РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Л. Пироженко, В.В. Абраухова

Научно обоснованы понятия «инновация», «творческий потенциал». Выявлены особенности и раскрыты компоненты профессии «Педагог дополнительного образования». Обозначены условия эффективности форм организации методического сопровождения профессионального мастерства педагогов в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: творческий потенциал, инновационное пространство, педагог дополнительного образования, формы методического сопровождения.

 

Современное состояние российского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стремительно меняются социальные установки и требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности. В условиях происходящих изменений предъявляются высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста, уровню его личностного саморазвития и творческой самореализации в практической деятельности. Профессиональный стандарт педагога определяет единый подход к профессиональным компетенциям специалистов и призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Значимым положением для образовательных учреждений является возможность дополнения профессионального стандарта внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ [12].

Ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества закреплен в концепции развития дополнительного образования детей [7], что стало определяющим условием реализации кадровой политики учреждений дополнительного образования.

Прогрессивное начало, по сравнению со сложившимися традициями, является главным показателем инновационного развития учреждения. Инновация (от лат. in — в, novus — новый) в философском, социально-психологическом и культурологическом аспектах обозначает нововведение, новшество, порождающее значимые изменения способов, механизмов, результатов и содержания самой деятельности [1]. В педагогической науке инновации определяются прогрессивным изменением отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [10]. Инновационное образовательное пространство нами рассматривается как ряд определенным образом связанных между собой условий, которые способны оказывать влияние на участников образовательного процесса. Содержание инновационного образовательного пространства учреждения характеризуется конкретизацией смыслообразующих задач, свободой выбора образовательных программ, практико- ориентированной направленностью образовательного процесса, развитием творческой активности и личностной самореализацией воспитанников, поддержкой и активизацией профессионального роста педагогов, развитием его творческого потенциала.

Творческий потенциал в академической литературе (англ. creative potential) рассматривается как совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Различным аспектам педагогического творчества педагогов дополнительного образования посвящены диссертационные исследования О.А. Волковой (условия становления личностных достижений педагога дополнительного образования), и.В. Щанкиной (творческая самореализация педагога дополнительного образования), С.А. Федорова (развитие творческого потенциала педагога в процессе научно- методической деятельности), В.н. иванченко (развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации) и др.

Опираясь на исследования В.П. Голованова, мы определили, что основу кадрового потенциала системы дополнительного образования составляют не только профессионально подготовленные педагоги, но и специалисты различных областей и видов искусства, спорта, прикладного и технического творчества. Особенность профессии «Педагог дополнительного образования» состоит в единстве двух компонентов: педагогического и профильного, каждый из которых несет в себе творческую составляющую. Рассматривая педагогический компонент, мы опираемся на мнение В.А. Сластенина, который определяет два источника педагогического творчества. Первый — практическая деятельность, успех которой находится в прямой зависимости от педагогических находок, гипотез, открытий, в результате которых возникает творческая идея. Второй источник — исследование педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам, на основе которых может быть разработана личная творческая концепция [11]. Творческая составляющая профильного компонента прослеживается в конкретном виде деятельности (художественное, техническое, спортивное творчество и др.).

Своеобразие учреждения дополнительного образования заключается в том, что, сохраняя традиции, оно «работает» на будущее и представляет собой инновацию в инновации, т. к. обладает определенной подвижностью, простором для инициативы, творчества, поиска новых методов и технологий и характеризуется уникальностью педагогического профессионализма и мастерства [3]. И одним из направлений инновационной деятельности учреждения сегодня является создание условий для развития и реализации творческого потенциала педагога дополнительного образования, его профессионального роста и самосовершенствования.

Развитию творческого потенциала педагогов, разработке критериев и показателей данного феномена, выявлению и обоснованию уровней его развития посвящены работы А.И. Щетинской, Н.В. Мартишиной. Проблема повышения квалификации и профессионального мастерства каждого педагога рассматривалась в научных исследованиях A.M. Моисеева, К.Ю. Белой. Идеи о соотношении общего и частного в содержании повышения квалификации педагогов, представленных как «инвариантная» часть» и «вариативная составляющая», прослеживаются в работах П.В. Худоминского, Л.Н. Буйловой и С.В. Кочнева. Различают традиционные и инновационные формы методической деятельности. Л.П. Ильенко называет те же формы методической работы, но разделяет их на эффективные и рациональные. Проблемам наставничества в образовании посвящены исследования О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина, А.П. Ситник, Т.В. Шадриной и др.

Наше исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г. Ростова-на- Дону «Дворец творчества детей и молодежи». Разработанная в нашем учреждении и апробируемая модель совершенствования профессионального мастерства педагогов позволила определить этапы профессионального развития и профессионального роста педагога. на основе проведенных исследований нам удалось установить зависимость уровня профессионального роста от уровня творческого потенциала педагога. Выявленные в ходе реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов противоречия между существующей инвариантной системой методической работы в учреждении, не отвечающей современному социальному заказу, потребностям самих педагогов, и необходимостью создания новых вариативных компонентов системы нацелили на создание условий, способствующих развитию творческого потенциала педагога. Методическая составляющая модели выступает как механизм ее реализации, основанный на принципах научности, системности, вариативности, индивидуализации, последовательности и преемственности. Основной задачей и главным направлением деятельности методической службы по реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов является методическое сопровождение процесса формирования и развития творческого потенциала каждого педагога с учетом индивидуальной траектории профессионального роста. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы.

