера. Среди них:
— «Добрый пример лучше ста слов»;
— «Дурной пример заразителен»;
— «Крой новый кафтан, а к старому примеряй»;
— «Хороший пример — лучшая проповедь»;
— «Сила — учит, примеры — влекут»;
— «Ворчанием наскучишь, примером научишь»;
— «Дурные примеры дают дурные плоды»;
— «Будь в жизни орлом, а в труде — маяком».

Психологическая основа метода примера состоит в подражательности. Человек с самого раннего возраста учится, копируя поведение других, если эти другие получают за него поощрение. В психологии это называется научением через наблюдение. Способы приемлемого поведения, основы речи, культурные и церемониальные поведенческие стереотипы дети перенимают по образцу взрослых.

Пиаже отмечал, что сначала ребенок просто подражает старшим и фактически не понимает правил, которым он, может быть, следует. Затем он рассматривает правила с эгоцентрической точки зрения, используя их в своих личных интересах. Но потом начинает делать уступки, поскольку понимает, что в состоянии анархии только сильнейший может добиться чего хочет, а когда все следуют правилам, каждый чего-то получит наверняка [3, с. 114]. Благодаря подражательности люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме. Это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании [4, с. 113].

По мере накопления социального опыта подражательность видоизменяется. В младшем школьном возрасте в большей степени подражание вызывают наиболее яркие с эмоциональной точки зрения примеры. В среднем и старшем школьном возрасте подражательность (наследование) приобретает сознательный характер. К подражательности присоединяется собственный социальный опыт, что делает подростка более избирательным в выборе примеров для подражания. Для реализации подражания (наследования) в этом возрасте необходима собственная внутренняя работа подростка.

Подражательность можно разбить на три этапа:
— непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица [5, с. 336-337];
— формирование желания действовать по образцу;
— синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира [6, с. 110].

Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в нем играет опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается [4, с. 114].

Среда инклюзивной школы имеет свои особенности. В общем виде, среда школы — это целостная качественная характеристика внутренней жизни учебного заведения, которая:
— определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;
— проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально- техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);
— содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [7, с. 3-6].

Школы по качеству среды можно классифицировать на:
— обучающую школу — может быть представлена как самой традиционной школой, строго нацеленной на формирование ЗУНов, так и весьма «продвинутой» школой с приглашенными из университетов профессорами, массой факультативов, защитой проектов и т.п.;
— «гуманистическую» школу, которая ставит своей главной целью создание такого психологического климата, в котором каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно;
— «воспитывающую» школу, фиксирущую свои образовательные усилия на социальной адаптации учащихся [8, с. 7-9].

Инклюзивная школа — это школа, в которой обучаются дети с разными образовательными потребностями, в том числе и с особыми. То есть в такой школе могут обучаться в общих классах дети с различными ментальными, физиологическими, психологическими и психическими особенностями наравне с другими обычными детьми.

Среда инклюзивной школы должна носить гуманистический характер, так как в ней должно присутствовать неформальное общение педагогов с детьми (причем не только во внеурочное время, но и на самих уроках); должны преобладать позитивные оценки, иногда полный отказ от отметок; большое внимание необходимо уделять внеурочной жизни школы; учителя должны быть готовы работать с разными детьми, иногда не вписывающимися в традиционные представления об ученике; родителям необходимо принимать активное участие в жизни школы; обязательно наличие доступной среды и демократичного дизайна (того, что сделано своими руками, что трудно испортить и что может быть заменяемо чем-то другим); отношения между детьми в классе дружеские и не зависящие от учебных успехов; маленький объем домашних заданий.

В инклюзивной школе метод примера реализуется в рамках воспитательной работы, имеющей свои особенности.

Воспитательная работа в инклюзивной школе идет на уровнях:
— педагог-ученик с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— педагог-ученик без ОВЗ.

На уровне «педагог-ученик с ОВЗ» перед учителем стоят следующие воспитательные задачи:
— обеспечивать условия для преодоления недостатков познавательной деятельности и эмоцио- нально-волевой сферы детей с ОВЗ, коррекции, сохранения и укрепления их здоровья;
— формировать эстетическую культуру личности, содействовать развитию элементарных творческих и доступных детям с ОВЗ художественных навыков;
— формировать у учащихся систему духовно- нравственных ценностей, готовность к самостоятельному нравственному выбору;
— воспитывать желание трудиться, быть полезным обществу;
— готовить детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни и работе в коллективе, участию в производительном труде, способствовать их социальной адаптации в условиях современного общества;
— поддерживать сотрудничество с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, правовыми органами и органами социальной защиты по работе с детьми с ОВЗ.

В зависимости от характера ограничения возможностей здоровья, от особенностей инвалидности методы воспитательной работы с такими детьми будут варьироваться.
На уровне «педагог-ученик без ОВЗ» основной акцент делается на формировании толерантного, эмпатического отношения к людям с особенностями развития.
Толерантность — реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием.
Основой толерантности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь. Противоположным эффектом формирования толерантности может стать противопоставление по типу «МЫ и ОНИ».

