ЕС против Российской Федерации — Тарифная политика в сфере с/х и производства

Обзор Всемирной торговой организации от 31.10.2014 по делу DS485

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЗОР ПО ДЕЛУ DS485
ЕС ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ С/Х И ПРОИЗВОДСТВА

(31 октября 2014 года)
———————————
<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

Урегулирование спора: спор DS485

Россия — тарифная политика в сфере с/х и производства

Ключевые факты

Краткое название
Заявитель: Европейский Союз
Ответчик: Российская Федерация
Третьи стороны: Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Япония, Корея, Молдова, Норвегия, Сингапур, Украина, Соединенные Штаты Америки
Соглашения, положения которых предположительно нарушены

(упоминаются в запросе на проведение консультаций):

ГАТТ 1994: Ст. II:1(a), II:1(b), VII

Соглашение об определении таможенной стоимости (Статья VII ГАТТ 1994): Ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Получение запроса на проведение консультаций: 31 октября 2014

Обзор спора <*>

———————————

<*> Обзор по состоянию на 1 апреля 2015 г.

 

Консультации

Жалоба со стороны Европейского Союза.

31 октября 2014 г. Европейский Союз запросил консультации с Россией по поводу тарифного режима в отношении некоторых товаров в сельском хозяйстве и промышленных секторах.

ЕС утверждает, что указанные меры противоречат:

Статьям II:1(a), II:1(b) и VII ГАТТ 1994;

Статьям с 1 по 7 и Приложению I Соглашения об определении таможенной стоимости.

6 ноября 2014 г. Украина направила запрос на присоединение к консультациям. 14 ноября 2014 г. Индонезия, Япония и Соединенные Штаты Америки также направили запросы на присоединение к консультациям.

26 февраля 2015 г. ЕС направил запрос на учреждение третейской группы. На заседании 10 марта 2015 г. Орган по рассмотрению споров отложил учреждение третейской группы.

 

Процедуры в рамках третейской группы и Апелляционного органа.

На заседании 25 марта 2015 г. ОРС учредил третейскую группу. Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Япония, Корея, Молдова, Норвегия, Украина и Соединенные Штаты Америки зарезервировали за собой права участия в качестве третьих сторон. Позднее Австралия и Сингапур также зарезервировали за собой это право.

 

Запрос консультации со стороны Европейского союза.

 

Следующее сообщение, датированное 31 октября 2014 г., от делегации Европейского Союза к делегации Российской Федерации и Председателю Органа по разрешению споров направлено в соответствии со статьей 4.4 Договоренности о разрешении споров.

Мои власти поручили мне направить запрос на проведение консультаций с правительством Российской Федерации (России) в соответствии со статьями 1 и 4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, статьей XXII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), а также статьей 19 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 относительно тарифной политики России на определенные товары в сельском хозяйстве и промышленных секторах. Данные меры негативно влияют на экспорт этих товаров из Европейского Союза в Россию.

Россия налагает на ряд импортных товаров пошлины, которые несовместимы с Перечнем уступок и обязательств, который содержится в приложении к ГАТТ 1994 года (Перечень). В частности, Россия применяет пошлины, превышающие таможенные ставки, несколькими различными способами.

Во-первых, для некоторых товаров, в том числе бумаги и картона, применяются адвалорные ставки пошлины, как это предусмотрено в правовых документах, перечисленных ниже, которые превышают адвалорные ставки. Например, для пяти тарифных позиций (4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0, 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) применяются пошлины в размере 15% или 10%, что явно превышает связанную ставку таможенного тарифа, которая установлена на уровне 5%.

Во-вторых, на определенные товары, в том числе пальмовое масло и его производные, холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры, такие инструменты предусматривают тип/структуру пошлины, которая отличается от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне. Структура и дизайн отдельных элементов оказывает влияние на то, что они облагаются большими пошлинами по сравнению с теми, которые перечислены в Перечне на данные товары в случае, когда таможенная стоимость ниже определенного уровня. Например, это относится к следующим тарифным позициям: 1511 90 190 2, 1511 90 990 2 (пальмовое масло) и 8418108001, 8418102001, 8418211000 (холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры).

Кроме того, как оказалось, в отношении определенных товаров из Европейского Союза власти России не основывают свои оценки на фактической стоимости импортируемых товаров.

Россия вводит данные меры, в частности, путем принятия следующих документов:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «утвержденный Постановлением N 54» следует читать «утвержденный Решением N 54».

