ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА: СТРУКТУРНО- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

О.С.Фролова

АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа актуальной научной литературы, обобщения опыта практической деятельности сформулировано авторское определение инновационной компетенции педагога; представлены структурно-содержательные характеристики инновационной компетенции в единстве взаимодействия проективного, когнитивного, технологического, креативного и регулятивного компонентов; определены уровни проявления инновационной компетенции педагога.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная компетенция педагога, структурные компоненты, уровни проявления инновационной компетенции педагога.
Внедрение в систему образования инновационных педагогических технологий, максимальная индивидуализация образовательного процесса, создание условий для самореализации и саморазвития всех участников педагогического процесса актуализируют проблему готовности учителя к инновационной деятельности в образовательном пространстве, его инновационной компетенции, так как в системе образования ключевая роль принадлежит педагогу.

Теоретическим основанием изучения инновационной компетенции являются работы по профессиональной компетентности педагога, где рассматривается структура компетентности, ее содержание, функции, стратегии, технологии. Особо значимыми являются направления, связанные с разработкой различных видовкомпетентности: специальной, методической, социальной, коммуникативной, информационной, общекультурной, педагогической, психологической, инновационной и др. (В.И. Байден- ко, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Д. Равен, А. Шелтон, А.В. Хуторской и др.).

Используя ведущие идеи системного, деятельностного, компетентностного и личностного подходов, а также опыт практической деятельности, инновационную компетенцию мы рассматриваем как уровень владения педагогом умениями проектирования, создания и внедрения нового в образовательный процесс, обеспечивающий преобразование интеллектуального, мотивационного, творческого потенциалов личности обучающегося и педагога.

Исходя из определения инновационной компетенции педагога, ее структуру мы представим через совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняемых компонентов: проективного, когнитивного, технологического, креативного и регулятивного.

С целью формирования целостного представления о содержании и технологиях процесса развития инновационной компетенции педагога, а также для того, чтобы понимать, как и при каких условиях обеспечивается их становление, рассмотрим данные компоненты более подробно.

Проективный компонент раскрывается в способности педагога прогнозировать процессы, результаты, условия и перспективы развития личности учащегося на инновационном уровне. Данный компонент наделен параметрами обновления обучения; отбора оригинального сочетания, в том числе нетрадиционных средств обучения; предвидения продуктивных и нежелательных аспектов учебно- воспитательного процесса. Основными его показателями являются: умение планировать новые программы актуализации и развития способностей учащихся, умение прогнозировать новые параметры воздействия и взаимодействия с учащимися.

Умение планировать проявляется в создании образа предстоящей деятельности (ее целей, этапов, ожидаемых результатов); характеризуется способностью педагога конкретизировать содержание и средства интеллектуального, творческого и мотивационного развития личности; прогнозировать возможные проблемы и препятствия, планировать альтернативные варианты предполагаемых решений,
проектировать условия и обстановку выполнения обучающимися какого-либо вида деятельности.

Умение прогнозировать проявляется в способности предвосхищать внедрение инновационных технологий, проявлять субъективные намерения в новых формах сотрудничества; умении изменять отношения, установки, поведения, влиять на них в ходе инновационной учебной деятельности.

Когнитивный компонент содержит познавательные элементы инновационной деятельности педагога и обеспечивает ее. Включает совокупность научно-практических знаний о сущности, специфике и особенностях педагогической инновации. Показателями когнитивного компонента выступают: владение знаниями методологических, теоретических основ теории педагогической инновации и системой оригинальных интеллектуальных операций.

Владение знаниями методологических, теоретических основ проявляется в сформированности у педагога представлений об общих принципах изучения и построения инновационной деятельности, закономерностях организации инновационного процесса; характеризуется системой знаний о целях, принципах, содержании, методах и формах инновационной деятельности.

Владение системой оригинальных интеллектуальных операций выражается в нестандартной комбинации аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, прикладных умений; характеризует способ выполнения действий, определяемых совместной инновационной деятельностью педагога и обучающегося.
Технологический компонент в структуре инновационной компетенции педагога характеризует способность выстраивать алгоритм инновационной деятельности, разрабатывать и внедрять как традиционные, так и инновационные приемы, способы, творчески их преобразовывать. К ведущим показателям относятся: умение сочетать и эффективно применять традиционные и инновационные способы обучения, умение организовывать педагогический эксперимент.

