ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБОГАЩЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ


Н.И.Бердник

АННОТАЦИЯ. В статье дано описание результатов исследования эмоционального компонента обогащения субъектного опыта учителей МБОУ «Ольховатская СОШ» Ольховатского района Воронежской области. Рассматриваются критерии этого компонента, выявлена положительная динамика эмоционального компонента обогащения субъектного опыта учителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: опыт, субъектный опыт, обогащение субъектного опыта, эмоциональный компонент, критерии эмоционального компонента.

Важной проблемой для современного образования, нуждающегося в высококвалифицированных учителях, является проблема обретения педагогом особого личного опыта, позволяющего давать качественное образование, решать педагогические задачи, достигать профессиональных вершин и творческого долголетия с учетом его индивидуальных особенностей. Важная роль в стимулировании самообразования учителя отводится созданию развивающей образовательной среды, способствующей повышению квалификации учителя, пониманию необходимости образовываться в течение всей сознательной жизни, превращая любую жизненную ситуацию в образовательную для себя. В этой связи очень важной является проблема обретения педагогом особого личного опыта, позволяющего давать качественное образование, решать педагогические задачи, достигать профессиональных вершин и творческого долголетия с учетом его индивидуальных особенностей.

Этот особый опыт — не что иное, как субъектный опыт учителя, и обрести его можно путём целенаправленной деятельности: обогащения, приращения, увеличения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд учёных, которые в своих исследованиях анализировали понятие «субъектный опыт». Это C.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, М.А. Холодная, А.К. Осницкий, С.Ю. Алькова, М.Д. Лаптева, М.Г. Макарченко, Е.П. Носова, Н.П. Табачук и др.

Субъектный подход в психологии означает, что на первый план выходит проблема внутренних психических ресурсов конкретного индивидуума, которые выступают в качестве основы его самодеятельности. Соответственно, речь идет о поиске тех общих закономерностей, которым подчинены формирование, устройство и функционирование «внутренних условий» деятельности [1].

В педагогической науке понятие «субъектный опыт» определяется как существующий, имеющийся в наличии опыт личности; опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый человеком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживаний своих успехов и неудач, саморефлексии [2].

Основываясь на исследовании И.С. Якиманской, мы выделили основные компоненты обогащения субъектного опыта, включающие [3]:

1. Знаниевый компонент: учитель информирован об инновации, и у него сложились свои представления о ней.

2. Профессиональный компонент: учитель владеет инновационной деятельностью, использует современные технологии в своей работе.

3. Эмоциональный компонент: у учителя сформировано положительное отношение к инновации, и он делится своим опытом с коллегами.

Не умаляя значения знаниевого и профессионального компонентов для обогащения субъектного опыта учителя, анализ которых представлен в ранних публикациях автора [4; 5; 6; 7], в данной статье мы остановимся на эмоциональном компоненте. Показателем сформированности эмоционального компонента является готовность делиться опытом посредством участия в педагогических конкурсах различного уровня, публикаций в педагогических изданиях, участия в педагогических конференциях, а также стремление использовать инновационные технологии в обучении.

В 2015 г. среди учителей МБОУ «Ольховатская СОШ» было проведено анкетирование с целью проанализировать их эмоциональное отношение к инновациям. В анкетировании участвовало 27 респондентов образовательной организации. Были предложены следующие вопросы:
1. Применяемые вами новации касаются:
а) технологии обучения;
б) содержание обучения;
в) средств обучения;
г) организации деятельности.
2. Инновационные технологии используются вами:
а) часто;
б)эпизодически;
в) редко.
3. Источником ваших инноваций стали:
а) специализированная литературна;
б) рекомендации других педагогов;
в) анализ собственного опыта.
4. Для более активного внедрения инноваций вам необходимо:
а) знание опыта других;
б) наличие справочной и учебно-методической литературы;
в) курсы повышения квалификации, где можно участвовать в обсуждении.

Анализ анкетирования учителей школы показал, что для 78% учителей инновации стали привычным делом, 22% респондентов используют инновационные технологии эпизодически.

Более всего новации касаются технологий обучения (85%), затем — организации деятельности (70%), средств обучения (48%) и содержания обучения (33%). Респонденты здесь и далее имели возможность выбирать несколько вариантов ответов.

Основанием для усвоения инновации послужили литературные источники (85%), рекомендации других педагогов (59%), анализ собственного опыта (52%).

Анкеты учителей говорят о том, что активное внедрение инноваций будет происходить при возможности иметь справочную и учебно- методическую литературу (70%), регулярном обобщении опыта ведущих педагогов (59%), участии в курсах повышения квалификации, где можно поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других педагогов (44%).

Анализируя другие показатели эмоционального компонента обогащения субъектного опыта, мы можем сказать следующее.

За 2010-2015 гг. в образовательном учреждении наблюдается положительная динамика среди учителей, участвующих в различных педагогических районных и областных мероприятиях. В 2010- 2011 учебном году 17 учителей выступили в районных и областных семинарах, конференциях, фестивалях и конкурсах, мастер-классах. В 2014-2015 — 35 учителей стали участниками таких мероприятий на районном и областном уровнях. Становится очевидным стремление учителей района обмениваться опытом, тем самым повышая свою квалификацию.

Наиболее продвинутые педагоги публикуют свои работы в печатных сборниках, распространяя таким образом свой опыт, а затем анализируют, сравнивают его с опытом коллег. Желание учителей публиковаться в областных и других печатных изданиях растет благодаря аттестации на высшую квалификационную категорию, конкурсу лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрение за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, поддержке и стимулированию администрации школы.

Публикационная активность учителей школы, демонстрирующая их готовность к обобщению своего опыта, растет. Так, в 2010 г. учителями школы было опубликовано в различных печатных изданиях лишь 8 статей, а в 2015 г. — 17 учителей стали авторами публикаций, напечатанных в областных печатных и федеральных печатных и электронных изданиях. На 23% увеличилось количество печатных работ авторов, готовых знакомить коллег со своим опытом.

Таким образом, можно констатировать положительную динамику в обогащении эмоционального компонента субъектного опыта учителей на примере МБОУ «Ольховатская СОШ», показателем которой является готовность учителей делиться опытом посредством участия в педагогических конкурсах различного уровня, публикаций в педагогических изданиях, участия в педагогических конференциях, а также желание использовать инновационные технологии в обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии : в 2 т. [Текст] / C.JI. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 1. — 489 с.
2. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Ос- ницкий. — Москва-Нальчик : Эль-Фа, 1996. — 124 с.
3. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2000. — 112 с.
4. Бердник, Н.И. Теоретические основы обогащения субъектного опыта учителя [Электронный ресурс] / Н.И. Бердник // Письма в Эмиссия. Оффлайн. — СПб., 2011 г. — (http://emissia.org/- offline/2011/1519.htm).
5. Бердник, Н.И. Управление обогащением субъектного опыта педагога [Текст] / Н.И. Бердник // Образование и искусство. Проблемы теории и практики: теория и практика. Сборник научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов Института культуры и искусства ВГПУ. — Воронеж, 2010. — С. 3-6.
6. Бердник, Н.И. Теоретические и практические вопросы моделирования в школе [Текст] / Н.И. Бердник // Историческая и социально-образовательная мысль. Научный журнал. — 2012. — № 1.
7. Бердник, Н.И. Обогащение субъектного опыта учителя: этап моделирования [Текст] / Н.И. Бердник // Перспективы науки. — 2012. — № 5.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code