ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А.Ю.Прокопенко

Описывается проблема подготовки будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности. Нарушения здоровья приводят к ограничению данной категории детей в контактах с окружающими, сужению микросоциума и, как следствие, несформированности временной перспективы, жизненных целей и планов.

Театрализованная деятельность позволяет детям обогатить свой социальный опыт за счет освоения новых социальных ролей и совместной творческой деятельности.

Ключевые слова: социализация, временная перспектива, дети с ограниченными возможностями здоровья, театрализованная деятельность.

 

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации является одной из важнейших задач, стоящих перед специалистами, работающими с данной категорией детей. Эта задача отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 гг. и других нормативных актах.

Вследствие актуальности подготовки будущих дефектологов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья данный вид деятельности указан в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

Таким образом, помимо коррекционно-реабилитационной деятельности, важное место в работе дефектолога занимает организация процесса социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработка эффективной модели социализации таких детей требует четкого теоретического обоснования сущности понятия «социализация».

В науке существует множество концепций социализации. например, с точки зрения последователей ролевой концепции (Р. Дарендорф, Ф. Тенбрук, к. Лэнгтон и др.) социализация рассматривается как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через присвоение норм той группы людей, которые выступают для него эталоном [2].

Приверженцы концепции социального научения (А. Бандура и др.) считают, что ребенок социализируется, обучаясь в своем социальном окружении у взрослых и сверстников посредством наблюдения, копируя модели поведения других людей. Основными механизмами социализации являются процессы идентификации, подражание, следование нормам [Там же].

В настоящее время одной из самых популярных концепций социализации является адаптивная концепция (Дж. Дьюи, Т. Парсонс и др.), рассматривающая приспособление личности к существующим социальным условиям в качестве основного механизма социализации. Важнейшим понятием в рамках данной концепции является категория «социальный опыт». Обогащение социального опыта ребенка происходит через расширение системы социальных связей, круга общения, создание для него ситуаций выбора [4]. Однако, по мнению ряда ученых (А.В. Мудрик, и.С. кон и др.), такая трактовка сущности социализации не полностью раскрывает возможности личности как субъекта собственной жизни, способного к самоопределению и самореализации [2].

На наш взгляд, в динамичных социальных условиях современного общества особенно актуальной является концепция «баланса идентичности» (Л. кольберг), последователи которой рассматривают процесс социализации как взаимодействие процесса адаптации, с одной стороны, и индивидуализации — с другой. То есть для того, чтобы стать личностью, ребенок должен не только усвоить общественные нормы, но и самореализоваться в данном обществе, проявить свою индивидуальность [Там же].

Одним из основных условий, стимулирующих появление у личности стремления к саморазвитию, достижению жизненно важных целей, одним словом, к самореализации, является наличие временной перспективы, цели, которая движет развитием человека [7].

В качестве стимула для появления такой цели мы рассматриваем эмоционально окрашенное для ребенка событие, которое А.С. Макаренко называл «эмоцией завтрашней радости» [5]. Именно события стимулируют личность к саморазвитию, к формулированию и достижению жизненных целей [Там же].

Событие является единицей измерения жизненного пути личности. Чем более насыщенной яркими, запоминающимися событиями будет жизнь ребенка, лишенного, в силу особенностей развития, тех возможностей, которые доступны его сверстникам, тем больше перспектив он увидит для себя в будущем. Важнейшая роль в организации событийной среды ребенка отводится всему ближайшему окружению: родителям, педагогам, сверстникам и другим агентам социализации [Там же].

Многоаспектность понятия «социализация» и разнообразие методов и средств, которые необходимо использовать для обогащения социального опыта ребенка, требуют комплексного подхода к решению данной проблемы. В качестве эффективного средства, затрагивающего различные механизмы социализации, мы рассматриваем театрализованную деятельность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога), созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру; нравственным воспитанием; формированием эстетического вкуса; художественным образованием и воспитанием детей [3].

Театрализованная деятельность позволяет детям в процессе проигрывания ролей и инсценировки всевозможных ситуаций освоить социальные нормы, способствуя тем самым процессу адаптации. В то же время свобода творческого самовыражения открывает возможность для проявления индивидуальности ребенка и формирования его временной перспективы.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка. Однако не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу, заставляет детей сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Социализирующие возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что тематика спектаклей не ограничена, ребенку предоставляется возможность самому стать автором сценария.

С учетом вышеизложенного подготовка будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности является актуальным направлением процесса профессиональной подготовки данных специалистов.

В качестве основного метода подготовки будущих дефектологов к формированию временной перспективы детей с ограниченными возможностями здоровья была выбрана проектная деятельность. В рамках дисциплин «Социальные аспекты аномального развития личности», «Театрализованная деятельность в социальной реабилитации детей с ОВЗ» и «Проектирование и моделирование в работе дефектолога» студентами факультета коррекционной педагогики и специальной психологии НОУ ВО «Московский социально- педагогический институт» был разработан междисциплинарный проект по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Театр равных возможностей». В основу проекта заложена идея о формировании временной перспективы ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством включения его в совместную особым образом организованную деятельность по подготовке и проведению театрализованного представления с родителями и сверстниками под руководством будущих дефектологов.

В процессе разработки и реализации проекта студенты получают знания о процессе социализации, методах формирования временной перспективы личности, а также осваивают навыки организации театрализованной деятельности. В настоящее время проект реализуется на базе научно-практического центра детской психоневрологии г. Москвы. В декабре 2015 г. проект «Театр равных возможностей» на конкурсе социальных проектов, проводимом в рамках Всероссийской научно- практической конференции «Социальное партнерство в решении актуальных проблем обеспечения и развития современной семьи: Общество — Семья — Власть» в г. Суздале (в состав оргкомитета конференции вошли депутаты Федерального Собрания РФ), занял почетное первое место и был рекомендован к реализации в регионах РФ.

