ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

Л.В.Абдалина, доктор психологических наук, профессор

АННОТАЦИЯ. В статье выявлены структура и особенности профессиональных деформаций руководителя социальной службы, показана их психологическая природа как значимый фактор возникновения и профилактики профессиональных деформаций. Дано авторское определение и выявлен конструкт психологической компетентности руководителя. Автор прослеживает взаимосвязь и определяет параметры, влияния психологической компетентности на предупреждение возможных профессиональных деформаций руководителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическая компетентность руководителя, профессиональные деформации, психологическая профилактика.
Являясь сложной интегративнои характеристикой личности, психологическая компетентность обеспечивает руководителю продуктивность его самореализации и самоосуществления за счет активного, конструктивного использования как внутренних ресурсов, так и собственных возможностей, определяемых условиями внешней, в том числе профессиональной, среды и профессиональной деятельности (К.А. Абульханова, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.В. Петровский и др.)- Самореализация проявляется в активном утверждении в деятельности своих индивидуальных способностей, в практическом раскрытии своего потенциала, настойчивости в осуществлении планов, в последовательном достижении жизненных целей, умении отстаивать свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно и профессионально значимых задач [1]. Приставка «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности выступает сам человек за счет выявления в себе определенного потенциала и использования его в жизнедеятельности.

Успешность такой самореализации руководителя в профессиональной деятельности может быть ограничена проявлениями профессиональных деформаций. Психологи отмечают, что деформации и отклонения личности человека в сфере трудовой деятельности заключаются в том, что под влиянием условий труда или возраста у человека ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества и затем появляются негативные признаки. У руководителя социальной службы это может быть, например, состояние эмоционального равнодушия, безразличия к коллегам, подчиненным; необходимый личностный профиль такого руководителя, обязательно включающий эмпатию, распадается. Личность руководителя перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста — требованиям профессии к человеку и индивидуальной профессиональной норме, а также требованиям человека к самому себе (Э.Ф. Зеер, С.П. Безносов, А.К. Маркова, Э.Э. Сыманюк, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

На основе анализа литературных источников мы пришли к выводу, что профессиональная деформация личности руководителя социальной службы — это искажение, ослабление или исчезновение в ходе выполнения профессиональной деятельности качеств личности, необходимых для ее продуктивной реализации и самореализации. Теоретический анализ, собственный опыт работы, беседы, наблюдения позволили выделить наиболее выраженные профессиональные деформации, присущие именно руководителям социальных служб г. Воронежа и Воронежской области: доминантность, консерватизм, эмоциональная неустойчивость, сверхконтроль, эмоциональное выгорание.

Мы разделяем точку зрения многих ученых и считаем, что профилактика и преодоление возможных профессиональных деформаций в значительной степени обусловлена сформированностью у руководителя ведущих психологических характеристик личности (мотивационных, ценностных, эмоциональных, интеллектуальных, творческих, волевых, энергетических и др. актуальных и потенциальных возможностей) (С.П. Безносов, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков, А.К. Маркова и др.), то есть собственно психологической компетентностью.

Психологическую компетентность руководителя социальной службы мы рассматриваем как интегра- тивную характеристику личности, отражающую уровень владения руководителем знаниями, способами и приемами реализации процессов самопознания, саморегуляции и саморазвития, а также средствами противостояния нарушениям профессионального и личностного характера и способствующую повышению продуктивности профессиональной деятельности и полноценной самореализации в ней.
Проведенный теоретический анализ, эмпирические исследования стали основанием выделения в конструкте психологической компетентности руководителя социальной службы следующих блоков: мотивационно-ценностного; познавательно-аналитического; оценочно-отношенческого и регулятивного. Отметим их некоторые оценочные характеристики как профилактический потенциал профессиональных деформаций руководителя.

В рамках мотивационно-ценностного блока психологическая компетентность руководителя будет проявляться в способности и самостимулировании к более глубокому осознанию себя, развитию собственного внутреннего мира; пониманию и принятию окружающих и, соответственно, к преобразованию устоявшихся технологий управления, к акцентированию внимания и деятельности на поддержке, на безоценочном отношении к своим коллегам и подчиненным со снижением риска развития в первую очередь доминантности, консерватизма. На познавательно-аналитическом уровне психологическая компетентность руководителя может проявляться в адекватном отражении и воспроизведении Я-концепции, истинной оценке своих качеств, возможностей, результатом которых станет новое знание о себе, своих реализованных и нереализованных возможностях. Самоанализ (умение выделять главные качества и связи между ними), самонаблюдение (способность фиксировать собственные чувства, мысли, переживания), самооценивание (не противоречивое соотношение собственных притязаний и реальных возможностей) как показатели психологической компетентности помогут руководителю в профилактике сверхконтроля — чрезмерного сдерживания своих чувств, подозрительной осмотрительности, скрупулезного контроля деятельности подчиненных, а также в профилактике профессионального догматизма, авторитарности.

Сформированные показатели психологической компетентности по регулятивному компоненту — самоконтроль и самокоррекция — будут содействовать руководителю в управлении своей психикой, в корректировке особенностей личности. В свою очередь это поможет ему в профилактике эмоциональной неустойчивости, эмоционального выгорания.

Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о том, что высокий уровень развития психологической компетентности свойственен лишь 26% руководителей социальных служб г. Воронежа и Воронежской области. Это еще раз актуализирует проблему не только изучения, но и развития их психологической компетентности, которая сможет выступать действенным источником профилактики ослабления, угасания или исчезновения качеств личности, необходимых руководителю для повышения качества деятельности организации и для реальных профессиональных достижений.

