СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

К.А. Десятов

Характеризуется система воспитания в контексте православной педагогической культуры. Традиционная система субъект-объектного воспитания соотнесена с моделью, присущей полисубъектной стратегии воспитания, что позволило представить систему воспитания для православных образовательных школ. Она разработана как совокупность идей, которые могут лежать в основе создания образа школы и в рамках которых будет формироваться система воспитания.

Ключевые слова: система воспитания, православная педагогическая культура, духовно- нравственное воспитание.

 

В научно-педагогическом наследии видного российского ученого, академика РАО Е.В. Бондаревской, юбилею которой посвящена конференция «Человек культуры: новые смыслы образования», особое место занимает концепция педагогической культуры («Введение в педагогическую культуру» (1995), «Педагогическая культура как общественная и личная ценность» (1999) и др.), выросшая на идее о невозможности обучения, воспитания и развития личности вне включения ее в культуру. С другой стороны, образование как результат обучения, развития и воспитания личности является средством сохранения и воспроизводства культуры общества, поскольку только через соответствующим образом организованное образование человек может стать наследником культуры и традиций. Из данных предпосылок вытекает утверждение о том, что культура неразрывно связана с образованием и педагогикой, а потому имеет смысл говорить о педагогической культуре общества. Схожую мысль развивает и другой известный российский академик А.Н. Джуринский, когда пишет о том, что в рамках современного социокультурного подхода педагогическая теория и практика все чаще исследуются в рамках определенного социального и культурного контекста с фиксацией внимания на приобщении человека в разные социальные эпохи к культурным и общественным ценностям в ходе обучения и воспитания [3, с. 11].

В свое время в различных научных работах Е.В. Бондаревской было дано несколько дефиниций понятия «… педагогическая культура», что обусловлено возможностью ее изучения (по предложению указанного автора) на различных уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально- педагогическом, личностном [2]. на наш взгляд, наиболее полно объему данного понятия соответствует следующее из определений: «… педагогическая культура — это часть общечеловеческой, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов» [Там же, с. 3839]. В научно-педагогическом творчестве Е.В. Бондаревской это понятие можно считать родовым по отношению к таким видовым понятиям (выделенным из контекста ее трудов), как «педагогическая культура учителя», «педагогическая культура школы», «педагогическая культура семьи», «гуманистическая педагогическая культура» и др.

Важной, с нашей точки зрения, является мысль о существовании разных типов культуры (см., например, П.А. Сорокин [12]), в том числе культуры религиозной, которую в широком смысле, по мнению И.В. Метлика, следует понимать как «религиозное культурное наследие, которое составляют все феномены культуры, обусловленные влиянием религиозного мировоззрения, — специфические для каждой религии картина мира, система морали, а также совокупность соответствующей материально- предметной культуры (бытовая культура, искусство, литература и т.д.)» [10, с. 18]. Каждый тип культуры в свое время и на «своем месте» порождал не только предметы материально- бытового назначения, но и свою историю, свой язык, традиции, в том числе в сфере образования, включающие совокупность взглядов общества, его целостное представление о характере педагогической деятельности. Таким образом, считает Н.Ю. Захарченко, в зависимости от взаимодействия образования с тем или иным типом культуры возникают те или иные типы педагогической культуры, различающиеся тем, какие цели и методы взаимодействия с воспитуемым используются, какой его образ проектируется в развитии и т.д. [7].

С.Ю. Дивногорцева считает, что, поскольку отечественная педагогика и образование на протяжении тысячелетия развивались под влиянием православной культуры, правомерно говорить о существовании в нашей стране такого феномена, как православная педагогическая культура. В своем диссертационном исследовании она представляет ее «как самостоятельную систему общественной жизни по принципу целостной и единой системы идей, идеалов, норм и ценностей, вертикально ориентированной к Абсолюту как высшей ценности с точки зрения религиозного мировоззрения», … на религиозно-нравственное развитие личности прежде всего. Таким образом, православная педагогическая культура определена С.Ю. Дивногорцевой как «часть общемировой и национальной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая теоретические представления о духовно-развивающей деятельности, а также опыт религиозно- нравственного воспитания и обучения личности» [4, с. 38].
Из приведенного определения видно, что именно процессу воспитания в православной педагогической культуре отводится первостепенное значение. Впрочем, и с точки зрения Е.В. Бондаревской, воспитание определяется как «родовое понятие в системе педагогического знания» [1, с. 16]. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры рассмотрены С.Ю. Дивногорцевой в одноименной статье. Опираясь на исторически зафиксированную в трудах Отцов Русской православной Церкви и православных педагогов общую цель- идеал воспитания — приближение человека к Богу или «обожение» (что, конечно же, означает не самовозвеличивание человека, а его устремленность к идеалу, воплощенному в Иисусе Христе), указанный выше автор под воспитанием в православной педагогической культуре понимает «специально организованный, управляемый и контролируемый процесс взращивания, поддержки ребенка и взаимодействия с ним, конечной своей целью имеющий возрождение, освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков» [6, с. 84].