Ннновационное развитие образовательной системы учреждения обусловило эффективность форм организации методического сопровождения педагогов. на каждой ступени (этапе) профессионального развития нами были выделены общие и частные формы работы, характерные как для всех этапов, так и для определенной ступени развития, что объясняется, прежде всего, профессиональным опытом педагогов и уровнем их профессиональной компетентности.

К общим формам методического сопровождения деятельности мы отнесли организацию стажерских площадок, подготовку и проведение практикумов, наставническую помощь педагогов. наставническая помощь в системе методического сопровождения, с одной стороны, позволяет мотивировать самого наставника к самообразованию, саморазвитию, творческой самореализации и самоактуализации, обобщению и трансляции своего педагогического опыта, с другой стороны, оптимизирует процесс профессионального становления и развития молодых сотрудников в пространстве деятельности учреждения.
Работа стажерских площадок направлена на:
— формирование открытой образовательной среды;
— распространение инновационного опыта и лучших практик;
— расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
— повышение профессионального мастерства педагогов;
— межкурсовую подготовку (лекции, семинары, тренинги, мониторинг, открытые занятия и мастер-классы, диагностические исследования уровня профессиональных компетенций);
— развитие кадрового потенциала (профессиональные практики студентов ЮФУ);
— профессиональную адаптацию молодых педагогов (клуб молодого педагога «Педагогическая гостиная»);
— сетевое взаимодействие при освоении инноваций в условиях вариативности образования;
— международные программы обмена;
— создание информационно-методического, учебно-методического ресурса проведения стажировок (учебно-методические комплексы, проекты, сборники программ, технологий);
— реализацию практической части программ повышения квалификации ИПК ПРО (конференции, семинары, мастер-классы, открытые занятия);
— простраивание пространства диалога и социального партнерства между педагогическим и гражданским сообществами, вузами города и ИПК ПРО.

С 2014 г. на основании договора с Донским государственным техническим университетом на базе Дворца творчества детей и молодежи создана кафедра профессионального образования как стажерская площадка студентов и система повышения квалификации педагогов. Организация действующей магистратуры очно-заочной формы (2,5 года обучения) и курсов переподготовки (базовое педагогическое образование (9 месяцев) по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям)) позволяет учреждениям дополнительного образования города решить острую кадровую проблему, а именно обеспечить сохранность уникальных педагогических кадров — специалистов разных отраслей знаний (культуры, искусства, спорта, техники и др.), не имеющих высшего педагогического образования. Это стало насущной проблемой в связи с введением профессионального стандарта педагога (п. 4.1.1) [12]. За время работы кафедры профессионального образования 9 педагогов прошли обучение в магистратуре и 16 человек окончили курсы переподготовки.

Как показала опытно-экспериментальная деятельность в ходе реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов, стажерские площадки дают возможность педагогам наработать определенный педагогический опыт, успешно осваивать и внедрять в практическую деятельность инновационные технологии и методики.

Практикумы нацелены на практическое усвоение материала, организацию практического занятия по актуальной теме. наставничество позволяет более опытному педагогу передавать свой багаж знаний и умений молодым специалистам.

Другие формы методического сопровождения педагогов в системе развития творческого потенциала соотнесены с определенными этапами профессионального роста педагогов и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам. к таким формам мы относим: взаимопосещение учебных занятий, открытые занятия, круглые столы, творческие и проектные группы, семинары, профессиональные конкурсы, мастер-классы, научно-практические конференции, творческие лаборатории и др.

В ходе апробации данной модели определено, что при организации методического сопровождения педагогической деятельности необходимо создание ситуаций, при которых педагог, вступая во взаимодействие с коллегами, может не только преодолевать свои профессиональные затруднения, но и одновременно транслировать собственный педагогический опыт. Разработанная модель совершенствования профессионального мастерства педагогов в учреждении дополнительного образования позволяет активизировать деятельность всех педагогов учреждения, которые в зависимости от ступени профессионального роста и уровня творческого развития могут выступать в разных ролях.

Изучив предварительные данные реализации модели совершенствования профессионального мастерства в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования, мы отметили, что уровень профессионального роста и профессионального мастерства напрямую зависит от уровня развития творческого потенциала и возможности профессиональной самореализации педагогов.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. С. 40-141.
2. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 1997.
3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2004.
5. Е.СЛОВАРЬ — электронные словари // Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://eslovar.com.ua/noveyshiy_ filosofskiy_slovar/page/innovatsiya.482.
6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
7. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. (любое изд.).
8. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста // Гуманизация образования. 1995. № 1.
9. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели и технологии. М.: Изд. дом Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т, 2006.
10. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. Кн. 1.
11. Педагогика: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластени- на. 11-е изд., стер. М.: Академия, 2012. (Сер. «Бакалавриат»).
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России № 544н от 18 окт. 2013 г. (любое изд.).
13. Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования детей: приоритет духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие. Казань, 2003.

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code