ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

(анализ опыта Северо-Восточного государственного университета)

С.А.Кузнецова, И.А.Аправнова, В.В.Гржибовская, В.С.Урадовская

В статье описывается цели и задачи психологической службы Северо-Восточного государственного университета, направления ее деятельности, подводятся итоги работы психологической службы за 5 лет с ее основания.

Ключевые слова: психологическая служба, психологическое здоровье, психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое консультирование, супервизия, профориентация.

Цели и задачи психологической службы СВГУ

Психологическая служба СВГУ была организована 1 декабря 2008 г. Согласно положению о психологической службе, она приз- вана обеспечивать сохранение и укрепление психологического здоровья студентов и работников университета, обеспечивать профилактику нарушений психического здоровья, содействовать развитию личности студентов в процессе их обучения и воспитания. Работа службы, согласно положению, включает в себя психологическую поддержку всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса в университете.

Однако основная работа направлена на сохранение психологического здоровья студентов. За время обучения в вузе студент проходит ряд изменений социальной ситуации развития и, в связи с этим, несколько нормативных кризисов развития. Первый из них связан с проблемой выбора профессии. Неудачный выбор абитуриентом специальности (т. е. ее несоответствие способностям, склонностям и интересам) ведет в дальнейшем к недостаточной учебной мотивации студента, слабой успеваемости, снижению самооценки, неблагоприятным психологическим состояниям и т. д.

Следующий кризис связан с изменением социальной ситуации развития при поступлении на первый курс. Новую социальную ситуацию определяет необходимость освоения нового типа учебной деятельности (учебно-профессиональной), усложнение системы требований и ожиданий от студента, изменения в ближайшем социальном окружении. От того, насколько успешно студент пройдет этот сложный этап, во многом зависит его дальнейшее обучение. Еще один кризис студенты переживают на старших курсах. Он связан с ожиданием окончания вуза, переходом к самостоятельной профессиональной деятельности, оценкой себя с точки зрения соответствия требованиям своей профессии. Помимо нормативных кризисов вероятны ситуационно обусловленные кризисы, связанные с той или иной трудной жизненной ситуацией.

Для реализации задач психологическая служба ведет работу по нескольким направлениям. Основными являются психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактическая, развивающая и психокоррекционная работа, а также психологическое консультирование [4]. Дополнительным направлением деятельности психологической службы СВГУ, актуальность которого обусловлена спецификой демографической ситуации в области, является профориентационная работа среди старшеклассников города и близлежащих поселков области [1].

Психологическая служба СВГУ входит в структуру кафедры психологии СВГУ, в ее штатном расписании предусмотрены две ставки психолога. Руководителем службы с момента ее основания является кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии С.А. Кузнецова, а психологами в разные годы работали В.С. Урадовская (Филевская), А.С. Стрельбицкая, И.А. Аправнова (Смирнова), В. В. Гржибовская.

Психологическая служба СВГУ занимает достаточно хорошо оборудованное автономное помещение, в котором имеются зал для групповых занятий, комната для индивидуальных консультаций, офисное помещение психологов.

Для определения и уточнения стратегии работы психологической службы под руководством С.А. Кузнецовой была проведена серия прикладных исследований, реализованных студентами отделения психологии в рамках курсовых и дипломных работ [8]. Изучались психологические причины академической неуспеваемости студентов СВГУ, факторы, затрудняющие социально-психологическую адаптацию первокурсников, а также отношение студентов к психологической помощи. Серьезной проблемой, выявленной в исследованиях, является противоречие между объективной необходимостью в социальной поддержке (со стороны преподавателей, кураторов, психологов) у слабо адаптированных и плохо успевающих студентов и субъективной неготовностью к обращению за помощью к другим людям в силу повышенной тревожности, недоверчивости, мнительности [5]. Эти выводы диктуют необходимость специальных усилий по созданию позитивного и безопасного имиджа психологической службы и предлагаемых услуг.