 

— Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации, утвержденный Постановлением N 54 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. «Об общем таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации» (вступил в силу 23.08.2012), с поправками, внесенными последующими актами, в том числе, путем:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 9 Совета» следует читать «Решение N 9 Коллегии».

 

— Решение N 9 Совета Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 «Об определении ввозных таможенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 77 Совета» следует читать «Решение N 77 Коллегии».

 

— Решение N 77 Совета Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии»;

— Решение N 52 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО».

Касательно каждого из документов, перечисленных выше, данный запрос также относится ко всем поправкам, заменам, исключениям, мерам по внедрению и другим связанным мерам, утвержденным Евразийской экономической комиссией и/или законодательными или исполнительными органами Российской Федерации.

Данные меры, применяемые Россией, несовместимы с обязательствами России в рамках некоторых соглашений, в частности:

— Статьей II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994;

— Статьей VII ГАТТ 1994;

— Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, статьями с 1 по 7 и Приложением I.

Данные меры ограничивают или вовсе аннулируют преимущества, получаемые ЕС прямо или косвенно в соответствии с данными соглашениями.

Европейский Союз оставляет за собой право рассмотреть в ходе консультаций дополнительные меры и требования, которые касаются вышеупомянутых вопросов.

Европейский Союз надеется получить ответ от России на просьбу о проведении консультаций и готов рассмотреть взаимно удобные сроки и место проведения консультаций.

 

Запрос Европейского союза на учреждение третейской группы.

 

Следующее сообщение, датированное 26 февраля 2015 г., от делегации Европейского Союза направлено Председателю Органа по разрешению споров в соответствии со статьей 6.2 Договоренности о разрешении споров.

Мои власти поручили мне направить запрос на учреждение третейской группы, в соответствии со статьями 4 и 6 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и статьей XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) в отношении тарифной политики Российской Федерации по определенным товарам в с/х и промышленном секторе.

31 октября 2014 г. Европейский Союз направил запрос на проведение консультаций с Россией, в соответствии со статьями 1 и 4 ДРС и статьей XXIII ГАТТ 1994.

Европейский Союз провел консультации с Россией 28 ноября 2014 г. К сожалению, в ходе консультации урегулировать спор не удалось.

В результате Европейский Союз просит учредить третейскую группу в соответствии со статьями 4 и 6 ДРС и статьей XXIII ГАТТ 1994 для рассмотрения данного вопроса на основе стандартного круга полномочий, как это предусмотрено в статье 7.1 ДРС.

Россия налагает на ряд импортных товаров пошлины, которые несовместимым с Перечнем уступок и обязательств, который содержится в приложении к ГАТТ 1994 года. В частности, Россия применяет пошлины, превышающие таможенные ставки, перечисленные в Перечне.

Во-первых, для некоторых товаров, в том числе бумаги и картона, применяются адвалорные ставки пошлины, как это предусмотрено в правовых документах, перечисленных ниже, которые превышают адвалорные ставки. Например, для пяти тарифных позиций (4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0, 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) применяются пошлины в размере 15% или 10%, что явно превышает связанную ставку таможенного тарифа, которая установлена на уровне 5%. Кроме того, по отношению к тарифной позиции 4810 92 100 0, несмотря на то что в настоящее время применяется ставка пошлины, равная связанной ставке (5%), юридические инструменты предусматривают ставки пошлины в размере 15% и, следовательно, превышают уровень, установленный на 1 января 2016 г. (шестая упоминаемая мера).

Во-вторых, на определенные товары, в том числе пальмовое масло и его производные, холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры, такие инструменты предусматривают тип/структуру пошлины, которая отличается от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне. Структура и дизайн отдельных элементов оказывает влияние на то, что они облагаются большими пошлинами по сравнению с теми, которые перечислены в Перечне на данные товары в случае, когда таможенная стоимость ниже определенного уровня.

В некоторых случаях Россия применяет комбинированные ставки пошлины (сочетает в себе адвалорный и специфический принцип обложения, например, «3%, но не менее 0,09 евро/кг») в отношении товаров, для которых в Перечне предусмотрены адвалорные ставки (например, «3%»). В таких случаях специфический принцип обложения определяет минимальный размер пошлины, который будет взиматься. В результате пошлины устанавливаются сверх связанной ставки в тех случаях, когда таможенная стоимость товара ниже определенного уровня. Россия применяет данный подход к следующим тарифным позициям: 1511 90 190 2, 1511 90 990 2 (пальмовое масло) и 8418 10 200 1 (комбинированный холодильник — морозильные камеры). Данные пошлины применяются к трем упомянутым тарифным позициям и составляют седьмую, восьмую и девятую меру.