Можно смело утверждать, что концептуальным проблемам воспитания в контексте православной педагогической культуры посвящена большая часть трудов дореволюционных российских богословов и педагогов. Более обобщенно к проблемам воспитания в свете христианской антропологии подошел прот.
Василий Зеньковский [8], а уже в конце XX — начале XXI в. целый ряд ведущих отечественных ученых — В.А. Беляева, С.Ю. Дивногорцева, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, И.А. Соловцова и др. — особое внимание уделили вопросам духовно-нравственного воспитания личности. Однако в их трудах не получил широкого распространения системный подход к проблемам воспитания. Вероятной причиной этого можно назвать боязнь указанных и иных авторов через разработку какой-либо универсальной системы способствовать ограничению развитию личности, загоняя ее в жесткие рамки. Однако рассмотрение воспитательной системы, по мнению Н.Л. Селивановой, как «мягкой» самоорганизующейся системы позволит «создавать благоприятные условия для развития личности школьника» [11, с. 14]. Кроме того, в настоящее время системность является одним из принципов научности. Использование системного подхода в исследованиях позволяет отразить взаимосвязь и взаимообусловленность различных компонентов в изучаемом феномене. И.Д. Ковальченко отмечает, что в «сложном строении общественных систем, многообразном сочетании их компонентов проявляется тесная переплетенность в объективной реальности общего, особенного и единичного. Система как целостность наиболее высокого уровня — это общее. Ее же компоненты, т.е. подсистемы и элементы, — особенное и единичное» [9, с. 175].

Опираясь на эту точку зрения, попытаемся представить процесс воспитания в православной педагогической культуре как системное образование, включающее в себя ряд компонентов и имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой. Традиционно теоретические представления о процессе воспитания имеют субъект-объектную направленность и основными категориями воспитания как системы называют следующие: институты воспитания, цель и задачи воспитания, принципы воспитания, содержание воспитательного процесса, взаимодействие методов и форм воспитания, мотивация, диагностика, результаты воспитания и др. С.Ю. Дивногорцева следующим образом описывает взаимодействие между ними: постановка институтами воспитания цели и задач своей деятельности, сопровождаемая мотивацией воспитуемых; следование заданной цели — соблюдение целесообразного порядка воспитания, определенных правил — принципов воспитания, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Воспитатель, обращаясь к содержанию, воздействует на воспитанника, применяя различные формы и методы воспитания, стараясь вызвать взаимодействие ребенка с предлагаемым содержанием. Главным моментом на данном этапе является целесообразная деятельность, от нее зависит эффективность воспитания. непременным и очень важным моментом воспитательного процесса является также воспитание чувств. Приобретенные таким образом знания о нормах поведения должны перейти в убеждения — твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни [5, с. 37].

