Использование информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа

Тарасов А.Е., к.п.н., доцент

Повышение качества обучения невозможно без широкого внедрения в процесс подготовки и контроля знаний студентов компьютерных и информационных технологий. Использование инновационных технологий на базе компьютерных телекоммуникаций является одним из направлений развития и совершенствования процесса обучения в высшем учебном заведении.

В связи с информатизацией образовательного процесса, актуальным стало внедрение элементов дистанционного обучения для освоения студентами самостоятельно некоторую часть программы. Грамотное использование компьютерных технологий позволяет систематизировать результаты поиска информации, качественно подготавливать и представлять соответствующую информацию, помогающую повышать качество обучения. Преподаватели постоянно находятся в состоянии дефицита времени: на занятии, при подготовке к нему и при проведении индивидуально-групповых занятий.

То же самое относится и к студентам — при подготовке домашнего задания, при самоподготовке и самоконтроле тратится много времени. Решить проблему дефицита времени, расширить возможности работы с дополнительной информацией, повысить качество усвоения и закрепления учебного материала призвано внедрение информационных технологий и элементов дистанционного обучения. Из всего многообразия способов получения учебной информации мы выбираем смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем, например: рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения); рассылка небольших аудио — и видео — материалов, через электронную почту и листы рассылки (Internet); через WWW (Internet). Одним из неоспоримых достоинств дистанционного обучения является тот факт, что подобное обучение настраивает студентов на самостоятельный поиск знаний, а не на усвоение только той информации, которую им предлагает преподаватель. Большие возможности студентам предоставляет сайт ЯГУ для размещения интересной и нужной информации.

Преподаватели института по многим предметам предлагают студентам методические материалы, вопросы для самоконтроля. Компьютерное тестирование, создание электронных тетрадей для контрольных работ не только разнообразят формы контроля знаний, но и помогают сделать их более привлекательными для студентов и обеспечить объективность оценки.

Также, одним из самых удобных форм организации занятии — это применение цифровых образовательных ресурсов, как одна из средств интенсификации учебного процесса в условиях нехватки учебного времени.

Демонстрация электронных презентаций вместо традиционного чтения лекций, является оптимальным выбором. Во время занятий студенты слушают лекцию и параллельно с преподавателем просматривают слайды на своем компьютере или на интерактивной доске.

Использование электронных презентаций позволяет:
• интенсифицировать учебный процесс, то есть позволяет за то же время изложить больше учебного материала;
• повысить наглядность учебного материала, так как при этом можно использовать все виды информации: графику, звук, видео, анимацию, не говоря уже обо всех разнообразных возможностях оформления материала;
• при помощи системы гиперссылок организовать подачу материала в нелинейном порядке, то есть так, как удобно пользователю;
• проверять усвоение материала при помощи контрольных тестов, запускаемых тоже без выхода из среды при помощи гиперссылок;
• распечатывать учебные материалы лекции для последующей подготовки
к семинарским занятиям, зачетам или экзаменам;
• по сравнению с печатными пособиями оперативно вносить дополнения или изменения в имеющийся учебный материал;

Подготовка электронных материалов требует от самого преподавателя дополнительных усилий и времени, но это окупается повышением интереса к предмету, повышением качества знаний обучаемых.

Сами презентации являются наглядной демонстрацией возможностей информационных технологий, то есть их использование тоже повышает мотивацию к изучению предмета.
Мы стараемся максимально эффективно сочетать самостоятельную познавательную деятельность студентов с систематическим взаимодействием с преподавателями.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). — Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code