МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА», ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.В. Жиронкина

Посвящена проблеме подготовки экономистов в условиях реформирования системы высшего образования в России. Рассматривается вопрос формирования общекультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», в процессе изучения иностранного языка. Неотъемлемым элементом этого процесса выступает описанный в статье мониторинг.

Ключевые слова: подготовка экономистов, общекультурная компетенция, мониторинг, иностранный язык.

 

Многочисленные исследования в области подготовки профессиональных экономистов показали, что в ходе проводимых экономических реформ обнаружился дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками прогнозирования развития рыночных отношений.

Выпускники экономических вузов часто оказывались не подготовленными к выработке и обоснованию комплексных социально-экономических решений в кризисных ситуациях. В связи с этим проблема эффективности вузовской подготовки экономистов в России является высокоактуальной, что подтверждается рядом исследований в данной области (А. Блинов, Л.С. Бляхман, Н.И. Гвоздева, К.В. Русинов, В.К. Тарасов, Ю.А. Лавриков и др.).

Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ и вызвало радикальные изменения в системе высшего образования страны в целом. В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования, в том числе экономического, на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общего европейского пространства высшего образования [3, c. 10].

Основные изменения в системе высшего образования следующие:
— введение двухуровневой структуры высшего образования (бакалавриат (4 года), магистратура (2 года));
— использование Европейской системы взаимозачёта кредитов ECTS (European Credit Transfer System), в которой количество часов каждого курса переводится в зачётные единицы из расчёта 32 час. — 1 зач. ед;
— выдача Европейского приложения к диплому, содержащего сведения обо всём учебном процессе студента; наличие в дипломе буквенной оценки знаний студента от «А» («отлично») до «F» («неудовлетворительно»);
— предполагаемый рост мобильности студентов, преподавателей и персонала и проведение политики международной открытости вузов;
— введение бально-рейтинговой системы оценки знаний и самостоятельной работы студентов.

Помимо перечисленного, имело место определённое переосмысление формируемых ранее системой высшего образования профессионально значимых качеств будущих специалистов. Сегодня мы называем их компетенциями, которые представляют собой комплексную характеристику способности и готовности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, навыки, а также личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Выделяют профессиональные и общекультурные компетенции.

К профессиональным компетенциям (ПК) относятся общепрофессиональные и специализированные компетенции, характеризующие человека как профессионала. Однако профессиональных компетенций в современных условиях недостаточно, чтобы соответствовать требованиям рынка, поэтому возникает необходимость формирования у студентов общекультурных компетенций.

К общекультурным компетенциям (ОК) относятся социально-личностные, организационно-управленческие и общенаучные компетенции, необходимые специалисту, чтобы осуществлять свои профессиональные функции и быть успешным и востребованным на рынке труда. Они формируются блоком общеобразовательных (гуманитарных, экономических и юридических) дисциплин, однако и профессиональные, и специальные дисциплины «работают» на формирование общих компетенций.

Полный перечень компетенций представлен в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и отражает содержание каждой компетенции для различных направлений подготовки. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», одной из значимых общекультурных компетенций является владение одним из иностранныхязыков науровне не ниже разговорного (ОК-14).

В рамках изучения иностранного языка с целью повышения эффективности этого процесса на этапе вузовской подготовки можно говорить о необходимости вариативного применения разнообразных методов обучения. Вариативность представляет собой применение или сочетание тех методов, которые необходимы для формирования определённой профессиональной компетенции. При этом все методы выбираются с учётом личностного и деятельностного подхода и направлены на активное взаимодействие студентов и преподавателей с учётом их личностных особенностей. К таким методам относятся следующие интерактивные методы обучения: игровая методика, «мозговой штурм», метод «653», метод кейс-стади (case-study), а также внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

Значимой проблемой формирования общекультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», выступает вопрос её сформированное™. Решение данной проблемы видится нам в мониторинге этого процесса, который позволяет не только выявить результаты, но и при необходимости внести соответствующие коррективы. Под педагогическим мониторингом понимается непрерывное, научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательных процессов с целью управления ими, выявления их соответствия желаемому результату и дальнейшей корректировки управления этими процессами [2, с. 7].

Применительно к процессу формирования общекультурной компетенции под мониторингом можно понимать непрерывное научно обоснованное изучение процесса и результатов обучения иностранному языку, внедрения разнообразных методов обучения как на занятиях, так и во внеаудиторное время.

Объектом мониторинга формирования общепрофессиональной компетенции являются результаты воспитательно-образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Мониторинг позволяет определить, каково состояние компетенции у обучаемых на определённом этапе изучения языка, насколько эффективны применяемые для этого методы, в какой мере они соответствуют заданным целям. Ведущими требованиями мониторинга является объективность, валидность, надёжность, систематичность, целостность и комплексность, гуманистическая направленность изучения [1, с. 38].

Объективность мониторинга представляет собой максимальное исключение субъективных оценок, учёт всех результатов, как положительных, так и отрицательных. С этой целью преподавателями кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) РГТЭУ был разработан ряд компьютерных тестов для выявления уровня сформированности компетенции на входном этапе (входное тестирование), в процессе изучения дисциплины (по окончании изучения каждого модуля) и на заключительном этапе обучения (итоговое тестирование) дисциплине «Иностранный (английский) язык».

Разработанные компьютерные тесты помогают преподавателям отследить динамику изменения уровня языковой подготовки студентов на определённом этапе, внести необходимые коррективы в содержание процесса обучения и выбор методов и форм организации этого процесса. Для студентов преимуществом данной формы мониторинга выступает возможность создания комфортных с психологической точки зрения условий проверки знаний и умений.

Требование валидности мониторинга предполагает соответствие контрольных заданий (в нашем случае — тестирования) содержанию изучаемого материала, чёткость критериев измерения и оценки, возможность подтверждения позитивных или негативных результатов разными способами контроля. Поскольку педагогический процесс в вузе носит целостный характер, мониторинг предполагает использование комплекса критериев и совокупности разных способов и методов контроля. Исходя из этого, параллельно используются разнообразные методы и методики исследования эффективности процесса формирования компетенции: тестирование, анкетирование
обучаемых, их независимые характеристики в беседах с преподавателями, наблюдения, беседы со студентами.

Гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к студентам, положительного эмоционального микроклимата. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения каких-либо репрессивных мер к студентам.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что мониторинг процесса формирования общекультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», при изучении иностранного языка во многом способствует повышению эффективности этого процесса.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С. 35-40.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: МГУ, 1988. — 256 с.
3. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. — М.: МГУПБ, 2006. — 188 с.
4. Shils E. The calling of education: The academic ethic and the other essays of higher education. — Chicago-London: Univ. of Chicago press, 1997. — 294 p.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code