ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Е.П.Комаровская, доктор исторических наук, профессор, Г.П.Жиркова

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются современные подходы и концепции поликультурного образования в контексте феномена культуры в образовательном процессе и эволюции образовательных процессов с позиций интеграции образования и культуры в системе повышения квалификации педагогов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное образование, повышение квалификации педагогов.

 

Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г,, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 гг.)» и другие важные документы ставят перед педагогической наукой новые задачи по подготовке и переподготовке педагогических кадров, соответствующие запросам современного общества.

Необратимые преобразования, которые произошли в обществе в последние годы, коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Повышение качества профессиональной подготовки педагогов значимо для решения комплекса общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны в сохранении культурной идентичности и защите духовной безопасности нации. Высокая значимость результатов работы педагогов современной школы предъявляет особые требования как к подготовке учителей, так и к постоянному профессиональному совершенствованию педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования.

Повышение квалификации педагогов является непрерывным процессом, который реализует государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров в системе образования, что обусловлено насущными потребностями самих преподавателей в постоянном профессионально-личностном развитии в рамках модели «образование через всю жизнь».

Сегодня система повышения квалификации является одной из ведущих форм удовлетворения индивидуальных профессионально-образовательных потребностей значительной части педагогов. В условиях диверсификации последипломного образования и индивидуализации познавательных запросов слушателей существенно изменяются требования, предъявляемые к культурологическому базису образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей.

Необходимо осмысление основных теоретических и методологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью педагогов современной школы, важно уделять особое внимание анализу и целостному описанию культурологической компетентности педагогов в условиях повышения квалификации, где культура выступает как объединяющее начало, способствующее развитию личности преподавателя [1].

Одной из важнейших задач социокультурной стратегии образования является формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой
идентичности. В новых образовательных стандартах именно перед школой ставятся задачи формирования мировоззрения личности в соответствии с морально-нравственными нормами и культурными характеристиками общества. «…Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» [2].

В процессе практической реализации поставленных задач в области образования и духовно- нравственного развития личности нельзя обойти вниманием вопрос взаимодействия культуры и образования. Еще в 1914 году П.А. Флоренский писал, что «культура есть среда, растящая и питающая личность» [3]. Эти слова, определяющие роль культуры в становлении человека, чрезвычайно актуальны и для нашего времени, когда «российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» [4].

В современной педагогической науке все больше сторонников завоевывает культурологическая модель образования, одним из важнейших принципов которой является культуросообразность. Принцип культуросообразности образованиия впервые был обоснован немецким педагогом А. Дистервегом в 1832 году и означал организацию учебно- воспитательного процесса с учетом исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. В статье «О природосообразности и культуросообразности обучения» он писал: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [5].

В российской педагогической науке проблемы взаимоотношения образования и культуры также не остались без внимания.

Концепция К.Д. Ушинского обосновывает зависимость системы образования от национальной культурной специфики и ориентирована на серьезное и систематическое постижение уклада народной культуры и обеспечение ее преемственности и воспроизводства. С.И. Гессен в разработанной им «педагогике культуры» рассматривает идентичность целей образования и культуры и выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей. Главную цель образования он видит в «приобщении личности к высшим культурным ценностям» [6].

Современная педагогическая наука развивает эту идею и идет по пути углубления осмысления феномена культуры в образовательном процессе, рассматривает эволюцию образовательных процессов с позиций интеграции образования и культуры.

Для системы образования усиление культурных функций становится условием дальнейшего продуктивного развития образования как сферы гуманитарной культуротворческой практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самосознания. Ибо именно «культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера» [7].

Е.П. Комаровская и В.М. Ахунов под поликультурным взаимодействием понимают «целенаправленный процесс, включающий: освоение образцов и ценностей мировой культуры, культурно- исторического и социального опыта различных стран и народов; формирование социально- установочных и ценностно-ориентационных пред- расположенностей граждан к межкультурной коммуникации и обмену; развитие толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам; активное социальное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности» [8].