Эмпатия — временное сознательное отождествление себя с объектом для лучшего его понимания. Противоположным эффектом формирования эмпатии может стать жалость к субъекту с особенностями. Поэтому целесообразно проводить воспитательную работу по одновременному формированию и того и другого.

Особую роль в воспитательной работе играет формирование навыков по этикету взаимоотношений с людьми с инвалидностью, понимание проблем инвалидов, принятие их как равноправных членов общества.

Существенным фактором применения метода примера в инклюзивной школе является сохранность интеллекта у учеников с ОВЗ. Метод примера может применяться на всех ступенях общего образования в инклюзивной школе. Главная задача применения этого метода — продемонстрировать обучающимся примеры счастливой, успешной, самодостаточной жизни людей с инвалидностью и ОВЗ, сформировать понимание ценности человеческой жизни вне зависимости от обстоятельств ее протекания, сознательный выбор здорового образа жизни.

В качестве примеров целесообразно выбирать людей с инвалидностью и ОВЗ, имеющих общественное признание, преодолевших социальные барьеры, доказавших себе и окружающим возможность быть равноправным и равноценным членом общества.

В число таких примеров целесообразно включать зарубежных и отечественных деятелей спорта, искусства, политики, имеющих различные ментальные и физические особенности. Их также можно разделить на категории:
— исторические личности;
— наши современники.

Среди них могут быть следующие персоналии.

Исторические личности довольно известны: Ванга, Франклин Делано Рузвельт, Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев-Кутузов), Людвиг ван Бетховен, Сара Бернар, Петр I Романов, адмирал Нельсон, Альберт Эйнштейн и т.д. [9].

Наибольшее воспитательное воздействие способны оказать примеры персоналий, являющихся современниками .

Ник Вуйчич (Николас Джеймс, род. 4 декабря 1982, Мельбурн, Австралия) — австралийский мотивационный оратор, меценат и писатель, рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. Испытывая в детстве давление и психологическое насилие со стороны окружающих его сверстников и взрослых, он научился жить со своими особенностями. Это дало ему возможность делиться своим опытом с окружающими и стать всемирно известным мотивационным оратором. Его выступления в основном обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями) с целью активизации в них поиска смысла жизни и развития своих способностей. Среди достижений Ника Вуйчича — фильм «Цирк бабочек», книга «Жизнь без границ: Путь к потрясающе счастливой жизни» (Life Without Limits: Inspirationfor a Ridiculously Good Life), книга «Неудержимый. Невероятная сила веры в действии» (Unstoppable: The Incredible Powerof Faithin Action), книга «Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и всё, что мешает тебе жить)» (Stand Strong: You Can Overcome Bullying (and Other Stuff That Keeps You Down), книгу «Любовь без границ. Путь к потрясающе сильной любви» [10].

Пабло Пинеда (исп. Pablo Pineda) — испанский актёр, получивший в 2009 году награду кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже». Пабло первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший университетское образование. У него есть диплом преподавателя, бакалавра искусств и диплом в области педагогической психологии [11].

Стивен Уильям Хокинг (англ. Stephen William Hawking, род. 8 января 1942, Оксфорд, Великобритания) — английский физик-теоретик и популяризатор науки. Учился в Оксфорде, затем в Кембридже, где стал профессором математики. Изучал теорию возникновения мира в результате Большого взрыва, а также теорию чёрных дыр. Уже в молодом возрасте у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые впоследствии привели к параличу. Перенеся несколько операций на трахее, он потерял возможность говорить. Но с помощью синтезатора речи, Хокинг не только обрел возможность говорить, но и стал известным оратором и ведущим телевизионных программ [12].

Оскар Писториус (родился 22 ноября 1986 года) — южноафриканский бегун. Уроженец Йоханнесбурга в возрасте 11 месяцев лишился ног, поскольку Оскар от рождения не имел малоберцовых костей. Юноша занимался самыми различными видами спорта — от бега до регби. Сосредоточившись впоследствии на легкой атлетике (используя углепластиковые протезы), представитель ЮАР в 2004 году на Паралимпиаде в Афинах стал победителем турнира на дистанции 100 м и бронзовым призером на двухсотметровке. Неоднократный паралимпийский чемпион мира в 2011 году стал серебряным призером мирового первенства в эстафете 4×400 м и занял восьмое место в полуфинале бега на 400 м. На Олимпиаде в Лондоне в этой же дисциплине Оскар занял 23-е место в полуфинале, а также бежал на заключительном этапе эстафеты 4×400 м (сборная ЮАР заняла восьмое место) [13].