Цель проекта состоит в формировании способности к самореализации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством включения их в театрализованную деятельность.

Задачи проекта: 1) обогащение социального опыта детей посредством включения их в совместную театрализованную деятельность со студентами, родителями и сверстниками; 2) формирование временной перспективы ребенка с ОВЗ; 3) обучение родителей методам создания событийной среды; 4) повышение компетентности педагогов в области использования событийного подхода в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проект включает в себя четыре этапа. Первый этап проекта длился шесть недель и заключался в установлении контакта студентов с детьми, создании благоприятного психологического климата, ощущения эмоциональной поддержки, мотивации у детей к совместной деятельности. В рамках данного этапа студенты проводят диагностику, направленную на выявление событийной структуры жизненного пути каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, участвующего в проекте. Для достижения этой цели используется методика «Линия жизни» (К.А. Абульханова- Славская) [1]. Испытуемым предлагается построить график собственной жизни, разделенный на прошлое, настоящее и будущее. На графике дети должны сами в произвольной форме обозначить точки, которые на временном отрезке графика, отражающем прошлое время, обозначают важные события, повлиявшие, по мнению испытуемого, на дальнейший ход его жизни; на отрезке графика, отражающем настоящее время, — важные для испытуемого актуальные события и на отрезке, отражающем будущее время, — ближайшие и отдаленные цели и планы испытуемого. При этом испытуемые сами определяют возраст в начале отрезка и по его завершении. Данная методика направлена на оценку глубины временной перспективы личности, ее способности строить планы, ставить перед собой цели в будущем и стремиться к достижению поставленных целей в настоящем (К.А. Абульханова-Славская называет это личностное образование «жизненной позицией») [Там же].

В результате проведения методики 53% детей не смогли выстроить образ собственного будущего. Проведенная с целью уточнения полученных данных беседа показала, что основными причинами отсутствия у большинства детей временной перспективы являются: ограничение в получении разного рода информации, которая передается путем непосредственного общения среди сверстников и является необходимым условием усвоения субкультуры, низкая оценка собственного потенциала (возникающая часто вследствие нарушения, являющегося причиной ограничения возможностей здоровья ребенка), отсутствие эмоционального контакта с родителями и др.

Целью реализации второго этапа проекта является разработка детьми под руководством будущих дефектологов сценария спектакля, в котором каждый ребенок должен определить для себя роль. Опираясь на данные диагностики каждого ребенка, студенты помогали детям выбрать именно те роли, проигрывание которых имело бы у них эмоциональный отклик и событийную окраску. Важным условием эффективности проекта является привлечение родителей к участию в подготовке к спектаклю, поэтому каждый родитель совместно с ребенком должен выбрать себе роль [6]. Важно отметить, что, поскольку многие дети имели нарушения опорно-двигательного аппарата, решено было реализовать проект в форме кукольного театра.

Третьим этапом проекта, на котором акцент переносится в сферу углубления социализации, является совместная творческая деятельность, в которую включаются не только дети и студенты, но и родители. Совместная творческая деятельность организуется в форме мастер-класса, в рамках которого изготавливаются декорации для спектакля и куклы в виде главных героев. В процессе реализации третьего этапа будущие дефектологи были ориентированы на создание ситуации успеха для каждого ребенка, поскольку из-за особенностей развития большинство детей имели нарушения мелкой моторики и, как следствие, испытывали затруднения в процессе лепки, рисования, аппликации. Также важной задачей, стоящей перед студентами, является стимулирование коммуникации детей посредством включения их в деятельность по подгруппам.

Основной целью заключительного этапа проекта является создание для детей эмоционально окрашенной ситуации-события в форме театрализованного представления с использованием изготовленных ранее декораций и кукол.

В качестве промежуточных результатов реализации проекта, кроме положительной динамики в двигательном аспекте (снятие зажимов, снижение тонуса, увеличение двигательной активности), необходимо отметить у детей улучшение эмоционального фона и повышение познавательной активности, появление мотивации к общению, альтернативной коммуникации. Повышенный интерес у детей вызвал тот факт, что они являются не просто зрителями, а активными участниками подготовки к спектаклю и в перспективе — актерами. Кроме этого, само общение и взаимодействие детей с их родителями оказали положительное влияние на микроклимат в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья [6].

Результаты применения методики «Линия жизни» с детьми повторно после их участия в проекте «Театр равных возможностей» доказали эффективность театрализованной деятельности как средства формирования временной перспективы, поскольку количество детей, у которых присутствует образ собственного будущего, увеличился до 71%, а у 23% детей возросла глубина временной перспективы (т.е. временная отдаленность планов на будущее).

Таким образом, наличие временной перспективы является важным фактором, влияющим на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, актуальным направлением профессиональной подготовки будущих дефектологов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Спец. литература, 1997.
3. Карапетян А. А., Мандрика О. Ю. Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый 2014. № 10. С. 365-368.
4. Лямина И.П. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи // Науковий часопис Национального педагопчного ушверситету iменi М.П. Драгоманова. Сер. 19. Корекцшна педагопка та спещальная психологш. 2012. № 22. С. 154-158.
5. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1987. Т. 1.
6. Моргунова Ю.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Челябинск : ЧГУ, 2012.
7. Прокопенко А.Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущего социального педагога // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://www. science- education.ru/108-9124.

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code