Система повышения квалификации педагогических кадров должна учитывать современные подходы и концепции поликультурного образования-.
1. Аккулыпурационний подход, включающий концепции многоэтнического (U. Boos-Nunning, М. Hohmann, Н. Reich) [9] и бикультурного (W. Fthenakis, A. Sonnet, R. Thrul, W. Walbiner) [10] образования.

Основные идеи: свободный выбор и трансцен- дентальность восприятия человека человеком; «би- лигвально-бикультурная» идентичность.

Цели образования: создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; оказание помощи и поддержки представителям контактирующих культур, воспитание взаимной открытости, интереса и терпимости.

2. Диалоговый подход, базирующийся на концепции «диалога культур» (B.C. Библер, М.М. Бахтин, М. Kruger-Potratz, Н. Thomas и др.) [11], деятелъностной концепции (G. Pommerin, М. Hohmann, Н. Reich) [12] и концепции мулътиперспективного образования (Н. Gopfert, U. Schmidt) [13].

Основные идеи: открытости, диалога культур как взаимодействия, влияния, проникновения или отталкивания разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования; признания индивидуальных различий каждой личности; идея «переформулирования» иной культуры в терминах своего лингвокультурного опыта; преодоления монокультурной ориентации.

Цели образования: приобщение к различным культурам; формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно- образовательное пространство; воспитание в духе мира, разрешение межкультурных конфликтов.

3. Социально-психологический подход, опирающийся на концепцию «культурных различий» (St. Gaitanides, P. Bourdieu, A. Memmi, Ch. Taylor, B. Hackl) [14].
Основные идеи: различие в культурном облике человека и его влиянии на эмоциональную сферу личности; несогласие с ценностями и считается источником конфликтов.

Цели образования: развитие терпимости по отношению к иному образу жизни; воспитание уважения к иным культурам, образу мышления; развитие способности дифференциации внутри другой культуры, интеграции элементов различных культур в
собственную систему мышления.

4. Особое внимание нужно акцентировать на культурологическом подходе — культуроориентированном образовании и воспитании человека (А.Г. Асмолов, М.А. Ариарский, B.C. Библер, К.Ю. Богачев, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Н.Н. Крылова, А.Я. Флиер и др.); моделях, ориентирующихся на культуроформирующие подходы в образовании (модель «образования внутри культуры» (А.Г. Асмолов), школа А.В. Хуторского, культуротворческие школы (А.П. Валицкая); культурологические основания содержания и технологии педагогического образования (С.И. Архангельский, К.ILL Ахияров, А.А. Вербицкий, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, М.М. Левина, А.К. Маркова, Ж.Д. Никандров и др.).

Основная идея: культуроориентированное образование, в котором культуросообразность становится одним из ведущих принципов.
Цели образования: формирование личности как субъекта культуры; воспитание «человека культуры», для которого само образование — непрерывное «восхождение к культуре»; самореализация творческого потенциала личности, создание благоприятной культурной среды; вовлечение людей в мир культуры; удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей разных групп населения; развитие способности к межкультурной коммуникации; формирование представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры.

Поликультурное образование базируется на принципах, которые нашли свое отражение в международном документе ЮНЕСКО «Всеобщая декларация Мехико о культурном многообразии» [15].