Андреа Бочелли (итал. Andrea Bocelli, род. 22 сентября 1958 года, Лаятико, Тоскана, Италия) — итальянский певец (лирический тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Популяризатор оперной музыки, ослепший в 12 лет, но получивший юридическое и музыкальное образование.

Дмитрий Кокарев (родился 11 февраля 1991 года) — российский пловец. Дмитрию в год врачи поставили страшный диагноз — детский церебральный паралич. Ребенок с детства занимался плаванием и уже в 14 лет попал в паралимпийскую сборную России. А спустя год юный Кокарев стал открытием чемпионата мира, завоевав три золотые медали. На Паралимпийских играх-2008 в Пекине 17-летний представитель Нижнего Новгорода победил в трех финальных заплывах (в двух — с мировыми рекордами) и в одном стал серебряным призером соревнования [13].

Диана Гудаевна Гурцкая (род. 2 июля 1978 года, Сухуми) — российская эстрадная певица и общественный деятель, имеющая инвалидность по зрению; Заслуженная артистка России (2006). Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства [14].

Ирек Айратович Зарипов (башк. Ирек Айрат улы Зарипов; род. 27 марта 1983 года, Стерлита- мак, Башкирская АССР, РСФСР, СССР) — российский лыжник и биатлонист. Заслуженный мастер спорта России, четырёхкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере. В 17-летнем возрасте перенес ампутацию обеих ног после автомобильной аварии [15].

Метод примера может применяться в контексте занятий по формированию толерантности к людям с инвалидностью «Уроки доброты» [16]. Это цикл уроков, имеющих в основе тренинг социальных навыков по проблеме инвалидности, который проводится в общеобразовательных школах с инклюзивным подходом на этапе подготовки школы к внедрению инклюзии.

В работе с детьми с ОВЗ метод примера может быть вписан как в индивидуальную работу с ребенком классным руководителем, психологом или социальным педагогом, так и в коллективные формы работы (классные часы, участие в социальных проектах).
Таким образом, метод примера, являясь широко известным в прошлые столетия, по-прежнему остается актуальным в настоящее время. Данный метод хорошо вписывается в воспитательную работу в инклюзивной школе, давая возможность педагогам формировать социально значимые качества и у детей без ОВЗ, и у детей с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабурова, И.В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников [Текст] / И.В. Бабу- рова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2008. — № 54. — С. 91-102.
2. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М. : Ольмега-JI, 2006. — 352 с.
3. Корниенко, Н.А. Новая психология личности [Текст] / Н.А. Корниенко. — Новосибирск : Просвещение, 1995. — С. 114.
4. Подласый, И.П. Н. Педагогика. Новый курс : учебник для спуд. пед. вузов : в 2 кн. [Текст] / И.П. Подла- сый. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 342 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сласте- нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — М. : Академия, 2002. — 576 с.
6. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1988. — С. 110.
7. Улановская, И.М. Что такое образовательная среда школы? [Текст] / И.М. Улановская // Начальная школа: плюс-минус. — 2002. — № 1. — С. 3-6.
8. Улановская, И.М. Какие бывают образовательные среды? [Текст] / И.М. Улановская // Начальная школа: плюс-минус. — 2002. — № 1. — С. 7-9.
9. Знаменитые инвалиды в истории [Электронный ресурс]. — (http://www.spletnik.ru/- blogs/vokrug_sveta/45986_znamenitye_invalidy_v_istorii/).
10. Вуйчич, Н. Википедия [Электронный ресурс] / Н. Вуйчич. — (https://ru.wikipedia.org- /wiki/% D0% 92% Dl% 83% D0% B9% Dl% 87% D0% B8% Dl% 87,_% D0% 9D% D0% B8% D0% BA).
11. Пабло, П. Первый в Европе преподаватель с синдромом Дауна [Электронный ресурс]. — (http://podsneznik.nnov.org/rassejannye-eskizy/pablo_pineda pervyy_v_evrope_prepodavatel_s_sindromom- _dauna.html).
12. Одиннадцать людей, которым ограниченные возможности тела не помешали стать великими [Электронный ресурс]. — (http://www.pure-t.ru/2016/01/ll/ll^K>fleft-KOTopbie-orpaHH4eHHbie-BO3MO3KHo/).
13. Двадцать пять паралимпийских историй: спортсмены, победившие обстоятельства [Электронный ресурс]. — (http://neinvalid.ru/25-paralimpijskix-istorij-sportsmeny-pobedivshie-obstoyatelstva/).
14. Гурцкая, Д.Г. Википедия [Электронный ресурс] / Д.Г. Гурцкая. — (https://ru.wikipedia.org/wiki/- Гурцкая,_Диана_Гудаевна).
15. Зарипов, И.А. Википедия [Электронный ресурс] / И.А. Зарипов. — (https://ru.wikipedia.org/wiki/- Зарипов,_Ирек_Айратович).
16. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов [Электронный ресурс]. — (http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/posobie-uroqi-dobroty.pdf).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code