Мероприятия по защите окружающей среды и человеческого здоровья

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Основные положения Директивы и ее содержание

 

Настоящая Директива утверждает мероприятия по защите окружающей среды и человеческого здоровья путем предотвращения и уменьшения отрицательного воздействия образования отходов и обращения с ними на окружающую среду, а также путем уменьшения общего негативного влияния использования ресурсов и повышения качества такого использования.

 

Статья 2

Исключения из настоящей Директивы

 

  1. Следующие отходы исключаются из содержания настоящей Директивы:

(a) газообразные отходы, выпущенные в атмосферу;

(b) почва (в месте нахождения), включая невыкопанную загрязненную почву и здания, прочно связанные с землей;

(c) незагрязненная земля и другие природные материалы, выкопанные в процессе строительной деятельности, если достоверно известно, что материалы будут использованы для строительства в их естественном состоянии на месте, откуда они были выкопаны;

(d) радиоактивные отходы;

(e) списанные взрывчатые вещества;

(f) фекальные вещества, не указанные в параграфе 2 «b», солома и другие природные неопасные сельскохозяйственные или лесоводческие материалы, используемые в сельском хозяйстве, лесоводстве или для производства энергии в результате обработки биомассы такими способами и методами, которые не причиняют вреда окружающей среде или не подвергают опасности здоровье человека.

  1. Следующие отходы исключаются из содержания настоящей Директивы в той части, в какой они регулируются другими нормативно-правовыми актами Сообщества:

(a) сточные воды;

(b) отходы животного происхождения, включая переработанные продукты, регулируемые Регламентом ЕС 1774/2002, за исключением тех, которые предназначены для сжигания, сброса в отвал или использования в установках для производства биогаза или компостирования отходов;

(c) скелеты умерших животных, за исключением забитых, в том числе животных, убитых в целях искоренения эпизоотических заболеваний, а также животных, уничтоженных в соответствии с Регламентом ЕС 1774/2002;

(d) отходы, образовавшиеся в результате поиска, обработки и хранения минеральных ресурсов и разработки карьеров, регулируемых Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2006/21/ЕС от 15 марта 2006 года об обращении с отходами добывающей промышленности <*>.

———————————

<*> ОЖ N L 102, 11.04.2006, с. 15.

 

  1. Не ограничивая смысл обязательств, предусмотренных другими нормативно-правовыми актами Сообщества, наносы, перемещаемые внутри открытых водоемов в целях управления водными ресурсами и водотоков или предотвращения наводнений или снижения последствий наводнений и засух или мелиорации земель должны быть исключены из настоящей Директивы, если доказано, что наносы являются неопасными.
  2. Специальные правила по обращению с особыми категориями отходов, предусмотренные для особых случаев, или дополняющие настоящую Директиву, могут быть установлены отдельными Директивами.

 

Статья 3

Определения

 

В контексте настоящей Директивы, применяются следующие понятия:

  1. «отходы» означают любые вещества или объекты, которые владелец выбрасывает или собирается или вынужден выбросить;
  2. «опасные отходы» означают отходы, в которых обнаружены одно или более опасных свойств, перечисленных в Приложении III;
  3. «отработанные масла» означают любые минеральные или синтетические смазочные или технические масла, которые стали непригодными для использования, для которого они были изначально предназначены, такие как использованные масла для двигателей внутреннего сгорания и трансмиссионные масла, смазывающие масла, турбинные и гидравлические масла;
  4. «биологические отходы» означают биологически разложимые садово-парковые отходы, пищевые и кухонные отходы из домов, ресторанов, кафетериев и отдельных зданий, а также аналогичные отходы пищевой промышленности;
  5. «производитель отходов» означает любого, кто активно производит отходы (первоначальный источник отходов) или любого, кто осуществляет предварительную обработку, смешивание или другие операции, влекущие за собой изменения в характере или составе указанных отходов;
  6. «держатель отходов» — это производитель отходов или физическое или юридическое лицо, которые владеют отходами;
  7. «дилер» — это любой хозяйствующий субъект, который выступает в качестве принципала при покупке и последующей продаже отходов, включая посредников, физически не владеющих отходами;
  8. «брокер» — это любой хозяйствующий субъект, регулирующий процессы восстановления или уничтожения отходов от имени другого лица, включая представителей, физически не владеющих отходами;
  9. «обращение с отходами» означает сбор, транспортировку, восстановление и уничтожение отходов, включая контроль за указанными операциями и последующую обработку мест сброса отходов, а также включая действия, предпринятые дилером или брокером;
  10. «сбор» означает собирание отходов, включая предварительную сортировку и предварительное хранение мусора в целях его транспортировки к установке для очистки;
  11. «раздельный сбор» означает сбор, при котором отходы хранятся отдельно по видам и составу для того, чтобы облегчить специальную обработку;
  12. «предотвращение» означает меры, предпринятые до того, как вещество, материал или продукция станет отходами, по уменьшению:

(a) количества отходов путем повторного использования продукции или продления срока эксплуатации продукции;

(b) негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;

(c) содержания вредных веществ в материалах и продуктах;

  1. «повторное использование» означает любые операции, в результате которых продукция или ее компоненты, не являющиеся отходами, используются снова в тех же целях, для которых они были задуманы;
  2. «обработка» означает операции по восстановлению или уничтожению отходов, включая предварительную подготовку к восстановлению и уничтожению отходов;
  3. «восстановление» означает любую операцию, в результате которой отходы будут служить полезной цели посредством замещения других материалов, которые могут быть использованы другим способом для осуществления конкретной функции или же отходы подготовлены для выполнения указанной функции на фабрике или в масштабах всей экономики страны. В Приложении II установлен неполный перечень операций по восстановлению отходов;
  4. «подготовка к повторному использованию» означает операции по проверке, очистке или подготовке к восстановлению отходов, посредством которых продукция или ее компоненты, являющиеся отходами, подготавливаются таким образом, чтобы их можно было повторно использовать без проведения дополнительной предварительной обработки;
  5. «переработка» означает любую операцию по восстановлению, посредством которой отходы перерабатываются в продукцию, материалы или вещества, предназначенные для использования в тех же или других целях. Данное понятие включает в себя переработку органических материалов, но не включает получение топлива за счет утилизации отходов, а также переработку отходов в материалы, которые будут использоваться в качестве топлива или материалов для обратной засыпки;
  6. «восстановление отработанных масел» означает любую операцию по переработке, посредством которой основные масла могут быть произведены путем очистки отработанных масел, и в частности, путем удаления загрязняющих веществ, продуктов окисления и примесей, содержащихся в указанных маслах;
  7. «уничтожение» означает любую операцию, не являющуюся восстановительной, даже если побочным результатом операции является переработка веществ или энергии. В Приложении I установлен неполный перечень операций по уничтожению отходов;
  8. «лучшие имеющиеся технологии» означает лучшие существующие технологии, определенные в Статье 2 (11) Директивы 96/61/ЕС.

 

Статья 4

Иерархия отходов

 

  1. В законодательстве и политике по предотвращению образования отходов и обращению с ними установлена следующая иерархия отходов:

(a) предотвращение образования отходов;

(b) подготовка к повторному использованию;

(c) переработка;

(d) другие операции по восстановлению, например, получение энергии за счет утилизации отходов; и

(e) уничтожение отходов.

  1. При использовании иерархии отходов, указанной в параграфе 1, государства-члены ЕС должны предпринимать меры по поддержке тех вариантов решения проблемы, которые способны привести к наилучшему общему экологическому результату. В отношении специальной совокупности отходов данное положение может потребовать отступления от иерархии отходов, если это оправдано жизненным циклом продукции.

Государства-члены ЕС должны убедиться в том, что развитие законодательства и политики обращения с отходами является полностью прозрачным процессом, в котором соблюдаются существующие национальные правила, касающиеся консультирования и вовлечения граждан и заинтересованных лиц в указанный процесс.

Государства-члены ЕС при обращении с отходами должны учитывать общие экологические принципы предосторожности и устойчивости окружающей среды, техническую осуществимость и экономическую рентабельность, охрану ресурсов, а также общее воздействие на окружающую среду, здоровье человека, экономику и социальную сферу, в соответствии со Статьями 1 и 13.

 

Статья 5

Побочные продукты производства

 

  1. Вещество или предмет, незапланированно появившиеся в результате производственного процесса, могут не рассматриваться в качестве отходов согласно пункту 1 Статьи 3, но должны считаться побочными продуктами производства при наличии следующих условий:

(a) определено дальнейшее использование вещества или предмета;

(b) вещество или предмет могут быть использованы незамедлительно без какой-либо дальнейшей обработки, за исключением обычной промышленной практики;

(c) производство вещества или предмета является неотъемлемой частью производственного процесса;

(d) дальнейшее использование является законным, например, вещество или предмет отвечают всем необходимым производственным, экологическим и сберегающим здоровье требованиям для специального использования и не приводят к общему негативному воздействию на окружающую среду или здоровье человека.

