ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Д.М.Курбанова
Научно-исследовательский центр Ташкентского государственного экономического университет, Узбекистан

Рассматриваются вопросы развития институтов с точки зрения развития инновационной экономики, в частности выделены и изучены этапы его становления, связанных с разработкой и реализацией инновационной идеи. Также рассмотрены направления институциональных особенностей формирования и развития инновационной экономики в Узбекистане.

Ключевые слова: институты, инновационная экономика, стратегические инновации, индикативное планирование, институт нормативно-правовой базы.

 

Республика Узбекистан обладает определённым инновационным потенциалом и может осуществить инновационный рывок, но для этого необходимо выполнить комплекс институциональных преобразований, которые послужат основой для последующей технологической модернизации экономики республики.

Следует отметить, что инновационный тип развития экономики предполагает постоянное обновление форм хозяйственной деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе производства, ценностных установках общества, производственном и потребительском поведении экономических субъектов, с изменениями, происходящими в социально-экономической системе страны и в связях с мировым экономическим сообществом.

Поскольку экономическая система находится в состоянии постоянных изменений, то трансформируется и институциональная структура, в рамках которой возникают новые институты. В тоже время изменяются либо отмирают устаревшие, меняются их функции, связи, формы, содержание, место и роль в системе экономических отношений. Следует заметить, что развитость системы экономических и социальных институтов определяет направленность и устойчивость развития как национальной экономики, так и общества в целом.

Исходя из этого, институты определены нами как разработанные формальные (законы, нормативно-правовые акты — постановления, указы) и неформальные (договоры и принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие, которые вместе образуют побудительную структуру экономики и общества. Итак, институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются «игроками».

Если рассматривать развитие институтов с точки зрения развития инновационной экономики, то необходимо выделить несколько этапов его становления, связанных с разработкой и реализацией инновационной идеи.

На первом этапе — генерирование идей — основная проблема заключается в усилении кооперационных связей и гармонизации взаимоотношений между академической, вузовской и ведомственной наукой. С этой целью необходима реализация мероприятий, таких как:
государственного экономического университета, Узбекистан
— создание технопарков, производственных площадок, технополисов;
— формирование инновационных кластеров, которые способствуют налаживанию связей между наукой и производством, академической и ведомственной наукой;
— создание института отбора инновационных проектов с целью адресного финансирования. Для этого необходимо привлечение как государства, так и частных инвесторов, поскольку при этом будет присутствовать объективность в отборе проектов и можно предположить, что будут отбираться действительно инновационные прорывные проекты;
— совершенствование правового поля для развития инновационной экономики. В данном случае речь идёт о новой разработке и принятии ряда законов, о которых упомянул

Президент РУз И. Каримов, в частности: «О частной собственности», «Об инновационной деятельности», «О науке». Кроме этого, целесообразно внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, в законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, а также проведение дальнейшего анализа и доработка законодательства по защите интеллектуальной собственности в данной сфере.

На втором этапе — внедрение в производство инноваций — актуальной задачей является поддержка, с одной стороны, малых инновационных предприятий, а с другой стороны — усиление заинтересованности и восприимчивости крупных предприятий во внедрении инновационных продуктов и технологий. С этой целью необходимо, на наш взгляд, претворение в жизнь некоторых мероприятий, а именно:

— формирование института поддержки малого инновационного предпринимательства (предприятий), в частности речь идёт о создании Национального инновационного фонда, который может быть финансирован за счёт госбюджета и отчислений части прибыли, полученной от внедрения инновационных товаров, разработанных отечественными учёными [1].

— создание института передачи (трансфера) инновационных продуктов и технологий от разработчиков к производителям. В этом направлении было актуально формирование Комитета (или Центра) по трансферу инноваций и технологий при Академии наук РУз, а также создание инновационных инжиниринговых центров на базе отраслевых научно-исследовательских институтов;

Важность создания таких институтов заключается в том, что на сегодняшний день большинство внедряемых новых технологий или продуктов имеют зарубежное происхождение. Многие отечественные разработки остаются, к сожалению, невостребованными.

— совершенствование и упрощение системы патентирования инновационных продуктов, идей и технологий. В данном случае речь идёт о возможности получения патентов на изобретения и механизмы их использования в практической хозяйственной деятельности. С одной стороны, это стимулирует изобретательскую деятельность отечественных учёных и специалистов, а с другой стороны, удешевляет производство инновационных продуктов и внедрения новых технологий (снижение себестоимости за счёт снижения трансакционных издержек).

