ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ


Е.В.Зудина, Ю.В.Гапоненко, М.В.Самсонова

В настоящее время не разработана система инновационного механизма управления образовательными системами, которая соответствовала бы современной экономической и образовательной ситуации в российской среде. Особенно актуальным представляется рассмотрение вопросов формирования системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства, что предполагает интеграцию различных образовательных подразделений и учреждений.

Ключевые слова: инновации, управление, образование, образовательные системы, непрерывное образование, образовательное пространство, инновационный учебный комплекс.

 

Перспектива формирования многоуровневого комплексного непрерывного образования как целого, единого образовательного пространства в настоящее время является актуальной задачей для образовательных учреждений любого типа. Для эффективного управления образовательными комплексами необходима интеграция различных образовательных учреждений и подразделений. Эффективность формирования и функционирования таких интеграционных систем достигается за счет взаимоувязки содержательной части образования и координации деятельности, что позволит повысить качество общекультурной, гуманитарной, фундаментальной и социально- экономической подготовки, расширить свободу выбора абитуриентам в определении индивидуальной последовательности в образовании.

Авторская идея заключается в создании университетского учебно-научного инновационного комплекса. В модель такого комплекса могут войти следующие структурные элементы:
— инновационный образовательный комплекс, который должен включать в себя факультет среднего профессионального и начального образования, факультеты высшего профессионального образования, факультет довузовской подготовки, филиал, магистратуру, аспирантуру, учебно-научно-производственные и научно-исследовательские подразделения. Для бесперебойной работы такой структурно сложной системы необходимо обеспечить инновационную поддержку, которая может оказываться на постоянной основе факультетом дистанционного образования и электронной библиотекой;
— комплекс инноватики — предназначен для обеспечения и определения эффективности научных разработок учащихся и студентов, после чего возможно их активное внедрение в производственную и организационную деятельность экономических и коммерческих структур, таких как будущий «Бизнес- инкубатор», «Школа успешного менеджера», «СтУПени+».

В состав университетского учебно-научного инновационного комплекса необходимо также включить комплекс социальной поддержки, состоящий из спортивного комплекса, социально-психологической службы, центра здорового питания, центра содействия трудоустройству выпускников, лечебно-оздоровительного центра, музейно-выставочного комплекса, пресс-центра и издательства.

Современные реалии таковы, что работники практически каждого предприятия должны постоянно повышать свою квалификацию и компетентность. Это позволит реализовать главный принцип — «образование — через всю жизнь». Однако в силу занятости персонал часто не имеет возможности физически присутствовать в учебных центрах. В этом случае помощниками станут современные средства связи и интернет. В этой связи актуальной является задача создания распределительной образовательной системы в части дополнительного профессионального образования, основывающейся на интернет-технологиях [1, с. 101].

Необходимо помнить, что наличие технических и программных средств не обеспечит эффективной и успешной реализации проекта по дистанционному обучению. куда более важную роль сыграет наличие оптимально организованной и корректной системы управления целым проектом. Особую значимость в этом случае приобретает устойчивая работа такой системы при объективных негативных внешних воздействиях. Эти воздействия многогранны и многочисленны (значительные изменения законодательства, сбои в работе каналов связи, корректировка целей и задач системы в процессе работы, сбои в работе серверного оборудования, изменение конъюнктуры рынка и т.д.).

Многолетняя практика в области дистанционного образования показывает, что оптимальным решением в данном случае является разделение функционала системы, как минимум — образовательного и административного. При этом функциональные подсистемы должны иметь несколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных, а не только независимый канал обмена данными с удаленными объектами системы [2, с. 129].

В то же время невозможно достичь полного распределения функций системы. например, при работе административной системы часто возникает потребность в статистической информации, которую можно получить только в образовательной системе. Возникает вопрос оптимальности выбора количества межсистемных взаимодействий, линий, оптимизации количества и содержания передаваемой информации, режима их работы. количество таких взаимодействий и содержание обменной информации в большой степени зависят от структуры самих подсистем, управляющих воздействий и потоков документов и данных. На эти категории, в свою очередь, влияют решаемые задачи, цели системы, внешние условия и т.д.

