Что проверяется в рамках контроля в сфере закупок в отношении заказчиков по Закону N 44-ФЗ

Государственные (муниципальные) органы проводят проверки в отношении:

1) планирования закупок

2) проведения электронных аукционов

3) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иными способами

4) исполнения контракта и использования закупленных товаров, работ, услуг

Информация о проверках доступна в реестре на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение законных требований или предписаний проверяющих, непредоставление им достоверной информации и документов установлена ответственность

Закупки могут также проверяться в рамках аудита, ведомственного и общественного контроля.

 

Проверка планирования закупок

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство Федеральные заказчики — Соблюдение правил нормирования в сфере закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 2, 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

 

Проверка электронных аукционов

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России

 

Заказчики всех уровней Любые действия заказчика, связанные с проведением данной процедуры, с момента размещения извещения в ЕИС до момента заключения контракта (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) <2>
Контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ <1> Заказчики субъектов РФ
Муниципальный контрольный орган в сфере закупок <1> Муниципальные заказчики

———————————

<1> Данные органы вправе контролировать проведение электронных аукционов только при плановых проверках. В случае выявления нарушений материалы проверки передаются в ФАС России. Такие выводы содержатся в Письмах Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3818, от 12.03.2015 N Д28и-661.

Если рассматриваемые контрольные органы проведут внеплановую проверку в отношении электронного аукциона, например по жалобе участника, результаты такой проверки можно оспорить в арбитражном суде, указав на превышение контрольным органом своих полномочий. В практике есть случай, когда результаты проверки были отменены по данному основанию (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2015 N Ф09-4787/15 по делу N А76-31147/2014).

<2> ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

Проверка определения поставщиков иными способами

 

Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России

 

Федеральные заказчики Любые действия заказчика, связанные с определением поставщика (подрядчика исполнителя) <2>.

Результаты оценки заявок по нестоимостным критериям контрольные органы проверять не вправе (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

ФАС России <1> Заказчики субъектов РФ
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ
ФАС России <1> Муниципальные заказчики
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ <1>
Муниципальные контрольные органы в сфере закупок

<1> В отношении таких заказчиков данные органы вправе осуществлять только внеплановые проверки (пп. «б» п. 1, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Проверка может быть проведена в случае получения жалобы от участника закупки или по иным основаниям, указанным в ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

<2> ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в извещение или документацию о закупке. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство (в отдельных случаях ФАС России) Федеральные заказчики — Применение мер ответственности и иные действия заказчика в случае нарушения поставщиком условий контракта;

— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

(п. п. 4 — 7 ч. 8, ч. 9, п. п. 4 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.

 

Ответственность за непредставление информации или неисполнение предписаний (требований) контрольных органов

N п/п Нарушение Административное наказание Норма
1 Должностное лицо заказчика не исполнило законное предписание или требование контрольного органа в сфере закупок Штраф 50 тыс. руб. Часть 7 ст. 19.5

КоАП РФ

2 Должностное лицо заказчика не исполнило законное предписание или требование контрольного органа в сфере гособоронзаказа Штраф от 30 до

50 тыс. руб.

Часть 7.1 ст. 19.5

КоАП РФ

3 В контрольный орган в сфере закупок не представлены, несвоевременно представлены информация и документы, представлены заведомо недостоверные информация и документы Штраф 15 тыс. руб. — для должностного лица заказчика; 100 тыс. руб. — для заказчика как юрлица Часть 1 ст. 19.7.2

КоАП РФ

4 В контрольный орган в сфере гособоронзаказа не представлены, несвоевременно представлены информация и документы, представлены заведомо недостоверные информация и документы Штраф 15 тыс. руб. — для должностного лица заказчика;

от 100 до 500 тыс. руб. — для заказчика как юрлица

Часть 2 ст. 19.7.2

КоАП РФ

5 Должностное лицо заказчика не исполнило в установленный срок законное предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Часть 20 ст. 19.5

КоАП РФ

6 В орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не представлены, несвоевременно представлены сведения (информация), представлены сведения (информация) не в полном объеме или в искаженном виде Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. — для должностного лица заказчика,

от 3 тыс. до 5 тыс. руб. — для заказчика как юрлица

Статья 19.7

КоАП РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code