Информационно-просветительское направление работы. Информация об услугах психологической службы размещается на стенде психологической службы, на информационных стендах факультетов, на электронных мониторах, расположенных в разных корпусах университета, на сайте СВГУ, в буклетах для первокурсников. Регулярно проводится информирование о текущих и постоянных услугах на социально- психологических тренингах для первокурсников, на собраниях кураторов, старостатах, на Совете по воспитательной работе. В информации подчеркивается, что услуги психологической службы направлены не только на помощь в разрешении проблем, но также способствуют личностному развитию и самореализации. Потенциальные клиенты информируются и об этических принципах работы психологической службы: анонимности, конфиденциальности, добровольности обращения, доброжелательном отношении со стороны специалистов.

Способствует укреплению позитивного имиджа психологической службы и сотрудничество со средствами массовой информации. Так, в течение 2011-2012 гг. психологи службы и кафедры психологии (И. А. Ап- равнова, О.А. Гаранина, В.В. Гржибовская, В.С. Урадовская) участвовали в передаче «В рабочий полдень» телекомпании «Колыма плюс» (тележурналист Светлана Крюкова) с научно-популярными ответами на вопросы телезрителей (как улучшить память, как справиться с обидой и т. п.). Всего было записано 33 выступления. Имеется опыт сотрудничества с телекомпанией МТК (тележурналист Маргарита Зорина), а также радиостанцией «Маяк» магаданского радио (журналисты Екатерина Исаева, Сергей Чу- пин и Анастасия Якубек).

Психодиагностика входит в число основных направлений деятельности психологической службы. Сотрудники психологической службы располагают большим арсеналом профессиональных психологических методов диагностики способностей, склонностей и интересов, мотивов, темперамента, характера, личности. Психологическая служба и сотрудники кафедры имеют опыт участия в реализации масштабных проектов с применением психодиагностических методов. В их числе можно отметить проект оценки резерва управленческих кадров, который проводился в Магадане областной администрацией в 2009 г. В проекте применялась батарея методов, рекомендованная администрацией Президента РФ. Тестирование при помощи этих методов мы предлагаем и студентам для оценки качеств, важных для успешной карьеры. По результатам тестирования с помощью этих и других методов, которые подбираются согласно запросу клиента, студент получает подробную консультацию психолога с индивидуальными рекомендациями. Услугой индивидуальной психодиагностики за время работы службы воспользовались 177 человек. Особое значение психодиагностическое направление деятельности службы имеет как способ преодоления психологического барьера у студента перед обращением за психологической помощью. Опыт работы и результаты исследования показывают, что прохождение тестирования и получение консультации психолога по его результатам облегчают для студента обращение за более глубокой психологической помощью [5].

Психопрофилактическое, развивающее и психокоррекционное направление представлено, в основном, групповыми формами работы. Сотрудники психологической службы разработали различные тренинги: тренинг знакомства (социально-психологической адаптации) для первокурсников, командообразования, креативности, арт-терапии, тайм-менеджмента, лидерских качеств. Массовой услугой являются тренинги знакомства студентов первого курса, включенные в общеуниверситетскую программу социально-психологической адаптации первокурсников. Такие тренинги включены в расписание занятий первокурсников в первую-вторую неделю 1-го семестра. Целью работы является помощь в установлении позитивных внутригрупповых отношений. На тренинге происходит знакомство участников группы, установление межличностных контактов, получение опыта командной работы и принятие совместных решений. К проведению тренингов под руководством специалистов в качестве волонтеров привлекаются подготовленные студенты-психологи старших курсов (прошедшие учебный курс «Социально- психологический тренинг»). За 4 года реализации этой программы тренингами знакомства были охвачены 757 человек. Это стало возможно благодаря поддержке этой программы администрацией вуза, слаженной работе психологической службы с деканатами и отделом расписания и, конечно, помощи волонтеров. В других специализированных тренингах участвовали еще 153 студента.