Данная система субъект-объектного взаимодействия может быть характеристикой воспитания в контексте любой педагогической культуры, особенным будет лишь постановка цели воспитания. Процесс воспитания в данной системе предстает в традиционном его понимании как передача социального опыта, взглядов, мировоззрения от старшего поколения к младшим. Однако из данной системы исключен такой факт современной жизни, как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей для решения воспитательных задач. Одной из особенностей современной жизни является многофакторность процесса воспитания, означающая, что на развивающуюся личность, формирование у нее тех или иных мировоззренческих установок влияют не только семья и школа как традиционные институты воспитания, но и религиозные, общественные организации, молодежные субкультурные общности и др. Возникает, таким образом, насущная необходимость в объединении усилий тех из них, кто ориентирован на формирование ценностей, на противодействие влиянию диссоциальных факторов. Н.Л. Селиванова считает в этих условиях необходимым говорить о полисубъектной стратегии воспитания, означающей ориентацию, в том числе педагогических исследований, «на изучение, моделирование, проектирование и организацию диалога и взаимодействия различных социальных субъектов в решении проблем воспитания подрастающего поколения» [11, с. 17]. Важнейшим условием реализации подобной стратегии является, по мнению указанного автора, понимание того, каким воспитательным потенциалом обладают возможные субъекты взаимодействия. С этой точки зрения Д.В. Григорьев описал следующую модель воспитательного потенциала любого социального субъекта, выделив в ней такие компоненты, как аксиологический, представляющий собой совокупность ценностей, которые лежат в основе воспитательных действий субъектов и транслируются подрастающему поколению; телеологический, включающий цели и задачи в области воспитания; концептуальный, содержащий ключевые идеи, теории и концепции, в том числе имплицитные, обеспечивающие деятельности субъекта в деле воспитания; методический — те методы, методики, технологии, которые используются в процессе воспитания; интерактивный, означающий способность и готовность к взаимодействию с другими субъектами и институтами в решении воспитательных задач [11, с. 17-18].

Рассмотрим, как эта модель может сочетаться с субъект-объектной моделью воспитания. Система воспитания в этом случае может быть выстроена следующим образом: основные институты воспитания, ценности (аксиологический компонент); цель и задачи воспитания (телеологический компонент), ключевые идеи, теории и концепции, обобщенные в принципах воспитания (телеологический компонент), содержание воспитательного процесса, взаимодействие в ходе его реализации методов и форм воспитания (методический компонент), взаимодействие с другими институтами воспитания (интерактивный компонент), мотивация, диагностика, результаты воспитания и др.

Раскроем эту модель подробно на примере выстраивания системы воспитания в образовательном учреждении, существующем в контексте православной педагогической культуры, — православной общеобразовательной школе (институт воспитания). Такого рода школы уже около тридцати лет являются педагогической реальностью наших дней в России. Школа в контексте православной педагогической культуры — это не столько учебное заведение, сколько воспитательное. Теоретическое обоснование школы, выстроенной в контексте православной педагогической культуры, обобщено в трудах прот. В. Зеньковско- го. Для него важным является добровольность создания православной школы, что возможно, как он считал, только в христианской обстановке: «.. .Только самодеятельность церковного общества, без вмешательства государства, может создать настоящую церковную школу». Известную формулу Гербарта «воспитывающее обучение», предполагавшую воспитание души через развитие интеллекта, Зеньковский, опираясь на святоотеческую мысль, предлагал перевернуть в сторону «обучающего воспитания», утверждая, что «основная нить педагогического процесса лежит на путях воспитания», соответственно, обучение в школе не должно занимать основного огромного места, воспитание должно вмещать в себя обучение, а не быть его придатком [8, с. 88].

Как правило, современные православные школы являются общностью детей из религиозных семей и семей, которые стремятся дать своим детям воспитание в духе православного вероучения и культуры. Дети в такого рода школах связаны общностью межличностных отношений их семей, определенным и весьма существенным образом влияющих на их индивидуальное становление и развитие. Каждую из таких православных школ можно назвать потенциальным коллективом, однако на практике далеко не всегда и не каждая школа является реально существующим коллективом, действующим как коллектив с воспитательным потенциалом. Чтобы стать таким коллективом, школа должна превратиться в органическое единство. Для выстраивания этого единства и необходимы теоретические ориентировочные модели.

Аксиологический компонент воспитательной системы православной школы базируется на ценностях православной культуры, которые прошли «апробацию» в системе российского воспитания на протяжении почти тысячелетия, что дает возможность говорить об их постоянстве и традиционализме: почитание старших, ценность жизни и личности человека, ценности семьи и брака, любовь, сострадание, милосердие к другим людям, уважительное отношение к языку, традициям своего народа, трудолюбие и др. Данные ценности можно назвать ценностями-регуляторами воспитательной деятельности.

