ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ В КИТАЕ

Чжао Цзинь

Показаны подходы к пониманию духовно- нравственного воспитания в современном Китае и его характеристики: доминирование этической составляющей, ведущая роль патриотического и нравственно-идеологического воспитания. Описаны особенности и методы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системе высшего музыкального образования современного Китая.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, высшее вокальное образование, духовная культура, «духовная цивилизация», ценности.

 

В последние годы в мире значительно возрос интерес к китайской культуре, китайскому языку (что проявляется, в числе прочего, в открытии в крупнейших городах мира институтов конфуция), традиционной китайской живописи, произведениям китайских поэтов и прозаиков. Проявляемый во многих странах мира, в том числе в России, интерес к китайской культуре стимулирует развитие искусства в современном китае. Это касается и вокального искусства, которое достигло в последнее время больших успехов и получило международное признание. Так, китайские во- калистки Цу Цзуин и Тан Цзин выступали с сольными концертами в Золотом зале Венской филармонии; высоко оценены в международном музыкальном сообществе выступления у Бися [9, с. 68].

Однако в системе вокального образования Китая, несмотря на достигнутые значительные успехи, существует много проблем. к ним исследователи относят научное обоснование преподавания вокала, повышение качества подготовки педагогических кадров, индивидуализацию подготовки вокалистов на основе широкой общеобразовательной подготовки [Там же]. Этот перечень может быть дополнен проблемами, связанными с духовно- нравственным воспитанием будущих вокалистов, которые в последние годы приобрели особую актуальность.

Известные преподаватели вокала Ши Вэйчжен и Шен Сян подчёркивают, что для вокалиста чрезвычайно важны высокие нравственные качества. Авторы многих статей отмечают, что в сфере вокального образования при организации исследовательской работы «научный руководитель должен не только осуществлять научное руководство, он должен быть выразителем общественной морали, высоких идеалов общественного сознания, социальной справедливости» [1, с. 287].

В китайской народной Республике воспитание подрастающего поколения, в том числе студенческой молодёжи, является одной из важнейших функций государства. Ещё в 80-е гг. хх в. коммунистической партией китая было выдвинуто положение о необходимости «строительства духовной цивилизации социализма», включающей политику, идеологию, образование, воспитание, науку, культуру. Перечень составляющих «духовной цивилизации социализма» позволяет утверждать, что понятие духовности в данном словосочетании является смысловым аналогом употребляемого в российской научной литературе понятия «духовная культура», а не понятия духовности как ценностно-смыслового и религиозного феномена. В качестве основного пути строительства духовной цивилизации рассматривается утверждение высоких идеалов и нравственности, что свидетельствует об особой значимости духовно-нравственного воспитания в целостной воспитательной системе страны.

Особенностью духовно-нравственного воспитания в китае является акцентирование внимания на его нравственной составляющей. Духовная составляющая связывается в первую очередь с приобщением человека к культуре, искусству — музыке (которую Конфуций считал важнейшим средством воспитания «цзюньцзы» — благородного человека), живописи, национальным видам искусства. Поэтому в процессе получения студентами вокального образования создаются широкие возможности для их духовно-нравственного воспитания; более того, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью вокального образования.

Для современного китая характерно сильное влияние государства не только на организацию, но и на исследование проблем духовно- нравственного воспитания. В основе системы духовно-нравственного воспитания лежат государственные нормативные документы: Конституция страны, «Закон КНР об образовании» и др. Понимание духовно-нравственного воспитания, представленное в этих документах, оказывает существенное влияние как на развитие научных исследований в данной сфере, так и на особенности организации практики духовно-нравственного воспитания. В частности, раскрывая содержание понятия «общественная мораль» (а именно она, как считается в Китае, определяет направление духовного развития и нравственные качества человека), нормативные документы включают в него любовь к родине, народу, труду, науке, социалистическому государству и социалистическим идеям (речь идёт о «социализме с китайской спецификой»). Соответственно, целью воспитания провозглашается формирование у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, коллективизм, и других общественно значимых личностных качеств [5].