Еще одной формой психопрофилактической работы являются психологические семинары для кураторов младших курсов. На семинарах кураторы информируются о процессе социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в вузе, о причинах психологических трудностей в процессе адаптации, а также конструктивных и неконструктивных способах преодоления этих трудностей. Кураторы информируются о признаках, по которым студента можно отнести в «группу риска» для своевременного оказания ему помощи — педагогической, информационной, посреднической, и при необходимости, направлении за психологической помощью. Такие семинары мы проводили для кураторов педагогического, социально-гуманитарного факультетов, а также для факультета менеджмента, экономики и финансов. Технологию определения «группы риска» и оказания помощи студентам этой группы мы докладывали на научно-практических конференциях в нашем вузе и за пределами нашей области [2; 3; 6; 7].

Психологическое консультирование — важнейшее направление психологической службы — представляет собой индивидуальную работу по запросу студента. Работа ведется на основе строгого соблюдения принципа конфиденциальности информации. Обращения, в основном, касаются проблем личных и семейных отношений, трудных жизненных ситуаций, которые сказываются в том числе на учебе. Услугой психологического консультирования за время работы вос-  использовались 94 человека, при этом продолжительность работы варьирует от однократной консультации до длительного сопровождения в течение полутора лет в зависимости от степени сложности проблемы и наличия психологических ресурсов для ее разрешения. В острых случаях клиенты имели возможность воспользоваться услугами психотерапевтов-медиков, с которыми у психологической службы сложились отношения сотрудничества. Таким образом, в частности, была предотвращена суицидальная угроза.

Психологическая службы СВГУ уделяет большое внимание качеству предоставляемых услуг, и консультативная работа начинающих психологов ведется при регулярной супервизорской поддержке. Супервизия — это один из основных методов теоретического и практического повышения квалификации практических психологов в форме их индивидуального или группового профессионального консультирования. Супервизор- ские услуги в групповой форме предоставлялись также практическим психологам города, которые в основном, являются выпускниками отделения психологии и ФДПО СВГУ. За время деятельности психологической службы состоялось 30 групповых супервизий для практических психологов других учреждений.

Профориентационное направление деятельности психологической службы включает несколько форм работы [1]. Во- первых, это участие в ежегодных «Ярмарках профессий», на которых представители учебных заведений города, в т. ч. СВГУ, информируют будущих абитуриентов о возможностях получения образования, направлениях обучения, условиях поступления и т. д. Сотрудники психологической службы проводят для абитуриентов краткие проф- консультации. Они включают в себя экспресс- диагностику профессиональной направленности, информацию о психологических характеристиках, необходимых для успешного овладения профессией и работе в ней, информацию о сферах применения профессиональных знаний (профессиограммы) и о возможности получения соответствующей профессии в СВГУ. В 2012 г. сотрудники психологической службы СВГУ приняли участие в выездной «Ярмарке профессий» для учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений Магаданской области. К работе подключаются в качестве волонтеров студенты старших курсов отделения психологии. Только в 2013 г. в рамках «Ярмарки профессий» краткую профориентационную консультацию получили около 80 старшеклассников.

Другая, более подробная, форма проф- ориентационных консультаций включает экспресс-диагностику профессиональной направленности школьников и абитуриентов и/или тестирование с помощью современного компьютерного диагностического комплекса «Профориентатор». Он разработан Центром тестирования и развития МГУ им. М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии» и с 2013 г. используется в групповой и индивидуальной форме на психологической службе СВГУ. Комплекс позволяет определить профессиональную направленность школьника: провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся, а также предлагает список профессий, подходящих школьнику. Клиент может получить консультацию по результатам тестирования с помощью профориентационной экспертной системы «Профэксперт». Система позволяет сравнивать степень сходства реального диагностического профиля клиента и «идеального профиля» эффективного специалиста в какой-либо профессии. Такая информация особенно полезна школьникам и абитуриентам, которые уже выбрали профессию и хотят посмотреть, насколько она соответствует их способностям и личностным особенностям.