  1. На основании условий, установленных в параграфе 1, могут быть приняты определенные меры для определения критериев, согласно которым вещества или предметы рассматриваются в качестве побочных продуктов производства, а не в качестве отходов, указанных в пункте 1 Статьи 3. Указанные меры, разработанные для внесения несущественных поправок в настоящую Директиву, для ее дополнения, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой с учетом положений, указанных в параграфе 2 Статьи 39.

 

Статья 6

Утрата статуса отходов

 

  1. Некоторые специфические отходы могут перестать быть отходами в значении пункта 1 Статьи 3, если они подверглись операции по восстановлению, включая переработку, и соответствуют критериям, разработанным в соответствии со следующими условиями:

(a) вещество или предмет используются, как правило, для специфических целей;

(b) для подобных веществ или предметов существуют рынок или спрос;

(c) вещество или предмет отвечают техническим требованиям для специфических целей, а также действующим нормативно-правовым актам и стандартам, применимым к данной продукции; и

(d) использование вещества или предмета не приводит к общему негативному воздействию на окружающую среду или здоровье человека.

Критерии должны содержать в себе предельные значения содержания загрязняющих веществ и учитывать любые возможные неблагоприятные воздействия вещества или предмета на окружающую среду.

  1. Меры, разработанные для внесения несущественных поправок в настоящую Директиву, касающиеся принятия критериев, установленных в параграфе 1 и определяющие вид отходов, к которым данные критерии должны применяться, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, предусмотренном в параграфе 2 Статьи 39. Специфические критерии утраты статуса отходов подлежат уточнению, по крайней мере, для нерудных строительных материалов, бумаги, стекла, металла, шин и текстиля.
  2. Отходы, которые перестали быть отходами в соответствии с параграфами 1 и 2, автоматически утрачивают статус отходов для целей восстановления отходов и их переработки, установленных в Директивах 94/62/ЕС, 2000/53/ЕС, 2002/96/ЕС и 2006/66/ЕС и других нормативно-правовых актах Сообщества при удовлетворении требований указанных законодательных актов по переработке или восстановлению отходов.
  3. Если критерии не установлены на уровне Сообщества, в соответствии с процедурой, установленной в параграфах 1 и 2, государства-члены ЕС могут самостоятельно решать, утрачивают ли отходы статус отходов, принимая при этом во внимание применимое прецедентное право. Они должны уведомить Европейскую комиссию о подобных решениях в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 98/34/ЕС от 22 июня 1998 года о процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов <*> в случае, если того требуют положения указанной Директивы.

———————————

<*> ОЖ N L 104, 21.07.1998, с. 37.

 

Статья 7

Перечень отходов

 

  1. Меры, разработанные для внесения несущественных поправок в настоящую Директиву, касающиеся изменения перечня отходов, созданного в соответствии с положениями Решения 2000/532/ЕС, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, предусмотренном в параграфе 2 Статьи 39. Перечень отходов должен включать в себя опасные отходы и учитывать происхождение и состав отходов и, если необходимо, предельные значения концентрации опасных веществ. Перечень отходов должен обладать юридической силой в отношении определения отходов, которые считаются опасными. Включение вещества или предмета в список не означает, что они являются отходами при любых обстоятельствах. Вещество или предмет будет считаться отходами только при наличии критериев, предусмотренных в определении, указанном в пункте 1 Статьи 3.
  2. Государство-член ЕС может рассматривать отходы в качестве опасных, если они обладают свойствами, перечисленными в Приложении III, даже если они при этом не попали в перечень отходов. Государство-член ЕС должно уведомить Европейскую комиссию о каждом подобном случае без промедления. Оно должно занести указанные отходы в отчет, предусмотренный параграфом 1 Статьи 37, и обеспечить Европейскую комиссию всей необходимой информацией. С учетом полученных уведомлений, перечень отходов подлежит проверке в целях решения вопроса о его применении.
  3. Если у государства-члена ЕС имеются доказательства, свидетельствующие о том, что специфические отходы, появившиеся в перечне отходов в качестве опасных, не обладают каким-либо из свойств, перечисленных в Приложении III, то оно может признать данный вид отходов неопасными отходами. Государство-член ЕС обязано уведомить Европейскую комиссию о любых подобных случаях без промедления и предоставить Комиссии необходимые доказательства. С учетом полученных уведомлений, перечень отходов подлежит проверке в целях решения вопроса о его применении.
  4. Перевод опасных отходов в неопасные не может быть произведен путем разбавления или смешивания отходов с целью снижения первоначальной концентрации опасных веществ до уровня ниже, чем установлено для определения отходов в качестве опасных.
  5. Меры, разработанные для внесения несущественных поправок в настоящую Директиву, касающиеся проверки перечня отходов с целью принятия решения о его применении, в соответствии с параграфами 2 и 3, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, указанном в параграфе 2 Статьи 39.
  6. Государства-члены ЕС могут считать отходы неопасными в соответствии с перечнем отходов, указанном в параграфе 1.
  7. Европейская комиссия должна убедиться в том, что перечень отходов и любой пересмотр указанного перечня должны быть составлены в соответствии с принципами четкости, понятности и доступности для пользователей, в частности, для предприятий малого и среднего бизнеса.