На третьем этапе — реализация инновационной продукции — существует проблема коммерциализации инноваций и технологий, как показывает опыт развитых стран, приступивших к формированию НИС, из 100 инновационных идей лишь 30 % имеют коммерческий успех. Решением данной проблемы может стать развитие рынка инноваций и технологий (РИТ), которое должно осуществляться на базе взаимодействия между механизмами вложений в реальные объекты инвестирования инноваций и инструментами финансового инвестирования, условием формирования которых является рыночный спрос на инвестиционные ресурсы. Финансовое инвестирование может осуществляться посредством купли-продажи реальных инновационных и НИОКР-объектов, инновационных проектов и программ, конкурентоспособных инновационных товаров и технологий и т.д.

Следует заметить, что при формировании и функционировании РИТ необходимо соблюдать главный принцип, а именно допуск всех научных разработчиков и инноваторов, собственников научных идей, открытий, изобретений, патентов, не- овеществлённых технологий и ноу-хау к любым видам торгов, т.е. биржевым, конкурсным, аукционным и др. Причём для инноваторов, даже не имеющих специальной биржевой лицензии, все операции должны проводиться на официальных торгах (это могут интернет-торги) с соблюдением всех правил регистрации прав собственности на инновации и авторских прав на научные идеи и теории.

В итоге, формирование РИТ может стать катализатором для индустриально- инновационного развития национальной экономики республики, способом реализации инновационных идей, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику. Данный вид рынка актуален с точки зрения мирового экономического вектора развития, может способствовать гармоничному участию в международном разделении труда страны, а также развитию экономики и общества.

Таким образом, формирование инновационной экономики требует выработки новой экономической стратегии развития, направленной на создание и развитие институциональных основ. При этом необходимо отметить, что существуют определённые особенности в институциональном развитии, которые необходимо учитывать в развитии инновационной экономики республики, что в свою очередь влияет на создание условий для формирования новых конкурентоспособных производств и предприятий — отраслей высоких технологий и сервисных услуг, — что является в перспективе стержнем экономического развития Узбекистана, а также в части повышения конкурентоспособности как экономики, так и страны в целом.

В данном контексте важную роль играет государство. Актуализация данного вопроса на сегодняшний день очевидна: причины мирового финансово- экономического кризиса ярко демонстрируют необходимость усиления и расширения сфер государственного регулирования в национальной экономике. И, прежде всего, это связано с проблемой формирования и функционирования институциональных основ инновационного развития экономики страны, которые имеет свои особенности.

Мы выделяем несколько направлений институциональных особенностей формирования и развития инновационной экономики:

1. Институт государства, при котором мы имеем в виду повышение роли экономической политики.

На сегодняшний день мировая экономическая практика позволяет сделать вывод об усилении роли государства в активизации процессов формирования институциональных основ инновационного развития национальной экономики. Существует несколько причин, по которым процесс формирования и развития институтов может идти медленно либо даже не быть завершён полностью, а именно:

— недостаточность средств или отсутствие привлекательности финансирования инноваций и технологий;

— недостаточная развитость научной среды, не генерирующей инновационные проекты, или отсутствие информации о наличии таких проектов;

— отсутствие достаточного количества инновационных менеджеров или тяжёлое налоговое бремя, не дающее развиваться и быть успешным инновационным предприятием;

— неразвитость фондового рынка, механизмов защиты интеллектуальной собственности и др.

В данных условиях именно государственное регулирование может способствовать последовательной реализации политики по институциональному реформированию национального хозяйства, а это основывается на особой роли государства в инновационной экономике, которая, по нашему мнению, обусловлена:

— недостаточностью инвестирования в НИОКР, поскольку рынки инноваций не обладают достаточной степенью защищённости. Так, если не существует защиты интеллектуальной собственности, то трудно продавать информацию на открытом рынке. Предприятия не могут полностью защитить свою интеллектуальную собственность, и при отсутствии эффективного рынка информации предприятия инвестируют в НИОКР меньше, чем необходимо. В данном случае именно государство может оказывать поддержку в проведении НИОКР, в частности, фундаментальных исследований в университетах, исследовательских институтах и предприятиях;

