АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

О.Н.Бондарева, О.Н.Князева, Е.А.Сиволапова

АННОТАЦИЯ. В статье проанализированы активные и интерактивные формы обучения, выявлены цели и задачи кейс-метода и деловой игры. Показана возможность применения данных форм на практических занятиях в качестве эффективных методов учебно-познавательной деятельности студентов в вузе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: активные и интерактивные формы обучения, методы активизации учебно- познавательной деятельности, кейс-метод, деловая игра.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и высшего образования кардинальным образом изменили направленность профессионального образования. Вместо традиционных знаний, умений и навыков на первый план выдвигаются результаты обучения в виде способности и готовности обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях [1].

Изменение вектора образовательного процесса от традиционного подхода к инновационному, компе- тентностному подходу, неизбежно приводит к поиску новых технологий и методов обучения, применение которых будет способствовать формированию современных компетенций у выпускника высшей школы [5].

Первостепенную роль в совершенствовании подготовки студентов в вузе играют активные и интерактивные формы обучения.

Вузовский учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, строится на основе конструктивного взаимодействия всех его участников. Каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями. Рассмотрим подробно каждую из форм обучения.

Активное обучение является одним из мощнейших направлений современных педагогических исканий. В психолого-педагогической литературе активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств и методов активизации [3; 4].

Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения [5]:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Сегодня существует большое количество методов активного обучения, которые развивают знания, умения и навыки будущих профессионалов. Но особый интерес среди них вызывает кейс-метод. М.В. Буланова-Топоркова говорит о том, что анализ конкретных ситуаций (case-study) — это эффективный метод активизации учебно- познавательной деятельности обучаемых. Названный метод характеризуется следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятия.

Различают несколько видов ситуаций [5; 6]:

1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучающихся: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучающихся: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

3. Ситуация-иллюстрация представляет собой ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучающихся: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме.

Цель обучающихся: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Цель данного метода: активизация обучающихся, что повышает эффективность обучения в целом, а также уровень учебной мотивации за счет стимулирования профессионального интереса участников к учебному процессу. Эффективность занятия во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую работу, в том числе направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе групповой работы, вовлекать в дискуссию всех студентов, организовывать корректную обратную связь с участниками группы, давать своевременные ссылки на литературу, обобщать полученные результаты и подводить итоги [7].

Так, в Воронежском государственном аграрном университете имени императора Петра I (ВГАУ), на гуманитарно-правовом факультете, на практических занятиях по дисциплине «Психология профессионального образования» нами применялся кейс-метод по теме «Человек как субъект профессиональной деятельности». Для подготовки к занятиям студентам была дана соответствующая литература для самостоятельной работы и дополнительная информация по теме. Кейс-метод по данной теме дисциплины проводился по следующей схеме.

Цель занятия: ознакомление студентов с процедурой проведения занятия с использованием кейс- метода.

Оснащение: аудиторная доска, мел, листы формата А4, ручки и маркеры.

Порядок работы:
1. Сформировать команды по 5 человек, исходя из интересов (5 мин.).
2. Студентам раздать письменное описание ситуации.
3. От каждой команды студенты задают преподавателю по одному вопросу с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируются на доске для последующего обсуждения.
4. Для решения проблемы и подготовки выступления дается определенное время (20 мин.).
5. Каждая команда выдвигает одного кандидата и поочередно представляет свой вариант решения в виде устного доклада.
6. Студенты из других команд могут задавать выступающему вопросы, на которые он должен ответить, или вносить возражения, которые он должен либо обосновать, либо опровергнуть.
7. Каждый вариант решения фиксируется на доске.
8. В заключение, когда выступили все команды, преподаватель организует обсуждение предложенных вариантов решения и обобщает полученные результаты.

В конце занятия, во-первых, каждый студент команды должен написать отчет о проделанной работе, а во-вторых, проводится обсуждение работы над кейсом. Студенты рассказывают о том, что понравилось, что нет. Задача преподавателя: организовать обратную связь на всех этапах данной работы, дать оценку ситуации, неиспользованной и невостребованной информации для решения ситуации.

Применение кейс-метода на практическом занятии по теме «Человек как субъект профессиональной деятельности» позволило успешно сформировать у студентов: навыки и приемы анализа ситуации; навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем; особенности применения различных подходов к разработке плана действий, ориентированных на конечный результат; навыки ясного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме; умение убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения;умение принимать самостоятельные решения на основе группового анализа ситуации, а также извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Таким образом, кейс-метод помог студентам лучше освоить материал как с помощью преподавателя, так и в процессе самостоятельной подготовки обучающихся; способствовал конструктивному взаимодействию преподавателя и студентов, а также всех студентов группы; содействовал активизации, что повысило эффективность обучения на занятиях по дисциплине «Психология профессионального образования» в целом.

Интерактивное обучение является одним из современных направлений активного социально- психологического обучения. Анализ теоретической литературы позволил сделать вывод, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [8, с. 7-8].

Основными преимуществами интерактивных форм обучения являются [9]:
1. Активизация познавательной и мыслительной деятельности студентов.
2. Вовлечение студентов в процесс обучения как активных участников.
3. Развитие навыков анализа и критического мышления.
4. Усиление мотивации к изучению дисциплины.
5. Создание благоприятного климата на занятии.
6. Развитие коммуникативных навыков обучающихся.
7. Развитие навыков владения современными техническими средствами.
8. Формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности и поиска информации.

В настоящий момент можно выделить следующие формы интерактивного обучения: эвристическая беседа; творческое задание; дискуссия; деловая и ролевая игры; тренинг; круглый стол; коллоквиум; «мозговой штурм». Особое место в этом ряду занимает деловая игра. Это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.