 

Глава II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Статья 8

Расширенная ответственность производителей

 

  1. Для того чтобы упрочить позиции повторного использования и предотвращения образования отходов, переработки и других операций по восстановлению отходов, государства-члены ЕС могут предпринимать законодательные и административные меры для обеспечения расширенной ответственности потребителей, физических или юридических лиц, которые профессионально занимаются развитием, производством, обработкой, использованием, продажей или импортом продукции.

Указанные меры могут включать в себя приемку возвращенной продукции и отходов, оставшихся после использования указанной продукции, а также дальнейшее обращение с отходами и материальную ответственность за указанную деятельность. Данные меры могут включать в себя обязательства по распространению имеющейся информации в той мере, в какой продукция является продукцией многоразового использования и переработки.

  1. Государства-члены ЕС могут предпринять необходимые меры для поддержки разработки продукции с целью уменьшения ее негативного воздействия на окружающую среду и образования отходов в процессе ее производства и дальнейшего использования, а также с целью обеспечить восстановление и уничтожение продукции, ставшей отходами, в соответствии со Статьями 4 и 13.

Указанные меры могут оказать содействие, в числе прочего, развитию, производству и реализации продукции, применимой для многоразового и длительного использования, которую после приобретения статуса отходов, можно подвергнуть надлежащему и безопасному восстановлению и экологически приемлемому уничтожению.

  1. Применяя расширенную ответственность производителей, государства-члены ЕС должны принимать во внимание техническую осуществимость, экономическую рентабельность и общее воздействие на окружающую среду, здоровье человека и социальную сферу, для того, чтобы гарантировать надлежащее функционирование внутреннего рынка.
  2. Расширенная ответственность производителя должна применяться без ограничения ответственности за обращение с отходами, предусмотренной в параграфе 1 Статьи 15, а также без ограничения действующего законодательства о специфических потоках отходов и специфической продукции.

 

Статья 9

Предотвращение образования отходов

 

После консультации заинтересованных лиц Европейская комиссия должна предоставить на рассмотрение Европейскому Парламенту и Совету ЕС следующий отчет с приложением, если это необходимо, предложений о мерах, необходимых для поддержки деятельности по предотвращению образования отходов и выполнению соответствующих программ, указанных в Статье 29, включающий в себя:

(a) к концу 2011 года — промежуточный отчет об оценке образования отходов и объема деятельности по предотвращению образования отходов, включая разработку политики экологически чистой продукции, с целью продвижения технологий, направленных на создание продукции длительного, многократного использования;

(b) к концу 2011 года — разработку плана действий для дальнейшей поддержки мер на Европейском уровне, в частности, по изменению существующей модели/структуры потребления;

(c) к концу 2014 года — постановку задач по предотвращению образования отходов для 2020 года, основанную на лучшей имеющейся в наличии практике, включая, если необходимо, пересмотр показателей, указанный в параграфе 4 Статьи 29.

 

Статья 10

Восстановление

 

  1. Государства-члены ЕС должны предпринять необходимые меры, чтобы убедиться в том, что отходы подлежат операциям по восстановлению в соответствии со Статьями 4 и 13.
  2. В случае необходимости соблюдения параграфа 1, обеспечения и улучшения операций по восстановлению, сбор отходов должен осуществляться раздельно, если это может быть выполнено с технической, экологической и экономической точек зрения, и отходы не должны смешиваться с другими отходами или материалами с различными свойствами.

