К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

А.Я.Клочков, А.С.Соколов

Посвящается рассмотрению соотношения философии и науки, рассматриваются их общие существенные характеристики, подчёркивается роль философии в процессе осмысления научной деятельности.

Ключевые слова: наука, методология, мировоззрение, познание, философия.

 

В современной лексике под «наукой» подразумевают знание, деятельность, социальный институт, научно-техническую революцию. Наука как знание выступает в форме развёрнутой ассоциации эмпирических и теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктринальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов [3, с.101]. Наука как знание имеет такие отличительные свойства, как: языковая форма, объективность, доказательность, проверяемость, системность, общезначимость, полезность. Наука занимает своё достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.

Наука — это вполне достойный объект изучения. Наука многоаспектна и многогранна, но прежде всего она представляет собой производство знаний. Она не существует без знания. Наука может рассматриваться как особый вид познавательной деятельности, высшей целью которой является создание научных теорий, не только объясняющих природные и социальные явления и процессы, но и способствующих формированию новых технологических возможностей социально-экономического развития [4, с. 67]. В то же время наука связана и с методами, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования. Наука — это и деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре [6, с. 9]. Вместе с тем наука — саморазвивающийся процесс, где средой самовыдвижения выступает культура (вторая природа), а целью и содержанием выступает первая природа. Наука формирует научную реальность, имеющую определённый физический смысл [1, с. 90]. Наука есть и особая форма жизни людей, имеющих своей профессией научную деятельность.

Для того чтобы составить ясное представление о таком явлении как наука, необходимо отметить её соответствующие критерии. Признаками научного знания является то обстоятельство, что наука есть часть духовной сферы жизни общества, совокупность идей, открытий, изобретений, теорий. Исследуя специфику научного знания, следует отметить и такой признак науки, как понятийное мышление, которое носит систематический характер. Признаком науки является генерирование новых знаний в виде открытий, изобретений, принципиально новых идей. Существенным признаком науки является использование совокупности особых специализированных методов исследования для получения выводов. Главным из них признаётся эксперимент, т.е. целенаправленное наблюдение в искусственно созданных условиях. Учитывая данную характеристику признаков научного знания, Э.В. Островский указывает, что «наука есть система объективных идей, предельно достоверно отражающих факты, которые проверены и признаются большинством специалистов данной области, стали достоянием общественности и получены особыми, специальными методами, главным из которых является эксперимент» [5, с. 12].

Философия изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Современные учёные рассматривают философию как мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего. В то же время в философии присутствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей, закономерностей и отношений. Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Как отмечают исследователи, «положительная задача философии состоит в том, чтобы нацелить результаты научных исследований на гуманистическую перспективу. Философия должна быть практически нацелена на выработку методологии совершенствования социального познания, овладения силами и закономерностями развития природы в интересах всего человечества» [2, с. 29].

Существует несколько концепций взаимосвязи философии и науки. Одна из них — метафизическая концепция, сущность которой выражается в виде формулы «философия — наука наук». Позитивистская концепция философии и науки состоит в утверждении приоритета конкретно-научного познания для общества и его развития по сравнению с традиционной философией. Напротив, антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки утверждает, что философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи. Наконец, диалектическая концепция рассматривает философию и науку, с одной стороны, как качественно различные по многим параметрам виды знаний, а с другой — как взаимосвязанные между собой и активно использующие когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них [4, с. 65-66].

Философия науки, наряду с философией истории, логикой, культурологией, создаёт свой срез осмысления науки. Как направление современной философии она представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки. Для философии науки характерны тенденции содержательной детализации, обсуждение проблем с учётом достигнутых тем пли иным автором конкретных результатов [2, с. 30]. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе её развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.д. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте [6, с. 9]. Если одна из основных целей науки является получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта.

Проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первой относятся проблемы, которые связаны со спецификой философского знания, которая рассматривает науку в её глубинной сущности и подлинных основах. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки. Это в основном проблемы познавательной деятельности. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях.

Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации, в её многообразных отношениях к этике, политике, религии [2, с. 3334]. Философия науки исследует природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания.

Список литературы

1. Булдаков С.К. История и философия науки. М.: РИОР, 2008. 141 с.
2. Джегутанов Б., Стрельченко В., Балахонский В., Хон Г. История и философия науки СПб.: Питер, 2006. 368 с.
3. Ильин В.В. Философия и история науки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
4. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 200 с.
5. Островский Э.В. История и философия науки. М.: ЮИИТИ-ДАИА, 2007.

6. Стеиин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 1996. 400 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code