ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВОГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

А.В.Бедарева, В.В.Кольга, д-р пед. наук

Рассмотрено понятие педагогического проектирования в контексте формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе. Представлены основные методологические подходы, которые необходимы для решения комплексной проблемы педагогического проектирования формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональная лингвогуманитарная компетенция, методологические подходы.

 

На современном этапе образования многими учёными отмечается, что основной проблемой образования становится ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Источником новых знаний, по мнению И.А. Колесниковой, может выступать педагогическое проектирование [2, с. 36].

Анализ результатов исследований, выполненных в области проектирования профессиональной подготовки, показал, что к началу 90-х годов прошлого столетия были получены ощутимые результаты в решении задач проектирования в поле конкретной педагогической деятельности (А.А. Вербицкий, И.А. Колесникова, Н.А. Селезнева, Е.Д. Эльконин).

Ряд учёных определяют педагогическое проектирование:
— как самостоятельную полифункциональную педагогическую деятельность, предопределяющую создание новых и преобразование уже имеющихся условий процесса обучения и воспитания (В.П. Беспалько);
— практикоориентированную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности; новую развивающуюся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицына);
— прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах [2];
— направленный на создание проекта как особого вида продукта научно- практический метод изучения и преобразования действительности (метод практикоориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру [3];
— целенаправленную деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы (или процесса), ориентированную на массовое использование [4].

Анализ исследований по проблеме педагогического проектирования позволяет нам конкретизировать данное определение как практикоориенти- рованную деятельность субъектов образовательного процесса, целью которой является разработка форм, методов и средств педагогической деятельности, направленных на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в функционировании современных образовательных процессов в организованных системах в конкретных условиях.

Ведущим методологическим основанием исследуемой нами научной проблемы являются существующие подходы в образовании и психолого- педагогические концепции, которые необходимы для решения комплексной проблемы педагогического проектирования формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе в системе обеспечения качества подготовки бакалавров связей с общественностью и рекламы.

В методологическом отношении для нашего исследования будут значимы следующие подходы:
— системно-деятельностный подход, основные положения которого значимы для педагогического проектирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции бакалавров связей с общественностью и рекламы: 1) система — целостное образование; 2) педагогические системы характеризуются целесообразностью, т.е. стремлением к достижению целей, что является одним из её системообразующих факторов; 3) в системе различают процессы функционирования и развития; процессы функционирования отражает структура состояния, процессы развития — динамическая структура;
— интегративный подход (А.П. Беляева, В.Н. Федорова и др.), который обеспечивает создание единого, цельного образовательного объекта. Интегративный подход представляет собой всепроникающее движение составляющих мира, в том числе знаний о нём, путём приобретения этими составляющими гармонической цельности, существующей до своих частей и не сводимой к ней;
— компетентностный подход (В.А. Адольф, В.А. Болотов, И.А. Зимняя и др.), который основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к концепции «компетентности человека» [1]. Педагогическое проектирование формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе с позиции компетентностного подхода обеспечивает процесс и результат формирования творческой, инициативной, профессионально и социально ответственной личности будущих бакалавров связей с общественностью и рекламы, готовых к постановке и решению разнообразных общественных и профессиональных задач, конкурентоспособных на рынке труда, способных к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности.

Представленные методологические подходы, дополняя друг друга, предопределили концептуальные положения нашего научного исследования и детерминировали тактику действий по педагогическому проектированию формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе.

Таким образом, рассмотренные нами подходы в комплексе являются методологическими основаниями исследования и разработки педагогического проектирования формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе в системе обеспечения качества подготовки бакалавров связей с общественностью и рекламы. Исследовательская позиция системноориентированного синтеза позволила использовать гносеологический потенциал рассмотренных подходов для решения обозначенной в данном исследовании междисциплинарной проблемы педагогического проектирования формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов.

Представленные методологические позиции являются той «призмой», через которую осуществляется отбор и структурирование общетеоретических идей, составляющих концептуальную основу педагогического проектирования формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в вузе.

Список литературы

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.А. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-14.
2. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис. … д-ра пед. наук. — СПб., 1995. — 410 с.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
О. В. Жиронкина,
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
4. Марихин С.В. Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России: автореф. д-ра пед. наук. 13.00.08. — СПб., 2011. — С. 38.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code