 

Статья 11

Повторное использование и переработка

 

  1. Государства-члены ЕС должны предпринять меры для продвижения повторного использования продукции и подготовки к повторному использованию, в частности путем создания и поддержки программ повторного использования и ремонта, использования экономических инструментов, критериев материально-технического обеспечения, постановки количественных целей и проведения ряда других мероприятий.

Государства-члены ЕС должны предпринимать меры по продвижению высококачественной переработки, и с этой целью должны установить раздельные сборники отходов, если это может быть выполнено с технической, экологической и экономической точек зрения, а также государства-члены ЕС должны разработать необходимые стандарты качества для соответствующих перерабатывающих отраслей.

В соответствии с параграфом 2 Статьи 10 к 2015 году отдельные сборники должны быть установлены, по крайней мере, для следующих материалов: бумаги, металла, пластика и стекла.

  1. С целью соблюдения задач настоящей Директивы и движения в сторону создания Европейского рециркулируемого общества с высоким уровнем эффективного использования ресурсов, государства-члены ЕС должны предпринимать необходимые меры, разработанные для достижения следующих целей:

(a) к 2020 году — подготовка к повторному использованию и переработка, по крайней мере, таких отходов, как макулатура, металлолом, пластик и стекло, бытового и возможно иного происхождения, если указанные отходы обладают схожими свойствами с отходами бытового происхождения, должны быть увеличены как минимум на 50% от общей массы;

(b) к 2020 году — подготовка к повторному использованию, переработка и другие операции по восстановлению, включая операции по засыпке канав с использованием неопасных и строительных отходов, за исключением природных материалов, определенных в категории 17 05 04 перечня отходов, должны быть увеличены как минимум на 70% от общей массы.

  1. Европейская комиссия должна разработать детальные правила о применении и расчете методов для контроля выполнения целей, установленных в параграфе 2 настоящей Статьи, принимая во внимание положения Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС 2150/2002 от 25 ноября 2002 года о статистических данных по отходам <*>. Указанные правила могут включать в себя переходные периоды для государств-членов ЕС, которые в 2008 году осуществили переработку менее 5% указанных в параграфе 2 категорий отходов. Указанные меры, разработанные для внесения несущественных поправок в настоящую Директиву, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, указанном в параграфе 2 Статьи 39 настоящей Директивы.

———————————

<*> ОЖ N L 332, 09.12.2002, с. 1.

 

  1. По крайней мере, к 31 декабря 2014 года Европейская комиссия должна проверить указанные в параграфе 2 мероприятия и задачи для того, чтобы укрепить имеющиеся цели и рассмотреть постановку новых задач для других совокупностей отходов. Отчет Европейской комиссии, с приложением предложений (если это необходимо), должен быть направлен в Европейский Парламент и Совет ЕС. В своем отчете Европейская комиссия обращает внимание на постановку экологических, экономических и социальных задач.
  2. Каждые три года, в соответствии со Статьей 37, государства-члены ЕС должны отчитываться перед Европейской комиссией о достижении поставленных целей за указанный период. Если цели не достигнуты, указанный отчет должен содержать в себе причины недостижения целей и действия государств-членов ЕС, предпринимаемые для их достижения.

 

Статья 12

Уничтожение

 

Государства-члены ЕС должны убедиться в том, что если операции по восстановлению отходов в соответствии с параграфом 1 Статьи 10 не совершались, то отходы подлежат безопасному уничтожению, что соответствует нормам Статьи 13 о защите здоровья человека и окружающей среды.

 

Статья 13

Защита здоровья человека и окружающей среды

 

Государства-члены ЕС должны предпринимать необходимые меры для обеспечения такого обращения с отходами, которое осуществляется без опасности для здоровья человека, без причинения вреда окружающей среде и в частности:

(a) без риска заражения воды, воздуха, почвы, растений или животных;

(b) без причинения вреда посредством шума или запахов; и

(c) без негативного воздействия на сельскую местность или места особого назначения.

 

Статья 14

Расходы

 

  1. В соответствии с принципом «загрязнитель платит» расходы по обращению с отходами несет первоначальный производитель отходов или настоящий или предыдущий держатель отходов.

2. Государства-члены ЕС могут принять решение о том, что расходы по обращению с отходами ложатся частично или полностью на производителя продукции, в процессе использования которой возникают отходы, а также о том, что дистрибьюторы указанной продукции несут часть указанных расходов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code