Из контекста этих ценностей вытекают цель и задачи воспитательной деятельности (телеологический компонент). Общепризнанной целью православной российской школы является «подведение» ребенка к Церкви, помощь ему в том, чтобы стать духовно развитым человеком. Как уже было отмечено нами выше, прот. В. Зеньковский первостепенное значение придавал воспитательной стороне школы, опираясь на сложившиеся традиции древнерусских и отечественных церковноприходских школ. Однако теоретически, как правило, признавая данные идеи, на практике организаторы и устроители современных православных школ данным идеям следовать не спешат. Так, в Типовом уставе частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом, размещенном на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, в п. 2.2 указано: «Основной целью деятельности Учреждения является: реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализация религиозного (православного) компонента дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования». Лишь далее, в п. 2.6 отмечено: «В процессе реализации своей основной деятельности учреждение стремится воспитать на основе православного мировоззрения целостную личность; обеспечить усвоение обучающимися нравственных ценностей и системы знаний в соответствии с представлениями Православной Церкви о мире и человеке; осуществить религиозно-нравственное образование учащихся в духе христианской нравственности, традиций и учения Русской Православной Церкви» [13].

Таким образом, мы видим, что в нормативных документах, пусть и не на первом месте, но обозначены основные цели и задачи в области воспитания в православных школах. В каждой школе они конкретизируются. Например, в уставе некоммерческого негосударственного образовательного учреждения «Троицкая православная школа» среди целей деятельности учреждения значатся: «формирование общей культуры личности., адаптация к жизни в обществе, .воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни; формирование духовно-культурного кругозора и устойчивых нравственных ориентиров учащихся; . реализация идеи нравственного развития личности путем формирования православного мировоззрения и образа жизни.» [15]. В Уставе НОУ СОШ «Православная Свято-Петровская школа» отмечено, что «главной целью Школы является обеспечение высокого уровня образования и духовно-нравственного воспитания», а предметом ее деятельности на первое место поставлено «формирование духовно- нравственной, творческой личности, способной к самостоятельному творческому труду, с высоким потенциалом дальнейшего развития и образования» и лишь затем — «развитие индивидуальных способностей обучающихся и формирование у них творческого интереса к науке и культуре; обеспечение стабильности в усвоении базовых знаний» и др. [14].

Следует отметить, что задачи духовного и нравственного развития личности решаются не только и не столько через специально организованные мероприятия, сколько прежде всего через каждодневное общение членов школьного коллектива, непосредственное включение каждого в цепочку ситуаций. Чтобы они оказывали действительно воспитательное влияние на личность, важна соответствующая атмосфера в школе. Учащиеся школ, как правило, находятся под воздействием семьи, а также различных коллективов, в том числе и вне школы. Важно, чтобы православная школа смогла аккумулировать различные разносторонние влияния на личность, нивелировать то, что расходится с установками воспитания в ней, путем идентификации ребенка с коллективом и предоставления ему самой широкой палитры привлекательной деятельности с возможностью выбора того, что по душе конкретной личности.
концептуальный компонент в выстраивании системы воспитания в православной школе — это ключевые идеи, теории и концепции, словом, все то, что относится к теоретическому знанию в области православной педагогической культуры. С.Ю. Дивногорцева отмечает, что его специфика «заключается в одновременном существовании двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли — церковно-педагогиче- ского, представленного святоотеческими трудами, и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию» [4, с. 21]. Его подробное изучение, анализ и обобщение позволили указанному автору выделить и охарактеризовать такие принципы организации воспитательной деятельности в контексте православной педагогической культуры, как хри- стоцентричность; воцерковление; воспитание свободы; принятие ребенка как образа и подобия Божьего; воспитание индивидуальности; сочетание иерархичного и всестороннего развития личности; личный пример и согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы; послушание; раскрытие православия как радостной полноты жизни во христе; культуросообразность [4, с.21]. Эти принципы являются теми идеями, которые могут обеспечить деятельность православной школы в сфере воспитания.

Основу методического обеспечения воспитательной деятельности православной школы (методический компонент) составляют так называемые коллективные творческие дела и педагогические ситуации, создаваемые для решения поставленных целей и задач воспитания. Теоретически они могут быть разделены на направления работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое и др. Практически же, надо признать, в одном коллективном творческом деле, как правило, сочетаются и вполне могут выполняться различного рода задачи. Отличительной особенностью православных школ, конечно же, является приоритет духовно-нравственного направления воспитания с обязательным включением таких его компонентов, как сакральный, знаниевый, нравственно-ориентированный [4, с. 93].