Умение сочетать и эффективно применять традиционные и инновационные способы обучения характеризуется способностью в конкретных содержательно-процессуальных действиях преобразовывать практические действия субъектов образовательного процесса для обеспечения желаемого эффекта. Это способность конструировать алгоритм, моделировать стратегии действий и определять качественные и количественные характеристики необходимых и новых технологических шагов.
Умение организовывать педагогический эксперимент проявляется в способности педагога владеть методом научного познания психолого- педагогических явлений; раскрывать закономерности, механизмы, тенденции развития потенциалов обучающихся, определять наиболее оптимальные пути и средства их воспитания за счет создания и обновления ситуаций процесса, его качественного преобразования.

Креативный компонент раскрывается в способности педагога нестандартно, оригинально, по- новому воспринимать и организовывать учебно- воспитательный процесс. Включает в себя параметры нестереотипности восприятия, творческого преобразования. Показателями данного компонента являются: умение продуцировать множество решений, чувствительность к проблемам педагогической деятельности.
Умение продуцировать множество решений раскрывается в способности педагога допускать многообразные комбинации в процессе уяснения педагогической задачи, сборе необходимой информации, в оценке конкретных педагогических условий с целью трансформации и создания новых оригинальных моделей, интеллектуального, мотивационного, творческого развития личности; характеризуется вариативностью педагогической деятельности.

Чувствительность к проблемам педагогической деятельности раскрывается в восприимчивости педагога к самым необходимым явлениям педагогической действительности; в чувствительности к ее противоречиям и неопределенности; характеризуется готовностью учителя гибко и быстро переключаться с одной интеллектуальной, эмоциональной, творческой идеи на другую.

Регулятивный компонент содержит элементы контроля, упорядочивания, коррекции процесса инновационной деятельности, управления своими эмоциями и чувствами. Предназначен данный компонент для отслеживания эффективности, результативности процесса. Его показателями являются: умение управлять инновационным процессом и способность к самоорганизации.

Умение управлять инновационным процессом выражается в способности педагога обеспечивать и поддерживать творчество и продуктивность педагогического процесса; характеризуется умением воздействовать на все субъекты образовательного процесса, руководить и обеспечивать их творческую самореализацию в учебно-профессиональной деятельности.

Способность к самоорганизации раскрывается в целенаправленной упорядоченности педагогом собственной творческой активности в рамках образовательной деятельности; характеризуется инициативным творческим самовоздействием и расположением всего по порядку.

Для того чтобы оптимизировать пути развития инновационной компетенции педагога, необходимо представить ее уровни.

Проблемы выделения уровней развития процессов, состояний, качеств рассматриваются в трудах многих ученых (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Н.М. Зверева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина и др).

Уровень — это ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития. Под уровнем понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-то объектов или процессов. Уровень является «вершиной», достигнутой в ходе того или иного процесса [1].

В настоящем исследовании мы исходили из понимания того, что все уровни инновационной компетенции педагога тесно связаны друг с другом, и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, их развитие происходит постепенно, от уровня к уровню.

Уровни владения учителем умением проектирования, создания и внедрения нового в образовательный процесс составляют репродуктивный, поисковый, технологический и преобразующий уровни. Выявленные уровни раскрывают различную степень полноты сформированности компонентов инновационной компетенции педагога и эффективности их использования в процессе решения профессиональных задач различной сложности.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что все компоненты инновационной компетенции проходят свой путь развития от репродуктивного до преобразующего уровня.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдалина, JI.B. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» [Текст] / JI.B. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2007. — Вып. 9 (53). — С. 48-58.
2. Абдалина, JI.B. Что такое акмеология. Вопросы и ответы : учебное пособие [Текст] / JI.B. Абдалина. — Воронеж : Изд-во Центр научно-технической информации. — 2010. — 192 с.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М., 1989. — 167 с.
4. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 42-52.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
6. Фролова, О.С. Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога [Текст] / О.С. Фролова // Вестник Воронежского Государственного Технического университета. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2014. — № 3-2. — С. 245-247.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code