«Строительство духовной цивилизации» предполагает переосмысление и включение в новый образовательный контекст китайских национальных традиций (в том числе в сфере этики) и духовных ценностей. Поэтому в настоящее время в области духовно- нравственного воспитания наблюдается обращение к традиционным для Китая представлениям о морали и нравственности. Данный подход базируется на этическом учении древнекитайского философа и мыслителя Кун-цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.). Учение Конфуция носит антропоцентристский характер: в центре внимания философа — проблемы человека, его нравственного облика. Характерно, что в этическом учении Конфуция весьма выражен социально-политический аспект, что соответствует современному государственно- нормативному подходу в исследовании сущности, содержания и особенностей организации духовно-нравственного воспитания.

Нравственные качества человека философ выделяет, ранжирует и характеризует с точки зрения моральных норм, наиболее значимых для общества. К таким качествам он относит честность, скромность, верность долгу, гуманность, милосердие, уважение к родителям и старшим по возрасту и социальному статусу, стремление к стабильности, порядку и дисциплине, к разрешению конфликтных ситуаций на основе компромисса.

Однако нетрудно заметить, что все эти нравственные качества имеют «вневременной» характер, они значимы в любом обществе и не только регулируют отношения между людьми на нравственной основе, но и определяют тот идеал, к которому должен стремиться человек в своём нравственном развитии. Кроме того, в ситуациях, когда необходимо сделать нравственный выбор, Конфуций отдавал этическим требованиям приоритет перед социальными. Исследователи отмечают, что этическое учение Конфуция сыграло важную и уникальную роль в формировании менталитета и национального характера китайцев [2].

Наряду с обращением к традициям в современном Китае налицо обновление концепции воспитания, что выражается в отказе от жёсткой догматизации, непосредственного «увязывания» воспитания с теорией классовой борьбы; педагоги-исследователи говорят о необходимости всестороннего развития личности. В дискуссиях, идущих на страницах прессы, выдвигается требование о том, чтобы в образовательном процессе воспитание было поставлено на первое место, отмечается значимость нравственного воспитания как важного условия культурного развития страны.

Предлагается также изменить учебно- воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного уровня путём интеграции общего и профессионального образования с духовно-нравственным воспитанием или сочетания традиционного политико-идеологического воспитания с нравственным [5].

Например, педагог Сунь Гожун рассматривает нравственное воспитание как основу качественного образования. Во многих работах духовно-нравственное воспитание рассматривается с позиций деятельностного подхода, утверждается, что следует не только вооружать обучающихся знаниями этического характера, знаниями о сущности морали, моральных нормах, традициях, этикете, но и учить их навыкам нравственного поведения, умению вести себя в соответствии с нормами морали в повседневной жизни, в отношениях с людьми. Рекомендуется систематически оценивать с этой точки зрения отдельные поступки и поведение школьников и студентов. Учёный-педагог Ци Ваньмо разработал «теорию активного духовно-нравственного воспитания в процессе деятельности» и обосновал понятие «практическая нравственность». Ци Ваньмо рассматривает духовное и нравственное совершенствование человека в контексте его активной учебной, производственной и общественной деятельности [8].

В системе высшего вокального образования современного Китая, как и в образовании
в целом, реализуется принцип «Человек превыше всего», являющийся основой педагогических инноваций [1]. Данный принцип означает необходимость учёта физических, психологических, социальных особенностей обучающихся, индивидуальных различий между ними, создание условий для их всестороннего свободного развития на основе моральных норм и нравственных ценностей, развитие их нравственности, эстетическое воспитание. Принцип «человек превыше всего» предполагает демократические отношения между преподавателями и студентами, смещение акцентов в обучении с процесса преподавания на процесс учения, возможность для студентов активно и осознанно участвовать в процессе обучения, признание права студента на ошибку и предоставление возможностей для её исправления. С этих позиций духовно- нравственное воспитание рассматривается в общем контексте целостного развития личности.

