ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.А.Чертихина

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов относительно их позиции по поводу участия в студенческих научных конференциях. Предлагаются пути преодоления недостаточной активности студентов ФГБОУ ВПО «ВГАФК» в научно- исследовательской работе.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, конференции, студенты,  анкетирование.

 

Введение. Научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса [2]. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения, так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания.

Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно- исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным [1,3].

Интересен тот момент, что обучаясь в вузе, многие студенты не только мало внимания уделяют науке, но даже и представления не имеют об исследовательской работе ФГБОУ ВПО «ВГАФК». Казалось бы, где как не в академии процветать науке. Однако студенты не особенно торопятся реализовать свой потенциал. Возникает вопрос: чем так непривлекательна исследовательская работа? И почему в научных конференциях принимают участие единицы студентов?

Целью данного исследования является выявление причин низкой активности студентов ФГБОУ ВПО «ВГАФК» в отношении научно-исследовательской деятельности.

Методика исследования. Для реализации поставленной цели нами был проведен анкетный опрос студентов первого, второго и четвертого курсов Волгоградской государственной академии физической культуры. Всего было опрошено 100 респондентов.

В начале анкеты студентам необходимо было указать номер своей группы и возраст. Таким образом, в анкетировании приняли участие 28 студентов первого курса, 69 — второго и 3 студентки четвертого курса в возрасте от 16 до 22 лет.

Результаты и их обсуждение. Из числа опрошенных студентов 86% никогда не принимали участие в студенческих научных конференциях. 10% студентов принимали участие в качестве слушателей, это в основном были бывшие ученики медицинских колледжей кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, и всего лишь 4% респондентов принимали непосредственное участие в конференциях, готовили доклад, мультимедийное сопровождение и выступали перед публикой.

Из числа студентов никогда не принимавших участие в конференциях большая часть 35%, основной причиной этого указали отсутствие информации о возможности осуществления научно-исследовательской работы в нашем вузе. 22% опрошенных отметили, что они ничего не слышали про студенческие научные конференции и 13% вообще не знали, что подобные конференции проводятся в нашем вузе. 22% респондентов указали, что им не интересна научно-исследовательская работа. 21% учеников отметили, что хотели бы попробовать выступить на научной конференции, но им этого, к сожалению никто никогда не предлагал. 13% опрошенных указали, что они не выступают на студенческих научных конференциях, так как испытывают страх при выступлении перед большой аудиторией людей, 11% студентов считает, что комиссия сочтет их доклад глупым и неинтересным, и 7 человек опрошенных отметили, что они не выступают по той причине, что у них нет единомышленников среди одногруппников, а одни начинать научно-исследовательскую деятельность они не хотят.

На вопрос «Хотите ли вы принять участие в студенческой научной конференции?» 57% респондентов ответили «нет», и 43% дали положительный ответ. Стоит заметить, что среди последних наибольшую часть составляли студенты первого курса. По каким-то причинам, становясь старше и квалифицированнее, желание заниматься научно-исследовательской деятельностью у учеников постепенно угасает.

На вопрос «Любите ли вы выступать перед многочисленной аудиторией людей 60% опрошенных дали отрицательный ответ. И лишь 40% респондентов ответили «да».
Далее студентам предлагалось указать, что, по их мнению, вызывает затруднения при подготовке выступления к научной конференции. 32% опрошенных наиболее трудным этапом отмечают проведение исследования. 27% указывают, что сложнее всего ответить на вопросы публики после выступления, 21% указали, что им трудно вообще выступить перед публикой, 12% отметили трудность в написании самого доклада на 5-6 листах, 11% испытывают затруднение при поиске интересной темы для доклада, и 9% затрудняется подготовить мультимедийное сопровождение к докладу.

Заключительным вопросом мы выясняли, кто же, по мнению студентов, должен мотивировать их к участию в студенческих научных конференциях. Большинство опрошенных 45% считают, что студент сам должен быть в первую очередь заинтересован в этом, 35% отмечают, что мотивировать их должны преподаватели по различным дисциплинам, и 25% основным в мотивировании студентов к выступлениям отметили кураторов групп.

Заключение. Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов:

1. Научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог.

2. Существуют недоработки в информационном обеспечении студентов по поводу проведения научных конференций. Зачастую, бездействие студентов основывается не на их незаинтересованности, а попросту на незнании о существовании и сроках проведения научных конференций.

Предлагаем следующие пути решения сложившихся проблем:

Во-первых, необходимо заранее, в начале учебного года, утверждать конкретные сроки проведения студенческих научных конференций, то есть составлять своеобразный календарь студенческих научных конференций на год в рамках вуза и размещать его на сайте ВГАФК, на стендах каждой кафедры.

Во-вторых, для того чтобы информация о предстоящих научных конференциях лучше доводилась до студентов, мы предлагаем создать специальный стенд с одноименным названием «Конференции», на котором разместить календарь всех проводимых конференций на ближайший учебный год, тем конференций, их уровень, возможность получения вознаграждения за успешное выступление, и другую необходимую информацию. Считаем, что разместить данный стенд следует рядом с расписанием (так как это один из наиболее обращаемых на себя внимание студентов стенд).

В-третьих, необходимо тщательнее организовывать работу студенческих научных кружков на каждой кафедре.

Хочется верить, что в ближайшее время положение будет постепенно меняться в лучшую сторону и исследовательская деятельность станет приоритетной областью.

Литература

1. Долговицкая, Т. А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе / Под ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — C. 10-14.
2. Коточигова, Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения / Е.В. Коточигова // Ярославский психологический вестник. Вып.2. — Ярославль, Издательство «Российское психологическое общество», 2000. — С. 85-88.
3. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции. — Ставрополь, 2006. — С. 87-90.

«Физическое воспитание и спортивная тренировка» № 1 (7) — 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code