Все это приводит к необходимости разработки распределительной образовательной системы, которая сможет обеспечивать бесперебойное функционирование даже при возникновении негативных внешних воздействий. Такая система может стать особой информационно-коммуникационной средой с элементами самоадаптации [3, с. 62].

При построении моделей необходимо использовать следующие процессы и подпроцессы в обучающей и административной среде.

Среда обучения

1. Формирование доступа к среде
• Обеспечение регистрации слушателя в административной обучающей среде.
• Подтверждение доступа слушателя, присвоение имени и кода.

2. Организация обучения
• Получение информации посредством чтения учебников, пособий и т. д.
• Обеспечение самоконтроля.
• Организация обмена информацией с помощью вопросов offline, интерактивного общения.
• Выполнение образовательных элементов, виртуальных практикумов, тренажеров, wiki и т.д.

3. контроль обучения и аттестация
• Организация промежуточного тестирования.
• Организация итогового тестирования.
• Проведение письменных работ или открытых тестов.

4. Организация маркетинговых исследований
• изучение предложения образовательных услуг и спроса на рынке труда.
• Разработка рекомендаций по содержанию и стоимости, номенклатуре учебных программ.

5. Разработка учебных программ
• Проектирование учебного плана.
• Проектирование учебно-методического обеспечения.
• Проектирование контрольно-измерительных материалов.
• Разработка программно-технических средств.
• Размещение в информационной среде готовых программ и программного обеспечения образовательного процесса.

6. Реализация учебного процесса
• Обеспечение функционирования информационно-технических средств реализации учебной программы.
• Контроль соблюдения условий обучения (оплата, право доступа к уровню и т. д., наличие всех необходимых документов), разрешение доступа к среде.
• Проектирование графика обучения.
• написание ответов на запросы слушателей.
• Контроль прохождения модулей учебной программы, промежуточной и итоговой аттестации.

7. Поддержание постоянного документооборота
• Обеспечение бесперебойного приема документов слушателей.
• Организация регистрации слушателей в БД виртуальной среды и формирование личных дел.
• Своевременное отражение в документах всех этапов прохождения учебного плана.
• исполнение статистической отчетности для контролирующих органов.
• Сбор отчетности о выполнении рабочих планов.

8. Получение документа об образовании
• Обеспечение бланками документов об образовании.
• Организация деятельности аттестационных комиссий.
• Своевременный контроль за проведением итоговых аттестаций.
• Заполнение бланков и выдача документа.

9. Эффективное управление ресурсами
• Прием оплаты за обучение.
• Оплата за разработку учебной программы.
• Оплата информационно-технических средств, трафика, связи, аренды оборудования.
• Своевременное материально-техническое снабжение.
• Забота о кадровом обеспечении учебного процесса.
• Бухгалтерское сопровождение.
• информационное обеспечение литературой, программами, компакт-дисками.

Отметим, что вышеуказанный перечень процессов и подпроцессов не является полным и исчерпывающим. но его можно взять за основу, т. к. он минимально достаточен для внедрения рассматриваемых положений [4].

Наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, т. к. сочетают в себе несколько технологий обучения и управления, включенных в диверсифицированную и распределенную информационную среду. комбинация таких технологий позволит существенно снизить влияние негативных факторов, что повысит результативность предлагаемой образовательной системы [5, с. 85].

В данной работе авторы предлагают методику оценки инновационного стратегического управления интегрированной образовательной организацией на основе системы сбалансированных показателей. Модель системы сбалансированных показателей представляет собой формат описания деятельности образовательной организации при помощи определенного набора коэффициентов для каждой стратегической перспективы.

Авторы выделяют четыре перспективы, которые характеризуются набором нефинансовых показателей. Показатели формируют карту, с помощью которой наглядно представляется логическая связь перспектив, что позволит определить цепочку «стратегических зон», затрагивающих внутренние и внешние аспекты деятельности образовательной организации, логически связанные между собой.

В настоящее время стала популярной концепция оценки качества бюджетных образовательных услуг. Авторы в рамках данной концепции определили показатели, применяющиеся для оценки и аттестации деятельности инновационного образовательного учреждения. Эти показатели мы и предлагаем применять при реализации инновационного стратегического управления бюджетной образовательной организацией [6, с. 69].