— координацией связей между участниками инновационной системы, в частности: предприятиями, исследовательскими институтами, университетами, институтами развития и государственными структурами. Но институты могут иметь совершенно разные приоритеты, препятствующие эффективному сотрудничеству. Для поддержания долгосрочной эффективности инновационной системы необходимо, чтобы государство создавало стимулы, которые содействовали обмену знаний между организациями на различных стадиях инновационного процесса, уменьшая, таким образом, системные сбои при коммерциализации новых технологий. В связи с этим государство должно осуществлять финансирование, исходя из выбранных приоритетов инновационного развития экономики;

— инертностью систем. Институциональные изменения требуют более продолжительного времени, в то время как внешние стимулы могут спровоцировать более быстрые изменения в данном случае. Когда развитие инновационной системы сдерживается на уровне институтов и организаций, то вмешательство государства может стимулировать новые направления развития. Таким образом, инновационная политика может способствовать большей гибкости НИС и её эффективному развитию;

— отсутствием комплексной информации о перспективных исследованиях, инновациях и технологиях. Получение информации о перспективных направлениях развития бизнеса является процессом достаточно сложным и дорогим для участников рынка. В данном случае именно государство с помощью независимых экспертов на основании тенденций рынка может определять перспективные направления государственных инвестиций в инновации. В то же время частный капитал на основе направлений инвестиций государства может участвовать в совместных инвестициях или осуществлять независимые инвестиции в те инновации, которые он считает перспективными.
Исходя из вышеизложенного, в институте-механизме государственного регулирования инновационной экономикой можно выделить следующие области [2]:

— создание условий бизнесу для инвестирования в инновации (инновационная инфраструктура);

— инновационные проекты частных инвесторов совместно с государственными инвестициями;

— проекты по совместному инвестированию стратегических инноваций, создающих новейшую технологическую базу экономики.

— подготовку высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики.
Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить, что институциональные преобразования в данной сфере должны быть направлены на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счёт:

— образования центров науки и высоких технологий на основе научных институтов системы Академии наук, а также научных организаций, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

— создания инжиниринговых фирм с финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой на основе реструктуризации отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов;

— формирования инновационно-технологических центров, инновационно- промышленных комплексов, научно-технологических парков совместно с вузами, ориентированными на производство и реализацию наукоёмкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций.

Таким образом, на сегодняшний день учёные [3] считают, что значительный инновационный прогресс в экономике страны можно осуществить при разработке и реализации крупных стратегических проектов или программ по направлениям нового технологического уклада [4], при осуществлении которых под эгидой и при непосредственном участии государства могут быть задействованы все ресурсы страны: финансовые, материальные, трудовые, интеллектуальные. Как показывает опыт развитых рыночных стран, всё это осуществимо при мощной государственной поддержке.

Другими словами крупномасштабные стратегические проекты — институт стратегических инноваций — могут быть реализованы и способны получить своё развитие при условии долгосрочных государственных инвестиций для создания технологической среды с целью осуществления экономического рывка, повышения производительности труда, интенсификации производства, что ведёт к повышению конкурентоспособности экономики и благосостояния населения страны. В этой связи актуализируется вопрос финансирования крупных прорывных инновационных проектов, поэтому целесообразно создание Национального инновационного фонда, источниками которого могут выступать средства государственного бюджета, а также отчисления части прибыли, полученной от внедрения инновационных продуктов, разработанных отечественными учёными и специалистами [5]. Также средства предприятий могут стать источником формирования средств фонда.

2. Институт индикативного планирования. На основе актуализации вопроса государственного регулирования в инновационной экономике представляется важным развитие института индикативного планирования отраслей экономики, необходимость которого возрастает в условиях модернизации и инновационной деятельности предприятий, поскольку усложняется, масштабируется выпускаемая продукция, а конкуренция усиливается: «Актуальность задачи формирования новой системы планирования в Узбекистане объясняется необходимостью комплексного решения широкого спектра задач регулирования национальной экономики в условиях её рыночной модернизации. Мировая практика планирования показывает, что в условиях рыночной экономики наиболее приемлемы индикативные методы планирования, дающие определённую свободу предпринимательству и обеспечивающие участие государственных органов управления в контроле за производством необходимого минимума материальных благ для общества» [6].

