МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

М.М.Кисляков, канд. ист. наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово- экономического университета

Рассмотрены место и роль политического маркетинга в региональной политической системе.

Ключевые слова: региональная политическая система, институциональная, нормативная, коммуникативная и культурно-идеологическая подсистемы, политический маркетинг, функции региональной политической системы.

 

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития региональной политической системы.

Вопросы развития региональных политических систем нашли отражение в монографии А.А. Вартумяна «Региональный политический процесс: динамика, особенности, проблемы» [1]. По мнению автора, пока в российской политологической литературе понятие «региональная политическая система» остаётся дискуссионным. На материалах субъектов Российской Федерации этот термин использовали А.Ю. Сунгуров (Санкт-Петербург), В.Д. Нечаев (Курская область). А.Д. Кириллов (Свердловск) видоизменил термин на «политическую микросистему» — совокупность институтов региональных и (или) локальных социально-политических пространств.

Но это, как считает А.А. Вартумян, — зауженная трактовка, не сводимая на самом деле к институтам. Значительно полнее определение Н.В. Борисовой: региональные политические системы — сферы общественной жизни, обеспечивающие реализацию властных отношений через совокупность институтов, норм и форм взаимодействия. Они являются субсистемами общегосударственной политической системы. Вследствие процессов децентрализации и федерализации власти в субъектах России сложились различные региональные системы. А.А. Вартумян считает, что «… на длительном интервале 1990-1999 гг. их взаимные отличия росли и проходили институционализацию» [1, c. 41].

Как замечает А.А. Вартумян, иной термин «политическая структура региона» используют С.И. Барзилов и А.Г. Чернышов. Структура складывается из политических сообществ, которые являются субъектами власти (в подчинении общегосударственной власти), имеют механизмы самоуправления и территориальные границы. Основные элементы структуры — трёх видов: политические организации самого населения (общности); институты «прямого» властвования; институты опосредованного взаимодействия власти и населения. По мнению автора, эти трактовки односторонни, так как не включают в число элементов системы региональную политическую культуру и неформальное взаимодействие акторов. Пробел восполнен в работе Е.В. Морозовой, предложившей термин «региональная полития» как всё многообразие властных структур, органов местного самоуправления, гражданских инициатив и других горизонтальных образований, а также отношений между ними, соответствующих норм и региональной политической культуры. Этот же набор элементов, связанных региональными традициями политической жизни, Н.П. Распопов и другие авторы определяют как «региональное политическое пространство». Категории «полития» и «пространство» в бытующих контекстах почти синонимичны категории «политическая система».

«Структура» и «режим» передают смысл только институционального измерения системы.
Основные компоненты региональной политической системы и её функции те же, что и у общенациональной. Но к ним добавляются функции, вызванные отношениями региона с себе подобными (по горизонтали), с государством и муниципальными образованиями (по вертикали) [1, с. 42].

В рамках региональной политической системы обычно выделяют четыре подсистемы: 1) институциональную — органы государственной власти в регионе, экономические и общественные объединения, религиозные организации, средства массовой информации; 2) коммуникативную — принципы и формы отношений между акторами политики, функциональные виды политической деятельности; 3) нормативную — принципы и правила политической деятельности, типы принятия политических решений, формы и методы политического контроля; Политические нормы не сводятся к нормам права и морали. Они самостоятельны по своей сущности и видам санкций; 4) культурно-идеологическую — подсистему, состоящую из ценностей и принципов, ориентаций, отношений, традиций политического мировоззрения.

Региональный политический маркетинг воздействует на региональную политическую систему, на все четыре подсистемы, определённые ранее. Он изменяет институты региональной политической системы, принципы и формы взаимоотношений между акторами региональной политики, содержание политической деятельности, политические нормы, региональное политическое мировоззрение.

Как известно, политическая система региона предполагает наличие в ней ряда основных элементов: региональных органов власти, региональных отделений политических партий; региональных групп по политическим интересам, региональных средств массовой коммуникации, региональной нормативно-правовой основы, региональной культурно-идеологической основы, регионального общественного мнения.

Региональная политическая система выполняет ряд только ей присущих функций.

Во-первых, с помощью региональной политической системы определяются основные цели, задачи политического развития региона. Во-вторых, в рамках региональной политической системы происходит процесс мобилизации граждан региона на решение политических проблем. В-третьих, через региональную политическую систему обеспечиваются взаимосвязь и взаимодействие всех её элементов и участников политического процесса в регионе.

В реализации основных функций региональной политической системы могут быть использованы технологии политического маркетинга.

Региональный политический маркетинг позволяет:

во-первых, сформировать органы власти;

во-вторых, способствует изменению содержания деятельности региональных органов власти, делая её более прозрачной и понятной населению;

в-третьих, политический маркетинг даёт возможность региональным отделениям политических партий продвигать своих представителей в органы власти;

в-четвёртых, политический маркетинг использует региональные средства массовых коммуникаций для формирования имиджа региональных администраций и политиков;

в-пятых, с помощью политического маркетинга устанавливаются тесные связи региональных органов власти с общественностью;

в-шестых, политический маркетинг на муниципальном уровне позволяет постепенно приблизить органы власти к населению и конкретно решить проблемы граждан, проживающих на конкретной территории. К сожалению, пока решить эту
проблему в полном объёме муниципальные органы не в состоянии, так как ограничена их финансовая и правовая база.

При практическом использовании политического маркетинга в регионах проявляется его двойственность, которая выражается в том, что в политическом маркетинге возникают как рыночные отношения, основанные на политическом обмене, конкуренции, так и властно-управленческие отношения, обусловленные диктатом субъектов региональной политики, использующих технологии политического маркетинга. Для политологов важно выяснить, что же преобладает в региональном политическом маркетинге — рыночное начало или же властно-управленческое?

На наш взгляд, пока в региональном политическом маркетинге больше проявляются властно-управленческие составляющие, сдерживающие развитие рыночных основ. Такая тенденция, несомненно, будет тормозить развитие регионального политического маркетинга.

Задача политиков-практиков в регионе состоит в том, чтобы предпринять комплекс мер, направленных на развитие элементов политической конкуренции, ликвидацию монополизма отдельных политических партий. Принимаемые в последние годы руководством страны политические решения по развитию политической конкуренции в регионах России должны способствовать дальнейшему развитию политического маркетинга.

Список литературы

1. Вартумян А.А. Региональный политический процесс: динамика, особенности, проблемы: монография. М., 2004.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code