Духовно-нравственное направление воспитания можно назвать системообразующей деятельностью в православной школе. Сакральный уровень духовно-нравственного воспитания реализуется, например, через участие детей в Таинствах Церкви, богослужениях, общей церковной молитве и т.д. Знаниевый уровень — это то, что можно передать вербализуемым способом: знания по Священному Писанию, истории Церкви, церковному искусству и т.д. нравственно ориентированный уровень предполагает включение ребенка в активную деятельность — доброделание, выполнение дел милосердия («Бога для» или «Христа ради»). По другим направлениям воспитательной деятельности комплекс коллективных творческих дел в православных школах, как правило, не сильно отличается от организации воспитания в светских общеобразовательных школах (праздники, концерты и благотворительные ярмарки, трудовые дела, участие в олимпиадах и др.). Единственным условием выбора коллективного творческого дела является непротиворечивость его содержания ценностным установкам православного вероучения и культуры.

Интерактивный компонент воспитательной системы православной школы — это ее способность и готовность к непосредственному взаимодействию, прежде всего, с семьями учеников, различными детскими и общественными организациями, а также учреждениями культуры, социальной помощи и защиты и др. Так, в уже упоминавшейся нами выше Троицкой православной школе в систему воспитания включены «различные формы и виды детского и молодежного общения, в том числе такие, как культурный центр, клубы по интересам, студии, научные общества, секции, кружки, паломнические и экскурсионные поездки» [15].

Таким образом, православная школа, как правило, ставит перед собой задачи духовного и нравственного развития личности, формирования опыта нравственно ориентированного межличностного взаимодействия. на наш взгляд, опыт этих отношений должен основываться на взаимной ответственности и взаимной помощи, терпении и уважении Другого. Важно, чтобы в православной школе дети учились адекватно воспринимать окружающую действительность, строить адекватную систему отношений в общении с окружающими. Условием выполнения этой задачи является открытость школьного коллектива, его активное взаимодействие с другими коллективами детей и взрослых. Это общение должно обогащать учащихся, быть интересным им. В силу того, что любая школа — это педагогически управляемый коллектив, в нем можно и должно обеспечить полноценное содержание общения, оптимизировать его интенсивность, организовать общение в интересных формах (встречи со священниками, выставки работ художников в школе, паломнические поездки, турниры, организация хора и его выступлений, например, в хосписе, и прочие виды общения и активности школьников, «подсмотренные» нами на сайтах православных школ).

Отметим, что эффективность воспитательной системы школы зависит прежде всего от ее способности к развитию, а также от установления разнообразных связей, систематического взаимодействия с иными субъектами. но для православной школы важным моментом является развитие и взаимодействие в едином ценностном, информационно-смысловом пространстве, наполненном ценностями православной культуры или им не противоречащими.

Таким образом, в данной статье предпринята попытка представить систему воспитания для православно ориентированной школы. Разумеется, система воспитания в каждой конкретной православной школе будет выстраиваться с учетом и материальной базы, и конкретного состава учащихся и их родителей, и даже ее географического положения. В силу этого представленная система воспитания не может быть жесткой, она носит лишь описательный характер и представляет собой совокупность тех идей, которые могут лежать в основе ее построения, создания образа той школы, в рамках которой будет создаваться система воспитания.

Список литературы

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: в 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. I.
2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. №3. С. 37-43.
3. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: монография. М.: МПГУ, 2011.
4. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. … д-ра пед. наук / ГОУ ВПО «МПГУ». М., 2012.
5. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2012.
6. Дивногорцева С.Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры// Вестник Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2006. №3. С. 68-87.
7. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация //Педагогика. 1999. №3. С. 69-73.
8. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: ПСТБИ, 1996.
9. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2003.
10. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
11. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М.: УРАО ИТИП, 2010.
12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество // Социальная теория и современность: материалы «круглого стола». Нояб. 1992 г. / ред. Г.Д. Чесноков. М.: Луч, 1993. Вып. 8.
13. Типовой Устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом. URL: https://pravobraz. ru/tipovoj-ustav-chastnogo-obshheobrazovatelnogo- uchrezhdeniya-s-religioznym-pravoslavnym-kompo- nentom (дата обращения: 11.01.2015).
14. Устав Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Православная Свято-Петровская школа». URL: http://tgym.ru/docs (дата обращения: 11.01.2015).
15. Устав Некоммерческого негосударственного образовательного учреждения «Троицкая
Православная школа». URL: file:///C:/Users/1/ Downloads/ustav%20jul13.pdf (дата обращения: 11.01.2015).

Известия Волгоградского государственного педагогического университета №1 (105) 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code