Однако при этом продолжает сохраняться подход к пониманию воспитания как процесса, ориентированного преимущественно на потребности общества. Так, ученый- педагог чжан Цзянь рассматривает духовно- нравственное воспитание как важную и необходимую часть «духовной цивилизации» и подчёркивает его возрастающую роль в условиях рыночной экономики. именно духовно- нравственное воспитание, по мнению учёного, должно нивелировать негативные нравственные последствия рыночных отношений и способствовать воспитанию в человеке лучших качеств — честности, стремления служить своей стране, справедливости и гуманности, которые Чжан Цзянь рассматривает как проявления «социалистического духа» [8]. Практически все учёные, занимающиеся разработкой проблем духовно-нравственного воспитания, исходят из положений теории Дэн Сяопина о строительстве «социализма с китайской спецификой».

Таким образом, в современном Китае в качестве важнейших направлений духовно- нравственного воспитания рассматриваются, во-первых, патриотическое, во-вторых, нравственно-идеологическое воспитание. Ведущая роль в диаде «духовно-нравственное воспитание» отводится воспитанию нравственному, ориентированному на общественно одобряемые нормы поведения. Однако в свете положений о построении в современном Китае «духовной цивилизации» в теории и практике воспитания становится необходимым обращение к духовной составляющей воспитания, которая, как уже отмечалось, сопрягается с понятием духовной культуры.

В Китае разработана и утверждена программа духовно-нравственного воспитания студентов вузов. Духовно-нравственное воспитание студентов тесно связано с политико- идеологическим и предполагает патриотическое воспитание («воспитание китайского духа»), приобщение к истории и культуре Китая, формирование у студентов нравственных идеалов, выработку нравственной позиции и формирование умений строить «правильные отношения», т.е. отношения на основе моральных норм, формирование знаний об общественной и профессиональной морали и нравственности, эстетическое воспитание. Важным считается воспитание потребности в духовном и нравственном совершенствовании.

Если говорить о духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов, то актуальными представляются подходы российских учёных к пониманию духовного воспитания как процесса, предполагающего включение воспитанника в контекст культуры. Так, Н.Е. Щуркова понимает воспитание (по сути, речь идёт о духовном воспитании) как целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную человека [10, с. 5]. По мнению Л.М. Лузиной, воспитание — это духовная жизнь педагога и ребёнка в культуре, совместный поиск ценностных оснований, целей, смыслов, содержания жизни [4, с. 19]. И.А. Соловцова рассматривает духовное воспитание как единство четырёх составляющих: восхождения человека к ценностям, культуре, к себе и к Другому [6, с. 84-106]. Такое понимание представляется нам наиболее полным и целесообразным с точки зрения анализа особенностей духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов. При этом центром духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов является восхождение к культуре, а другие составляющие духовно- нравственного воспитания рассматриваются в тесной связи с восхождением к культуре.

Отметим, что в современной китайской научно-педагогической литературе и публицистических работах серьёзное внимание уделяется нравственному воспитанию в процессе вокальной подготовки будущих учителей музыки, т. е. в системе музыкально- педагогического образования (Ван Юань, Сунь Лэй, Чжао Сяопэн, Чэнь Вэй, Ян Жуйминь и др.). Проблемы духовно-нравственного воспитания будущих специалистов вокального искусства в системе высшего музыкального образования остаются недостаточно исследованными. Между тем вокалисты являются носителями, выразителями и трансляторами не только музыкальной культуры, но и тех духовных и нравственных ценностей, которые сохраняются и передаются из поколения в поколение в произведениях вокального искусства. Кроме того, известные вокалисты пользуются большим авторитетом в обществе, являются образцом для подражания для многих людей, в том числе для подростков и молодёжи. Поэтому уровень их духовного и нравственного развития должен быть высоким, полностью соответствовать тем ценностям, которые они благодаря своему исполнительскому мастерству должны донести до слушателей. Духовно-нравственное воспитание определяет смыслы деятельности вокалиста, позволяет ему занять не меркантильную, потребительскую позицию, когда его репертуар и манера исполнения определяются сиюминутными потребностями и быстро меняющимися вкусами публики, а позицию творца, носителя и выразителя непреходящих ценностей, осознающего свою высокую миссию в обществе.
Вокальные произведения благодаря ряду своих особенностей обладают большими возможностями в духовно-нравственном воспитании студентов.