Основное назначение индикативного планирования заключается в информационно-ориентирующейся, а точнее, в мотивационной функции, которая гармонизирует общественные и частные интересы в экономике, именно государство ориентирует частные предприятия на выполнение тех задач, которые являются важными с точки зрения национальных интересов страны.

Индикативное планирование является одним из активных косвенных методов государственного регулирования, значение которого заключается в том, что предприниматели, корпорации, предприятия, организации могут более адекватно реагировать и ориентироваться в экономической конъюнктуре, составляя свои производственные и иные средне- и долгосрочные планы в соответствии с национальными стратегическими целями и интересами в достижении экономического благосостояния страны.

Следует отметить, что переход к индикативному планированию в экономической практике республики позволит совершенствовать и развивать взаимоотношения правительственных органов с бизнес-средой и с институтами гражданского общества на базе доступности информации о планах правительства для хозяйствующих субъектов и населения. Особое значение индикативного планирования возрастает в условиях модернизации и инновационного развития, поскольку такие планы помогают предприятиям и организациям снизить неопределённость хозяйственного развития, а также повышают предсказуемость спроса на выпускаемую продукцию, что может стать обоснованием для принятия управленческих решений о техническом развитии и внедрении новшеств на предприятии.

В целом, использование и развитие института индикативного планирования может выступать как направление дальнейшего совершенствования механизма сочетания рыночной экономики с государственным регулированием, направленное на решение задач модернизации, технологического обновления и инновационного развития экономики. В данном контексте индикативное планирование может способствовать (косвенно) направлению бизнес-деятельности инвесторов в значимые для государства сферы экономики, а также технологической модернизации производства, диверсификации и обновлению продукции предприятий.

3. Институт нормативно-правовой базы. Формирование и совершенствование нормативно-правового пространства является одним из ключевых моментов институционального развития инновационной экономики.

В данном контексте заметим, что в Узбекистане проводится постоянный мониторинг законодательной базы экономики, на основе чего идёт непрерывный процесс совершенствования нормативно-правовых основ национального хозяйства. К примеру, выступление Президента РУз И. Каримова на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса [7] содержит законодательные инициативы, в частности в сфере экономики. Наиболее значительные из них — принятие нового закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», в новой редакции закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также «О конкуренции» и «О разгосударствлении и приватизации».

Что касается вопроса совершенствования нормативно-правового пространства инновационного развития экономики, то необходимы разработка и принятие нового закона «Об инновационной деятельности» и закрепление основных понятий в гражданском законодательстве. Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, а также совершенствовать законодательство в части инвестиционной деятельности, в частности требуется разработка и принятие нового закона «Об инвестиционных и паевых фондах». Важной является проблема защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вследствие чего необходимы разработка и принятие закона «О защите интеллектуальной собственности», который крайне важен для формирования и развития инновационной экономики в республике. Поскольку приоритетным рынком становится рынок информации, инноваций и технологий, жизненно необходима защита специфического «интеллектуального» товара. В части формирования институциональных основ инновационной экономики необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения, а именно разработка и принятие новых законов и пересмотр ряда существующих законов (к примеру «О конкуренции»).

В целом, при переходе на инновационный путь развития национальной экономики необходимо учитывать институциональные особенности, присущие экономике страны и инновационной экономике. Поскольку существуют институты, деятельность которых можно совершенствовать. Однако многие институты следует реформировать, создавая принципиально новые соответствующие инновационному типу развития экономики (к примеру, институты инновационной инфраструктуры).

Список литературы

1. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период // Экономика и финансы. 2011, № 1. C. 8.
2. Румянцев А.А. Некоторые вопросы институционального развития инновационной деятельности // Инновации. Санкт-Петербург, 2011. № 3. C. 45.
3. Григорян С.С. Выступление участников научной сессии общего собрания РАН / /Вестник Российской академии наук. Москва, 2009. № 3.
4. Курбанова Д.М. Перспективы формирования инновационных кластеров в Узбекистане // Рынок, деньги и кредит. 2011. № 1.
5. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период // Экономика и финансы. 2011. № 1. С. 8.
6. Алимов Р.А., Расулев А.Ф. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики // Общество и экономика. Москва, 2007. № 11 -12.
7. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране / Доклад Президента РУз на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово. 12 ноября 2010 г.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code