Концепция оценки качества бюджетных образовательных услуг строится на определении соответствия требованиям нормативной документации. Реформирование системы образования потребовало значительно изменить организацию образовательного процесса в вузе. Это касается условий организации и результатов окончания образовательного процесса, что отражено в федеральных государственных образовательных стандартах. Также различные документы определяют требования к возможностям образовательного учреждения удовлетворять потребности потребителей образовательных услуг. Поэтому существует необходимость в измерении уровня удовлетворенности системой образования и результативности образовательного процесса.

Исходя из модели оценки качества образовательных услуг, определены три параметра, по которым можно провести диагностику деятельности образовательного учреждения.

Первым параметром являются условия организации образовательного процесса, вторым — результативность обучения, третьим — удовлетворенность потребителей. каждый из параметров включает в себя систему из двадцати показателей, которые требуют тщательного анализа. Для выявления слабых и сильных сторон деятельности образовательной организации анализируется соотношение положительных и отрицательных значений индикативных показателей.

На основании нормативно закрепленных требований производится выбор каждого показателя образовательного процесса. Показателям условий и результативности соответствуют показатели удовлетворенности потребителей образовательными услугами. Такой подход к анализу деятельности инновационного образовательного комплекса можно оха- растеризовать как нормативный. именно такой подход используется при реформировании системы образования в нашей стране в настоящее время. Для регламентации деятельности образовательных учреждений государственными органами управления образованием разрабатываются и внедряются определенные нормы. Так как этот подход уже реализуется на практике, то авторы предлагают его использование при организации стратегического управления инновационным образовательным учреждением.

Если попарно сравнить полученные значения параметров качества образовательных услуг, то можно выделить восемь типовых моделей качества, которые отличаются различным сочетанием высоких и низких значений параметров. В результате можно говорить о восьми типовых стратегических линиях управления развитием инновационного образовательного комплекса.

В результате авторы считают целесообразным выделить следующие взаимосвязанные между собой стратегические перспективы:
1) удовлетворенность потребителей;
2) условия организации образовательного процесса;
3) результативность образовательного процесса.

Для определения значения каждого показателя авторами концепции разработана инструкция, в которой определены источники информации и указана нормативная база для оценки этого показателя. Значения показателей выставляются в виде баллов, где 1 балл соответствует положительному значению показателя, а ноль баллов — отрицательному значению. Результаты, полученные таким образом, могут быть представлены в графическом виде.

Таким образом, авторский подход к разработке инновационной системы непрерывного образования заключается в создании системы многоуровневого непрерывного образования как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса. Это достигается благодаря объединению интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов для подготовки выпускников всех уровней образования и проведения исследований по основным направлениям развития образования, культуры, техники, науки и социальной сферы.

Авторы предлагают оценить качество образовательного процесса с помощью модели, описывающей качества образовательных услуг. Такая модель должна включать три параметра, по которым производится диагностика деятельности инновационного образовательного учреждения: удовлетворенность потребителей, условия организации образовательного процесса и его результативность. В конечном итоге это дает возможность реализовать педагогическую технологию от целеполагания до отслеживания результата. Возможности такой аналитической модели позволяют учитывать качество реализации педагогической технологии, современную нормативную базу образования и мастерство преподавателей. Сильной стороной данной модели является возможность оценки качества самого образовательного процесса.

Список литературы

1. Валюшина Н.М. Исследование собственной профессиональной деятельности как одно из условий повышения качества дистанционного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: науч. журн. 2010. № 125. С. 289.
2. Валюшина Н.М. Способы воздействия на мотивацию обучающихся дистанционно в системе повышения квалификации // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно- педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Сер. «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2011. № 6 (41). С. 126134.
3. Гапоненко Ю.В. Инновационные подходы к дистанционному изучению экономических дисциплин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 10: Инновационная деятельность. 2014. № 1 (10). С. 61-66.
4. Гапоненко Ю.В., Сазонов С.П. К вопросу о необходимости применения информационных технологий в дистанционном обучении личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
5. Громова Т.В. Концепция проектирования и модель педагогической системы подготовки преподавателей вуза к тьюторской деятельности // Та- тищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 15-18 апр. 2010 г. Тольятти, 2010. С. 79-87.
6. Куклев В.А. Сущностные характеристики мобильного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.
2009. № 1 (35). С. 68-72.

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code