1. Представленные в вокальных произведениях художественные образы обладают особой выразительностью благодаря синтезу музыки и слова. Эта же особенность делает их зачастую более яркими и доступными для понимания, нежели инструментальные музыкальные произведения. Вокальные произведения позволяют понять антиномичность (Н.Е. Щуркова) мира культуры и внутреннего мира человека, учат различать истину и ложь, красоту и безобразие (а также красоту подлинную и мнимую), добро и зло в собственной жизни и в окружающем мире. Самопонимание, восхождение к себе — важная составляющая духовно-нравственного воспитания, которая при создании соответствующих педагогических условий успешно реализуется в процессе освоения будущим вокалистом профессиональных дисциплин.

2. Разнообразие тематики, жанров, стилей, форм вокальных произведений обогащает духовный мир человека, способствует восхождению будущих вокалистов к культуре — в первую очередь к национальной, а через неё — и к мировой музыкальной культуре.

3. Раскрывая и интерпретируя замысел авторов вокальных произведений, пытаясь донести художественные образы до слушателей, будущий вокалист учится понимать другого человека, его чувства, переживания, мысли, учится выражать собственные переживания и отношения, значимые для других людей. Ци Ланьминь [7] подчёркивает, что очень важно для преподавателя помочь будущему вокалисту понять смыслы, заключённые в тексте вокального произведения, во всём их богатстве и многообразии, апеллируя не только к интеллекту студента, но и, в первую очередь, к его эмоциям и воображению. Таким образом в процессе исполнения вокальных произведений осуществляется восхождение к Другому.

4. Исполнение вокальных произведений, созданных китайскими композиторами и поэтами, способствует воспитанию таких важных нравственных качеств, как патриотизм, чувство любви к Родине, чувство национальной гордости. В последние годы активно обсуждается вопрос о включении в программу начальной и средней общеобразовательной школы содержания, связанного с изучением традиционной китайской оперы, — как в теоретическом, так и в практико-исполнительском плане. Ярко выраженной патриотической направленностью отличаются рекомендации учёных касательно выбора вокальных произведений для прослушивания и исполнения в общеобразовательной школе. Это должны быть в первую очередь национальные народные песни, фрагменты китайской оперы, современные китайские песни; далее следуют иностранные классические романсы и оперные арии, популярные песни, пропагандирующие передовые идеи [1, с. 288]. Особую роль играют песни и фрагменты опер, рассказывающие о красоте родного края, величии Родины, посвящённые героям-патриотам. Предполагается, что это будет стимулировать инновации в высшем вокальном образовании, связанные с обращением к национальной музыке, и позволит более успешно осуществлять нравственное воспитание будущих вокалистов в музыкальных вузах Китая [3].

5. В системе высшего вокального образования современного китая ставится задача широкой культурологической подготовки будущих вокалистов, расширения их кругозора, фундаментальных знаний о культуре (в первую очередь, музыкальной) разных стран и разных исторических эпох. В процессе знакомства с вокальными произведениями и в особенности при исполнении вокальных произведений, созданных в разных странах в разное время, создаются возможности для понимания иных культур через организацию преподавателем «диалога культур» (М.М. Бахтин, В.С. Библер). Китайские педагоги-исследователи (Ци Ланьминь, Чжао Си и др.) особо подчёркивают значимость в этом плане исторического контекста.

Введение исторического контекста осуществляется в двух аспектах: во-первых, это исторические и культурные условия, в которых создавалось вокальное произведение, во- вторых, это тот контекст, который отражён в самом произведении. В современных условиях для этого используется не только яркий, образный рассказ преподавателя, но также широкие возможности мультимедийных средств обучения, собственная исследовательская работа студентов, направленная на углублённое изучение исторического, социального, культурного контекста, необходимого для понимания и исполнения на высоком уровне вокального произведения. Введение исторического контекста позволяет лучше понять авторский замысел, художественные особенности вокального произведения, использованные автором выразительные средства и мн. др.

Широкими возможностями для организации диалога культур обладает классический оперный репертуар — музыка, созданная в Европе и России. Таким образом осуществляется восхождение к культуре в гармоничном сочетании с восхождением к Другому.