Рассматривая психологическую компетентность руководителя как фактор профилактики возможных профессиональных деформаций, мы исходим из признания ее в качестве движущей силы, важной детерминанты прогрессивного развития личности и предупреждения нарушений в профессионально-личностном развитии. Подтверждение этому мы находим в исследованиях ведущих отечественных акмеологов, которые к важнейшим акмеологическим субъективным факторам профессионально- личностного роста относят индивидуальные предпосылки успешности профессиональной деятельности — мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, а также удовлетворенность, креативность и др. [2].

Принципиально важно подчеркнуть, что именно указанные индивидуальные особенности самого субъекта профессиональной деятельности, включая руководителя, акмеологи используют при объяснении причин профессионального роста или профессиональной стагнации, деградации личности. Это дает основание говорить о том, что психологическая компетентность занимает значимое место в ряду многообразия факторов, детерминирующих как формирование профессиональных деформаций, так и их профилактику.

Психологическая профилактика — есть деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии человека и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Это превентивная деятельность, направленная на предотвращение и снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональных деформаций (В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова и др.).

Очевидно, что профилактику следует рассматривать как систему предупредительных мер не только психологического, но и непсихологического характера. Поэтому пути и направления профилактической работы специалиста данной сферы должны включать: психологические аспекты (различного рода тренинги и т.п.); педагогические аспекты (профессионально-развивающая среда); медицинские аспекты (лечебно-профилактические мероприятия); досуговые мероприятия [3; 4].

Анализ имеющихся в психологической литературе подходов к разработке превентивных мероприятий показал, что точки зрения ученых и предлагаемые технологии преодоления профессиональных деформаций опираются на сложившиеся представления о причинах их возникновения, о содержании профессиональных деформаций, а также на выделяемые симптомы. Полученные учеными результаты позволяют констатировать, что в большинстве случаев механизм профилактики зеркально отражает механизм возникновения профессиональной деформации: профилактическое либо корректирующее воздействие направлено на возможные, основные причины возникновения и развития изучаемого феномена [5]. При этом основным психологическим фактором профилактики и преодоления деформаций является осознание руководителем присущих ему деформационных тенденций и активизация потребности личности в саморазвитии, то есть постоянная работа по самосовершенствованию. Подобная работа отражает проявление сути психологической компетентности руководителя в реальной действительности.

Очевидно, что профессиональная деятельность руководителя (ее виды, содержание, структурная организация) может способствовать образованию у него профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение, и зачастую они практически неизбежны. Принципиально понимать, что одних профессиональные деформации приводят к потере квалификации, другие — к индифферентности в работе, третьи — к необоснованному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств, технологий профессиональной реабилитации. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть психологическая компетентность руководителя. Мы считаем, что психологическая компетентность как фактор обладает в значительной степени субъективным характером, когда «субъективизм фактора предполагает возможность эффективного влияния на него целенаправленными усилиями и действиями» самого руководителя, например — в ситуации профилактики профессиональных деформаций [2].

Психологическая компетентность как фактор профилактики и преодоления профессиональных деформаций может фиксироваться в следующих оценочных характеристиках: осознанности самопроцессов и их целенаправленности на самопознание, саморегуляцию и саморазвитие; готовности и ответственности за их успешную реализацию. Мы можем объективно наблюдать следующие умения психологической компетентности руководителя в условиях снижения риска формирования искажений личности руководителя в профессиональной деятельности: умение обнаруженные характеристики, черты личности расчленить на составляющие части, установить между ними причинно- следственные связи, провести процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве; умение адекватно оценивать свои качества, возможности, положение среди коллег, подчиненных; непротиворечиво соотносить собственные притязания и реальные возможности; умение признать все стороны и качества личности, достоинства и ограничения; вера в свои силы и возможности; честное отношение к себе, наличие собственной позиции; умение упорядочивать собственную деятельность и поведение; умение управлять своей психикой, направлять энергию интересов, потребностей в нужное русло; умение исправлять, корректировать особенности собственной личности, Я-концепции, которые не соответствуют оптимальной модели психологической компетентности руководителя (Л.B. Абдалина, Л.A. Плужникова).

Таким образом, исследования показывают, что средства, способы и приемы профилактики профессиональных деформаций руководителя обусловлены в первую очередь осознанием индивидуальных особенностей, мотивацией, способностью руководителя к саморегуляции, самоконтролю, а также конкретной профессиональной ситуацией, особенностями коллектива и т.п. При этом профилактические и коррекционные меры борьбы с профессиональными деформациями во многом схожи: то, что защищает и предупреждает их развитие, может быть использовано и при коррекции уже сформировавшихся профессиональных деформаций [6; 7].

Мы считаем, что возможно говорить о существовании вероятностной зависимости возникновения нарушений профессионального и личностного развития, формирования профессиональных деформаций от недостаточного уровня развития у руководителя социальной службы психологической компетентности, от низкого уровня владения им способами и приемами самопознания, саморегуляции и саморазвития. То есть чем выше уровень сформированное™ личностных, психологических качеств руководителя, тем маловероятнее формирование профессиональных деформаций и тем эффективнее средства и результат профилактики и преодоления уже имеющихся нежелательных качеств. При этом личность выступает системообразующим фактором целостности руководителя как субъекта самореализации в профессиональной деятельности. Мы признаем возможности высшего личностного уровня руководителя по регулированию процесса нарушения профессионального и личностного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коростылева, JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / JI.A. Коростылева. — СПб. : «Речь», 2005. — 222 с.
2. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть [Текст] / под ред. А.А. Реана. — М. : ACT; СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. — М. : ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. — М., 1996. — 308 с.
5. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы [Текст] / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 624 с.
6. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций : учебное пособие для вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. — М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 240 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code