О КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Н.С.Цепляева

В названной статье рассматриваются основные этапы изучения истории родного края в школах Магаданской области, раскрываются ключевые вопросы истории Северо-Востока России в начальной, основной и полной (средней) школе. Выделяются проблемы по дальнейшему совершенствованию регионального исторического образования.

Ключевые слова: история, школа, изучение, концепция.

 

Идея «единого учебника» для изучения истории, предложенная Президентом РФ В.В. Путиным, нацеливает на изучение основных этапов истории России, ознакомление школьников с различными оценками исторических событий и создание условий для формирования у учащихся собственного мнения на их роль в жизни государства и общества. При Российском историческом обществе, организованном в 2012 г. на традициях Императорского русского исторического общества, создан комитет по разработке Концепции единого учебно-методического комплекса для изучения истории в школе. Председатель этого комитета С.Е. Нарышкин высказывает мнение, что разработка единого подхода к изучению истории создает условия для включения в школьные учебники событий, имеющих разные идеологические трактовки и раскрывающие ценностные традиции народов многонационального Российского государства. По мнению директора Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна, осуществлению этой задачи будет способствовать систематическое изучение истории родного края.

Опыт многоаспектной краеведческой деятельности на Колыме и Чукотке лег в основу разработки Концепции регионального содержания образования в Магаданской области, разработанной в 2001 г. по инициативе руководителя Департамента образования Т.А. Исаевой. Названная Концепция нацелена на разработку системы изучения региона от дошкольных организаций до послевузовского образования. В детских садах региональный материал изучается на основе программы «Северячок» с дополнением материала о традициях, истории и культуры народов, проживающих в настоящий период в нашей области. Для подготовки будущих работников дошкольных организаций по этой программе в СВГУ читают спецкурсы и ведут семинары.

В начальной школе Магаданской области имеется интересный опыт изучения региональных курсов «История родного края» и «История и общество родного края».
К сожалению, в последние годы наблюдается сокращение уроков по изучению истории региона со ссылкой на необходимость преподавания других предметов. Думается, изучение истории родного края должно сочетаться с предметами, нацеленными на духовно-нравственное воспитание детей с целью формирования региональных компетенций и закрепления знаний патриотического характера. Условия для решения поставленного вопроса созданы при переходе на стандарты нового поколения, которые предусматривают активизацию внеурочной работы в начальной школе. Эффективными формами изучения истории Северо-Востока России могут быть кружки, клубы по интересам школьников, экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы и др.

Приоритетными темами для младших школьников являются: «Культура коренных жителей и русского населения края», «Подвиги русских землепроходцев и мореплавателей», «Исследования Северо-Востока первой половины ХХ века», «Вклад жителей Колымы и Чукотки в победу в Великой Отечественной и Второй мировой войне», «Проблемы развития нашего края в современный период». «Духовными скрепами» начальных курсов истории родного края являются вопросы о взаимоотношениях и взаимопомощи коренных народов Севера и русского населения, развития просвещения на Крайнем Севере, деятельность Русской православной церкви на территории края и участия школьников в охране памятников истории и культуры.

В основной школе традиционно изучаются ключевые этапы истории Северо-Востока России с древнейших времен до наших дней. Современные подходы к изучению истории предполагают повышение внимания к изучению следующих проблем: «Взаимоотношение и взаимовлияние культуры различных народов края», «Значение вхождения Северо-Востока в состав Российской империи», «Ясачная политика правительства России на Северо-Востоке страны», «Борьба с иностранной экспансией в северо-восточном регионе». Особое место в современный период занимает вопрос об изучении истории гражданской войны на Северо-Востоке России. По мнению исследователей гражданская война является «изломом» истории страны и требует осмысления ее причин и последствий в жизни государства и общества. В региональном учебнике по истории родного края, изданном в 2011 г., наряду с портретом комкора Красной гвардии С.С. Вострецова, впервые дается портрет генерал- лейтенанта Белой гвардии А.Н. Пепеляева, однако школьникам не представляется возможным познакомиться с жизнью и деятельностью других руководителей красного и белого движения, многие из которых являются известными участниками Первой мировой войны, что позволило бы привнести в сознание учащихся понимание того, что в гражданской войне «не бывает победителей», что это историческое событие пагубно отражается на судьбах их участников и всех сферах жизни страны и общества. Требует расширения содержание занятий, рассказывающих о деятельности ГУЛАГа, характеристики героических и трагических страниц в истории родного края в названный период.

Существенное дополнение необходимо внести в содержание уроков по истории Второй мировой войны и решающем вкладе СССР в разгром милитаристской Японии, раскрыть участие наших земляков в этих военных событиях и обозначить современную проблему российско-японского мирного договора по итогам войны. «Духовными скрепами» изучения истории родного края в основной школе являются семейные традиции и воспитание детей народов Севера, участие народов Северо-Востока в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, восстановление народного хозяйства СССР с использованием природных богатств Северо-Восточного региона.

В полной (средней) школе с учетом профилей обучения школьников следует знакомить учащихся с достижениями и проблемами социально-экономического, политического и культурного развития края. Важную роль в этом процессе занимает знакомство школьников с проблемами трудовых ресурсов в нашем регионе, молодежной политики и значении деятельности молодежи в развитии родного края, подготовка юношей к службе в российской армии и участию молодых людей в выполнении программы развития Дальнего Востока до 2020 г. «Духовной скрепой» истории родного края, изучаемой на данном этапе, является участие молодежи и школьников в жизни региона, страны и мира.

Реализация поставленных проблем существенно дополнит региональные программы по истории родного края и создаст условия для повышения образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения на основе единого подхода к изучению школьного курса истории.

Разработка концепции единого подхода к изучению истории родного края как неотъемлемой части истории Российского государства создаст условия для формирования целостного представления об истории Отечества.

Переход к линейному принципу преподавания исторических дисциплин в средней школе общего образования предполагает модернизацию концепции регионального исторического образования в школах области.

Библиографический список

1. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области / сост. Н.С. Цепляева (рук. проекта), Г.П. Баранов, Э.Д. Шантина. — Магадан, 2004.
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории / раб. гр. М.Ю. Анисимов [и др.]. — М., 2013.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code