Усиление культурного статуса образования предъявляет новые требования к личности педагога, который должен обладать не только всем необходимым комплексом профессиональных знаний, но и быть авторитетной личностью, носителем важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России, обладать высоким культурным потенциалом и стремлением к его развитию и совершенствованию. Культура для педагога должна стать определяющим качеством. В связи с этим содержание педагогического образования требует новых подходов, способствующих созданию такой целостной системы, где культурологическая составляющая является определяющей доминантой, которая на первый план ставит осмысление учителем гуманистического наследия прошлого и понимание настоящего.
Органической частью повышения квалификации в области педагогического образования является развитие духовно-нравственной (морально-волевой) составляющей ментальности преподавателя, развитие системы гуманистических профессионально- личностных ценностей. Это обусловлено тем, что в современных условиях эффективность профессиональной деятельности педагога зависит не только от сформированности у него системы профессиональных знаний, но и от общей культуры учителя, от развитости важных качеств личности, этно- и социокультурных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жиркова, Г.П. Культурологический компонент повышения квалификации педагогов [Текст] / Г.П. Жиркова // Человеческий капитал. — 2014. — № 08 (68). — С. 57-59.
2. Выступление, В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013.
3. Флоренский, П.А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) [Текст] / П.А. Флоренский. — М. : «Мысль», 2004. — С. 52.
4. Путин, В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 12 декабря 2012 г. [Текст] / В.В. Путин // Российская газета. 2012. — (X, 287).
5. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистервег. — М. : Учпедгиз, 1956. — С. 229.
6. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И, Гессен. — Берлин : «Слово», 1923, составление издательство «Школа-Пресс», 1995. — С. 13.
7. Путин, В.В. Выступление на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству [Текст] / В.В. Путин. — Псков, 2014.
8. Комаровская, Е.П. Поликультурное образование в современном мире [Текст] / Е.П. Комаровская, В.М. Ахунов // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2009. — № 1 (20). — С. 46-49.
9. Boos-Nunning, U. Aufhahmeunterricht, Muttersprachlicher Unterricht, Interkultureller Unterricht Ergebnisse einer vergleichenden Untersuchung zum Unterricht fur auslandische Kinder in Belgien, England, Frankreichund den Nieder- landen / U. Boos-Nunning, M. Hohmann, H. Reich. — Munchen, 1983.
10. Fthenakis, W. Bilingual-bikulturelle Entwicklung des Kinders Ein Handbuch fur Psychologen, Padagogenund Lin- guisten / W. Fthenakis, A. Sonnet, R. Thrul, W. Walbiner. — Munchen: Hueber 1985.
11. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология: науки и техники [Текст] / М.М. Бахтин. — М. : Наука, 1986. — 130 е.; Библер, B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) [Текст] / B.C. Библер // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 31-42; Библер, B.C. Школа диалога культур [Текст] / B.C. Библер // Советская педагогика. — 1988. — № 11. — С. 29-34; Kruger-Potratz М. Die problem atische Verkurzung der Auslander-padagogikals Subdisziplin der Erziehimgswissenschaft. In: Sozialarbeit u. Auslan- derpadagogik Neue Praxis, SH 7, 1983. — S, 172; Thomas, H. Interkulturelles Lernen im Schuleraustausch Saar- brackenu. Fort Lauderdale 1988.
12. Pommerin, G. Migrantenliteratur und ihre Bedeutung fur die inter-kulturelle Erziehung. In: Zielsprache Deutsch, H. 3; Hohmann, M,, Reich, H.-H. Ein Europa fur Mehrheiten und Minderheiten Diskussionen um interkulturelle Erziehung Minister». — New York, 1989.
13. Gopfert, H. Auslanderfeindlichkeitdurch Unterricht. Konzeptionen und Alternativen fur Geschichte, Sozial- kunde und Religioa. — Dusseldorf 1985; Schmidt U. Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. In: Jahrbuch «Padagogik Dritte Welt». Kulturelle Identitat mid Universalitat Frankfurt a. — 1987.
14. Gaitanides, St. Interkulturelles Lernen in einer multikulturellenGesellschaft. Ire Informationsdienstz. Auslande- rarbeit, 1994, H, 2; Bourdieu P. Die feinen Unterschiede. Kritik der gesellschaftlichen UrteilskrafL — Frankfurt M,. 1982; Memmi, A. Rassismus. — Frankfurt aM. 1987; Taylor Ch. Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung. — Frankfurt a.M. 1993; Hack!. B. Miteinander lemen: Interkulturelle Unterrichtsprojekte in der Schulpraxis. Innsbruck, 1993.
15. Всемирная декларация Мехико о культурном разнообразии. Принята на 31 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 2 ноября 2001 г. — (http://www.library.by/data/013/088.html).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code