Выделяют различные модификации деловых игр:
1. Имитационные игры направлены на создание деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.
2. Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных операций, действий.
3. Исполнение ролей, в этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей какого-либо лица.
4. «Деловой театр» — разыгрывание каких-либо ситуаций и поведения человека в игровой обстановке, близкой к реальной.
5. Психодрамма и социодрамма — это «деловой театр», в котором отрабатывается умение чувствовать и оценивать ситуацию и состояние другого человека [6].

Цель деловой игры: формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций, моделировании соответствующего рабочего процесса; активизация учебно- познавательной деятельности. Выделяют основные этапы организации игры: определение проблемы либо ситуации, которую необходимо решить (разрешить); распределение ролей между студентами; проведение самой игры; анализ и обсуждение результатов игры [9].

На практических занятиях по курсу «Общая и профессиональная педагогика», который читается студентам гуманитарно-правового факультета ВГАУ, мы использовали деловую игру «Традиционная и инновационная модели образования» по теме «Образование как социокультурный феномен». При подготовке к семинару студенты самостоятельно отбирали и знакомились с научной, методической литературой, что способствовало активизации их познавательной и мыслительной деятельности. Деловая игра проводилась по следующему плану.

Цели игры:
— формирование у студентов ценностного отношения к образованию, понимания его роли в развитии личности и общества;
— усвоение студентами знаний о сущности и особенностях традиционной и инновационной моделей образования;
— освоение будущими специалистами способов образовательной деятельности в рамках названных моделей образования.
Игровое оснащение: два листа (формат A3) со схемой в виде «солнца», два маркера, магнитная доска и восемь магнитов.

Ход деловой игры:

1. Объяснить цель, задачи, правила игры.

2. Разбить студенческую группу на сторонников традиционной и инновационной моделей образования (группы по пять человек). В микрогруппах распределить роли: аналитик (может быть группа анализа); критик-оппонент; фиксатор; исследователь-путешественник .

3. Дать задания каждой микрогруппе.

Задание 1
а) определить сущность традиционной модели образования, представить и обосновать другие ее названия, сравнить выделенные характеристики с сущностью инновационной образовательной модели;
б) разработать виды и способы профессиональной деятельности педагога в традиционной модели образования.

Задание 2
а) определить сущность инновационной модели образования, представить и обосновать другие ее названия, сравнить выделенные характеристики с сущностью традиционной образовательной модели;
б) разработать виды и способы профессиональной деятельности педагога в инновационной модели образования.

4. Для решения задач в процессе коллективного взаимодействия отводится 30 мин. При этом исследователю-путешественнику разрешается правилами игры перемещаться по аудитории с целью обмена информацией.

5. Полученные решения поставленных задач фиксируются в предложенной схеме словами (существительными или глаголами), характеризующими профессиональную деятельность педагога. После заполнения схемы-«солнца» листы вывешиваются на доску, образуя вернисаж плакатов.

6. Каждая играющая группа приводит доводы в защиту полученных результатов.

7. В заключение проводится свободная дискуссия членов игровых групп, вырабатывается обобщенное решение по каждой задаче.

В конце семинара происходит общее обсуждение и подведение итогов работы. Студенты делятся своими впечатлениями, выявляя положительные и отрицательные стороны метода. Преподаватель занимается консультированием, контролирует порядок выполнения намеченного плана и организует обратную связь.

Применение деловой игры на практическом занятии по теме «Образование как социокультурный феномен» позволило успешно сформировать у студентов: познавательные и профессиональные навыки; системное мышление; целостное представление о профессиональной деятельности с учётом эмоционально-личностного восприятия; навыки коллективной мыслительной и практической работы; умения и навыки социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений; чувства ответственного отношения к делу, уважения к ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Преимущество этого метода в том, что каждый из обучающихся выступает в определенной роли, ощущает те или иные состояния более реально, чувствует последствия собственных действий и принимает решение.

Таким образом, анализ применения активных и интерактивных форм обучения свидетельствует о том, что такого рода работа в группах является одной из эффективных методов при изучении психолого-педагогических дисциплин. Во-первых, это дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения; во-вторых, эти методы способствуют развитию умения активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Приказ МО и НРФ от 01 октября 2015 г. № 1085 [Электронный ресурс]. — (http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf).
2. Казьмина, Е.Г. Исследование ключевых компетенций и степени их сформированности у будущих специалистов в процессе обучения в ВУЗе [Текст] / Е.Г. Казьмина, Е.В. Алтухова // Государственный университет управления. Вестник университета. — М., 2010. — Вып. 7. — С. 47-53.
3. Джонсон Д. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве [Текст] / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон // Холубек. — СПб. : Экономическая школа, 2001. — 253 с.
4. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения [Текст] / С.А. Мухина. — М. : ГЭОТАР- Медиа, 2008. — 360 с.
5. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 512 с.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. [Текст] / Г.К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
7. Князева, О.Н. Конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / О.Н. Князева. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2011. — 212 с.
8. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. — М. : Академия, 2008. — 176 с.
9. Дмитриева, Е.А. Применение интерактивных методов в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.А. Дмитриева, О.А. Тиняков, Е.Н. Бурдастых // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Серия педагогические науки, 2014. — № 1 (29). — (http://www.scientific-notes.ru/pdf/034-029.pdf).
10. Сиволапова, Е.А. Структурные компоненты модели современного выпускника ВГАУ в рамках компетентностного подхода (на примере подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям)) [Текст] / Е.А. Сиволапова // Теория и практика инновационных технологий в АПК. Материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. Секция кафедр гуманитарно-правового факультета «Гуманитарные и социально-политические науки» 16-17 января и 13-14 марта 2014 г. — Воронеж : ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. — С. 89-93.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code