В некоторых других случаях Россия применяет комбинированные ставки пошлин (совмещая адвалорный и специфический принцип обложения, например, «16%, но не менее 0,156 евро/л») в отношении товаров, по которым в Перечне предусмотрена формула, которая требует от России более низкой ставки пошлины: либо размер, основанный на применении адвалорной ставки, либо комбинированную ставку (например, «16,7%; или 16%, но не менее 0,156 евро/л, что является наименьшим уровнем»). В результате налагаемые пошлины превышают связанные ставки в случаях, когда таможенная стоимость товара ниже определенного уровня. Россия применяет данный подход к следующим тарифным позициям: 8418 10 800 1 и 8418 21 100 0 (холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры). Данные пошлины применяются к двум упомянутым тарифным позициям и составляют десятую и одиннадцатую меры соответственно.

В отношении мер с седьмой по одиннадцатую Россия не использует какой-либо механизм, такой как «потолок» уровня взимаемой пошлины, что не позволяет применяться адвалорным эквивалентам пошлин во избежание превышения уровня связанных ставок.

Кроме того, как оказалось, документы, перечисленные ниже, в отношении значительного числа тарифных позиций предусматривают тип/структуру пошлины, которые отличаются от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне, таким образом, это ведет к применению завышенных пошлин по сравнению с перечисленными в Перечне на те товары, по которым таможенная стоимость ниже определенного уровня, одним из двух перечисленных выше способов (в отношении седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой меры) без предоставления механизма, который бы не позволял адвалорным эквивалентам применяемых пошлин превышать уровень связанных ставок. Этот общий подход составляет двенадцатую меру.

На основе информации, полученной в ходе консультаций, Европейский Союз понимает, что Россия вводит свои меры посредством следующих юридических документов <*>:

———————————

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «см Постановление N 112» следует читать «см Решение N 112».

 

<*> Европейский Союз понимает, что эти документы продолжают действовать в контексте Евразийского экономического союза. Европейский Союз также понимает, что после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией единый таможенный тариф будет именоваться как «общий внешний тариф Евразийского экономического союза» (см Постановление N 112 Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г.). Данный запрос учитывает также все поправки, изменения, расширения, меры по введению в действие и иные связанные меры, которые станут следствием вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией.

 

— Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации, утвержденный Постановлением N 54 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. «Об общем таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации» (вступил в силу 23 августа 2012 г.), с поправками, внесенными последующими актами, в том числе, путем:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 9 Совета» следует читать «Решение N 9 Коллегии».

 

— Решение N 9 Совета Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 г. «Об определении ввозных таможенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 77 Совета» следует читать «Решение N 77 Коллегии».

 

— Решение N 77 Совета Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии»;

— Решение N 52 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО»;

— Решение N 47 Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 103 Совета» следует читать «Решение N 103 Коллегии».

 

— Решение N 103 Совета Евразийской экономической комиссии от 7 июля 2014 г. «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов шин и покрышек восстановленных и отдельных видов обуви в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии».

Касательно каждого из документов, перечисленных выше, данный запрос также относится ко всем поправкам, заменам, исключениям, мерам по внедрению и другим связанным мерам, утвержденным Евразийской экономической комиссией и/или законодательными или исполнительными органами Российской Федерации.

Европейский Союз считает, что каждая из упомянутых мер не согласуется с обязательствами России в рамках следующих положений ВТО, а именно:

— Статья II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994, поскольку Россия предоставляет другим членам режим, который является менее благоприятным, чем тот, который предусмотрен в соответствующей части Перечня, приложенного к ГАТТ 1994; поскольку Россия не освобождает продукцию, которая произведена на территории государств-членов, при ввозе ее на территорию России от обычных таможенных пошлин, как это предусмотрено в Перечне; а также, потому что Россия не освобождает продукты от всех других пошлин или сборов любого рода, налагаемых в связи с импортом, сверх тех, которые уже налагаются по состоянию на дату заключения Соглашения, или тех, которые прямо или в обязательном порядке требуют обложения, исходя из действующего законодательства на территории импорта по состоянию на данную дату.

Эти меры негативно влияют на экспорт товаров из Европейского Союза в Россию, а также аннулируют или ограничивают преимущества, получаемые Европейским Союзом прямо или косвенно в соответствии с упомянутыми соглашениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code