Профориентационные консультации проводятся психологами психологической службы и в течение года (в настоящее время для учащихся старших классов проводится групповое тестирование с помощью диагностического комплекса «Профориентатор»), и непосредственно в период работы приемной комиссии СВГУ (июнь-август каждого года). За 3 года профориентационные консультации во время работы приемной комиссии получили 72 абитуриента.

Профориентационная работа с учащимися 9-11-х классов проводится начиная с 2011 г. и в форме семинаров-тренингов. Цель этой работы — активизация процесса профессионального самоопределения. На занятии психологи информируют школьников о процессе самоопределения, проводят диагностику сформированности профессионального плана, профессиональной направленности школьников, информируют о мире профессий с использованием профессиограмм (в которых описывается психологическое содержание профессий) специальностей и направлений обучения в СВГУ. Одной из попутных задач тренинга-семинара является информирование о возможности получения высшего образования в СВГУ. За период с ноября 2011 по март 2013 г. в профориентационных тренингах приняли участие 354 старшеклассников различных общеобразовательных учреждений города.

Таким образом, за пятилетний срок существования службы сформировались формы и методы реализации основных направлений деятельности, накоплен определенный опыт в их использовании. Перспективой деятельности является развитие дистанционных форм психологической помощи с использованием интернет-технологий.

Библиографический список

1. Аправнова И.А. Профориентационная работа психологической службы Северо-Восточного государственного университета: актуальность, результаты и перспективы / И.А. Аправнова, В.В. Гржибовская // Вестн. Сев.-Вост. гос. ун-та. — № 19. — Магадан : СВГУ, 2013. — С. 8-11.
2. Кузнецова С.А. Роль психологической службы в сохранении психологического здоровья студентов / С.А. Кузнецова // Университеты России в диалоге со временем : [материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Магадан, 23-24 нояб. 2010 г.]. — Магадан : Изд-во СВГУ, 2011. — С. 54-56.
3. Кузнецова С.А. Организация деятельности по содействию социально-психологической адаптации первокурсникам группы риска / С.А. Кузнецова // Организация и развитие воспитательной работы в вузе : проблемы и перспективы : материалы Регион. науч.- практ. конф., 24-25 нояб. 2011 г Магадан, 2012. — Магадан : СВГУ, 2012. — С. 28-30.
4. Кузнецова С.А. Опыт деятельности психологической службы Северо-Восточного государственного университета в решении проблем психологической адаптации студентов / С.А. Кузнецова, И.А. Смирнова, В.С. Урадовская // Организация и развитие воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы : материалы Регион. науч.-практ. конф., 24-25 нояб. 2011 г Магадан, 2012. — Магадан : СВГУ, 2012. — С. 30-32.
5. Кузнецова С.А. Факторы готовности обращения студентов на психологическую службу вуза / С.А. Кузнецова, А.И. Крюков // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» : материалы участников съезда. — М. : Российское психологическое общество, 2012. — Т. 3. — С. 198-199.
6. Кузнецова С.А. Организация помощи студентам группы риска в преодолении трудностей социально-психологической адаптации / С.А. Кузнецова // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы V Междунар. науч-практ. конф. Москва, РУДН, 19-20 апр. 2012 г. / науч. ред. В.И. Казаренков. — М. : РУДН, 2012. — С. 364-368.
7. Кузнецова С.А. Опыт организации профилактики суицидов среди студентов на психологической  службе вуза / С.А. Кузнецова // Коченовские чтения «Психология и право в современной России» : сб. тез. участн. Всерос. конф. с междунар. участием. — М. : МГППУ, 2012. — С. 226-229.
8. Кузнецова С.А. Научно-исследовательское направление в деятельности психологической службы вуза / С. А. Кузнецова // Вестн. Сев.-Вост. гос. ун-та. — Магадан : СВГУ, 2013. — № 19. — С. 20-24.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code