ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

В.Б.Батиевская, Кемеровская государственная медицинская академия

Обоснована необходимость государственного регулирования отраслей социальной сферы на примере здравоохранения. Перечислены недостатки программно- целевого регулирования отрасли на современном этапе. Оценены возможности и проблемы государственной и частной системы здравоохранения. Обоснована необходимость частно-государственного партнёрства.

Ключевые слова: управление здравоохранением, государственное регулирование, социальная сфера, частная и государственная система здравоохранения, частно-государственное партнёрство.

 

Государство обеспечивает интересы экономического и социального развития общества, концентрирует власть, санкционирует существование негосударственных институтов, формулирует принципы и основу институциональной иерархии. Несмотря на то, что в экономической теории одновременно существуют кейнсианская и неоклассическая доктрина по поводу допустимых границ вмешательства государства, подавляющее большинство исследователей считают, что в отдельных аспектах жизнедеятельности рыночные механизмы не обеспечивают равновесия, справедливости и развития.

Выделяют несколько взглядов на регулирующую деятельность государства:
— государство обеспечивает защиту общественных интересов и исправляет несовершенство рынка (априори считается, что чиновники государственного аппарата действуют с полной ответственностью и заслуживают доверия);
— государство уравновешивает групповые интересы и регулирует конфликты различных корпоративных сообществ (антимонопольная деятельность и защита конкуренции);
— государство представляется как совокупность индивидов, принимающих решения, исходя из личных предпочтений и индивидуального экономического интереса (регулирование представляется как товар, который стремятся купить сильные экономические агенты).

То есть одновременно существует множество часто противоречащих друг другу мотивов и интересов, что подтверждает необходимость существования механизма обеспечения их социально приемлемого баланса.

Здравоохранение как объект государственного регулирования представляет собой систему социально-экономических, организационно-правовых и медико- санитарных мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, и является важным фактором национальной безопасности страны. Зарубежный опыт показывает, что государственное регулирование в здравоохранении достаточно широко используется для стимулирования и ограничения предпринимательской деятельности, развития конкуренции, обеспечения решения социальных задач [4].

К новейшему этапу трансформации управленческих подходов к регулированию развития отечественного здравоохранения относится период, когда территориальные программы государственных гарантий стали дополняться другими крупномасштабными проектами: приоритетным национальным проектом «Здоровье» (2006 г.), программой модернизации здравоохранения (2011 г.). Ожидалось, что данные меры решат недостатки применения программно-целевого метода. К недостаткам относятся: проблема административной рассогласованности, разрозненность финансовых и информационных ресурсов, отсутствие единого правового пространства, что приводит к снижению системного эффекта, отсутствию качественных структурных сдвигов в отрасли [1]. Программные средства расходуются на текущие нужды:
— оплату медицинской помощи гражданам, предоставленную в основном в муниципальных и государственных медицинских организациях;
— косметический ремонт ветхих зданий;
— централизованную закупку оборудования по сомнительным тендерам без учёта потребностей и возможностей регионов (закупка дорогостоящего оборудования, не соответствующего профилю медицинской организации при отсутствии квалифицированного инженерного и медицинского персонала, способного его эксплуатировать).

Чиновники больше всего опасаются санкций за несвоевременно подготовленную отчётность по заявкам, несоблюдение сроков строительства и ремонтных работ, условий поставки оборудования и графика ввода его в эксплуатацию, несвоевременность принятия локальных нормативных актов. В результате, до сих пор многочисленные реализуемые программы не приводят к системному синергетиче- скому эффекту. Уместно вспомнить слова Питера Друкера о том, что локальный эффект достигается, если делать вещи правильными методами, а структурный — если делать «правильные вещи».
На сегодняшний момент в здравоохранении Российской Федерации сложились квазирыночные отношения, предполагающие сочетание достаточно жёсткого государственного регулирования (нормативно-правового, финансового, организационного) с отдельными рыночными механизмами (возможность потребительского выбора, конкуренция между производителями). Параллельно с государственной системой здравоохранения существуют обособленные субъекты и институты, прямо или косвенно участвующие в предоставлении медицинской помощи населению: система добровольного медицинского страхования, представленная, как правило, акционерными обществами различного типа; предприятия ведомственного здравоохранения различной организационно-правовой формы (РЖД, Росэнерго, МВД и прочие); частные медицинские организации, предоставляющие в основном консультативно-диагностические услуги и стоматологическую помощь населению и использующие наиболее популярную в этой среде форму объединения капитала — общество с ограниченной ответственностью. При этом каждая подсистема российского здравоохранения существует относительно обособлено, в силу этого сталкивается с рядом проблем и не использует ряд возможностей, которые приводят к мультипликативному эффекту [2].

Как явное преимущество государственного здравоохранения необходимо отметить, что при условии удовлетворительного финансирования:
— обеспечивается возможность предоставления высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской помощи;
— сохраняется профилактическая направленность системы;
— гарантируется оказание помощи отдельным категориям граждан на льготных условиях, чего не обеспечат ведомственные и частные клиники, так как это противоречит их экономическим интересам и не соответствует их ресурсным возможностям.

В то же время частная система здравоохранения, представляющая собой разрозненную, слабо структурированную совокупность субъектов, потенциал которой в должной мере не востребован государством, испытывает ряд серьёзных проблем [3]:
— высокие административные барьеры входа в отрасль и коррупция со стороны надзорных органов;
— существующая система налогообложения, не учитывающая социальной роли частных клиник;
— проблемы инфраструктуры, например, непредсказуемость арендных отношений;
— отсутствие бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов и программ поддержки лизинга дорогостоящего оборудования;
— внедряемые порядки оказания медицинской помощи, когда для соблюдения стандартов оснащения кабинетов частники вынуждены закупать ненужное оборудование;
— наличие квазирынка медицинских услуг в виде платных услуг в государственных и муниципальных клиниках, который препятствует становлению и развитию нормальных рыночных отношений.

Автор считает, что развитие отрасли должно определяться не столько объёмами финансирования, сколько повышением качества управления на основе научно обоснованных инновационных технологий современного менеджмента при адекватном правовом, экономическом, финансовом, нормативном, кадровом и организационном обеспечении.

При этом интеграция частных медицинских учреждений в систему государственного здравоохранения с использованием механизмов частно-государственного партнёрства поможет привлечь дополнительные ресурсы для эффективного выполнения задачи по охране здоровья граждан. К дополнительным ресурсам можно отнести не только хорошую материально-техническую базу «частников», но и накопленный в бизнес-среде интеллектуальный потенциал, предпринимательские способности и практику успешного бизнес-администрирования.

Список литературы

1. Батиевская В.Б., Шабашев В.А. Трансформация подходов к государственному регулированию российского здравоохранения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 66-72.
2. Батиевская В.Б., Шабашев В.А. Частно-государственное партнёрство в сфере охраны здоровья граждан как механизм повышения эффективности системы здравоохранения // Сибирское медицинское обозрение. Электронный ресурс. URL: http://sibmed.ejournal.ru/ (дата обращения 02.02.2013).
3. Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации. Проект разработан Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики. Под редакцией А.В. Каменева, А.А. Самошкина. Электронный ресурс. URL: http://www.anoufriev.ru/index.php?id=663 (дата обращения 02.02.2013).
4. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Под ред. Р.Б. Солтмана, Р. Буссе, Э. Моссиалоса. Пер. с англ. М: Изд-во «Весь мир», 2002.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code