Однако в практике духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов эти возможности пока не реализуются в достаточной мере. В процессе подготовки вокалистов основное внимание уделяется совершенствованию исполнительской техники, а не широкой культурологической подготовке на ценностно- смысловой основе как фундаменте не только высокого профессионализма, но также духовного и нравственного развития будущих вокалистов. Хотя следует отметить, что в последние годы в педагогической печати всё активнее обсуждаются вопросы нравственного воспитания будущих вокалистов. Так, Ци Ланьминь выделяет следующие аспекты нравственного воспитания будущих вокалистов:
• сочетание музыкального образования с нравственно-идеологическим воспитанием;
• воспитание патриотизма благодаря знакомству с биографиями авторов музыкальных произведений, пониманию исторического контекста создания тех или иных вокальных произведений;
• формирование устойчивой внутренней позиции студента;
• преподаватели вокала должны служить не только образцом профессионализма, но и образцом нравственности, способствуя таким образом нравственному воспитанию студентов [7].

Хотя речь в данной работе идёт о воспитании будущих учителей музыки, сказанное в полной мере можно отнести к профессиональным исполнителям музыкальных произведений.

Учёные рекомендуют использовать следующие методы, способствующие духовному и нравственному развитию будущих вокалистов:
• воспитание на основе персоналий, например, жизни и деятельности выдающегося мастера пекинской оперы Ван Яоцина;
• введение в содержание занятий, где студенты знакомятся с вокальными произведениями, широкого культурного контекста, что способствует лучшему пониманию вокальных произведений и расширяет культурный кругозор студентов;
• включение в репертуар будущих вокалистов национальных китайских произведений, произведений патриотического содержания;
• концертная деятельность на началах благотворительности, имеющая целью не только пропаганду национального и мирового вокального искусства и повышение уровня музыкальной культуры населения, но и включение студентов в деятельность, направленную на помощь другим людям, на то, чтобы приносить им радость встречи с прекрасным.

Кроме того, используются методы, общие для студентов всех специальностей, такие как методы идеологического просвещения, мероприятия патриотического характера, методы воспитания ответственности в процессе обучения и иные.

Успешному решению задач духовно- нравственного воспитания будущих вокалистов способствует то, что в Китае создана система воспитательной работы для всех ступеней и типов образовательных учреждений. на разных ступенях общеобразовательной школы духовно-нравственное воспитание осуществляется на классно-урочных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе, в деятельности детских и молодёжных организаций.

Таким образом, в современном Китае задачи разработки теоретических основ и создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системе высшего музыкального образования являются чрезвычайно важными и актуальными.

Для их успешного решения необходима опора на этические традиции конфуцианства, научный анализ и обобщение уже имеющегося опыта в этой области — как китайского, так и зарубежного, а также осмысление существующих в Китае и других странах концепций духовно- нравственного воспитания и разработка эффективных методов духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.

Список литературы

1. Ван Юань. Человек превыше всего: исследование инноваций в системе вокального образования в педагогических университетах // Научный журнал Юго-Западного народного университета. 2004. № 11. С. 286-288 (на кит. языке).
2. Кравцова М.Е., Баргачева В.Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая. Т. 2. М., 2006.
3. Ли Цзин. Включение пекинской оперы в программу начальных и средних школ будет стимулировать инновации в высшем педагогическом вокальном образовании // Искусство исследования. 2008. № 4. С. 109-111 (на кит. языке).
4. Лузина Л.М. Теория воспитания: философ- скоантропологический подход. Псков, 2000.
5. Педагогическая наука в Китае. Пекин, 2006 (на кит. языке).
6. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
7. Ци Ланьминь. Как сочетать музыкальное образование с нравственным воспитанием // Образование в Цинхай. 2002. № 1 (на кит. языке).
8. Цуй Сянлин. Новый подход к духовно- нравственному воспитанию. Пекин, 1987 (на кит. языке).
9. Чжао Си. Современная ситуация и развитие китайского вокального образования // Большая сцена. 2009. № 2. С. 68-69 (на кит. языке).
10. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / под ред. В. М. Лизинского. М., 1997.

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code