Основные принципы межличностных отношений педагогов и студентов

Т.М.Борисова

Основополагающими факторами современной реформы в образовательных учреждениях провозглашены принципы демократизации и гуманизации. Мы готовим юное поколение к новой самостоятельной жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие студенты, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности.

Первый основной принцип, которым должны следовать педагоги — уважение к личности студента. Уважение к личности студента предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость студента от педагога — одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или суметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности студента — как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. Но вот в реальной жизни это уважение нередко остается лишь декларацией. Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в студентах равных себе людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его так же. Доверие сопряжено с интересом к личности учащегося, выступающим другим проявлением уважения к ней. Интерес, как правило, начинается с терпимости: терпимости к самостоятельности мышления студента, его взглядам, внешнему виду, его часто неординарному поведению.

Второй принцип — ориентация на положительные отношения и чувства. Отношение педагога к своим студентам зависит от его изначальных установок и целей. Его моральной установкой выступает ориентация на субъект-субъектные отношения со студентами.

Еще одним проявлением демократизации и гуманизации в условиях школы, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и студентов. По сути дела, это вопрос о дистанции — быть ей или не быть между педагогам и учащимся. Третий принцип — знание основных типов собеседника в педагогическом общении. Педагогу очень важно научиться проявлять интерес и знание особенностей студентов. В процессе общения с ними педагог встречается с различными типами их психологической реакции и поведения. Знание типов собеседника дает возможность каждый раз при проведении занятий или неформальной беседы со студентами уметь составить более точное представление о личности своего собеседника, чтобы учитывать их особенности и настроение.

Таким образом, общение в системе «педагог — студент» на основе принципов демократизации и гуманизации является показателем профессиональной культуры педагога.

Литература

1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Ростов-на-Дону, «Феникс», Минск, «ТетраСистемс», 2004.
2. Иванов В.Г. Этика. С-Петербург, «Питер», 2000.
3. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики. М., «МарТ», 2006.
4. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Р-на-Дону, «Феникс», 2006.
5. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., «Педагогическое общество России», 1998.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). — Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code