ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Л.В. Петракова

Исследуются некоторые вопросы посягательства на независимость судей, а также вмешательства в деятельность суда при осуществлении правосудия.

Ключевые слова: независимость судебной власти, независимость судей, вмешательство в деятельность суда, воспрепятствование нормальной деятельности суда.

 

Построение правового демократического государства в России настоятельно требует сильной, независимой и доступной для населения судебной власти, поэтому Правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая
программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 235) [9].

Согласно ст. 120-122 Конституции РФ судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчинены только Конституции и федеральному закону [1]. Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимо выделить важнейший — исключение постороннего воздействия на судей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет статус суда в правовом государстве. К сожалению, необходимо отметить, что в гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ отсутствуют указания на принцип независимости судебной власти, как на основополагающий принцип её построения [13].

В то же время независимость судебной власти — это категория, выражающая исключение влияния на процесс исполнения судебной властью своей функции со стороны внешних факторов. Вместе с тем независимость судебной власти предопределяет наличие у судебной власти собственной позиции по вопросам своего собственного развития, усиления её статуса в системе государственных органов, гражданском обществе, а также деятельность по усилению властных полномочий в сфере защиты законных интересов государства, общества и граждан [13].

Принцип независимости судебной власти обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона. Высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и не ограничивается рамками одного отдельно взятого государства.

Так, 13.12.1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», который связывает в неразрывное единство и институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, выражающуюся в формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в неё (пп. 1, 3-5, 7) [7]. Такое положение обеспечивает независимость судебной власти и её носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только закону.

В ст. 10 Конституции РФ закреплено требование, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы в которых являются самостоятельными [1]. В этом случае очень важным для законодательных органов РФ стоит вопрос обеспечения всех гарантий, направленных на обеспечение реализации конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Вместе с тем судебная система РФ построена так, что судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и одновременно должен организовывать и обеспечивать судебный процесс, а также нести ответственность за организацию работы судебного процесса в целом. Это даёт возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьёй правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федерального закона «О статусе судей в РФ» запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия [3].

Независимость судьи — категория, фиксирующая способность судьи противостоять всевозможным попыткам влияния на принятие им решения в соответствии с его собственным убеждением.

Правовые гарантии независимости судей являются неотъемлемой частью правового статуса судей и закреплены в нормах материального права таких источников, как: Конституция РФ [1], Федеральный Конституционный закон РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе» [2], Федеральный закон РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» [3] и т. д.
Независимость судей обеспечивается гарантиями (ст. 10-11) [3]. Ряд авторов делят гарантии независимости судей на политические, экономические и правовые (ст. 9-10 закона о статусе судей в РФ):

— к политическим гарантиям независимости судей относятся положения, закреплённые в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп;

— к экономическим гарантиям независимости судей относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счёт государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей (ст. 19) [12];

— к правовым (юридическим) гарантиям относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (п. I ст. 9 закона о статусе судей); несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ); порядок отбора и наделения судей полномочиями (ст. 13 закона о судебной системе, ст. 3-6 закона о статусе судей в РФ); установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи (ст. 13-14 закона о статусе судей в РФ); право судьи на отставку (ст. 15 закона о статусе судей в РФ); не подотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 закона о статусе судей в РФ); запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ); неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ; ст. 16 закона о статусе судей, ст. 5 закона о судебной системе); неограниченность срока полномочий судьи (кроме случаев назначения впервые судей районных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединений сроком на 3 года) (ст. 11 закона о статусе судей); установление системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких (федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»); система органов судейского сообщества (ст. 17 закона о статусе судей) [15].

Эффективность правосудия в немалой степени зависит и от того, насколько общественные отношения, возникающие при его отправлении, обеспечиваются средствами уголовно-правовой охраны. Посягательство на независимость судей представляет общественную опасность, как действие, направленное на одну из наиболее важных гарантий осуществления правосудия в строгом соответствии с законом.

Вмешательство любых лиц в деятельность по осуществлению правосудия грубо нарушает принцип независимости судей. Такие действия уголовный закон признаёт преступными. В ст. 294 УК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных преступления: в первой части — вмешательство в деятельность суда; во второй — вмешательство в деятельность органов предварительного следствия [4]. Как показывает практика, такие попытки могут предприниматься со стороны СМИ, общественного мнения, а иногда и председателя суда [13].

Вмешательство в деятельность суда может выражаться в любой форме. Характер действий может быть различным — жесты, угрозы, просьбы, уговоры, требования, советы, обещания оказать услугу и пр. Такое воздействие может быть оказано и через третьих лиц — родственников, знакомых, коллег и т.д. Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента осуществления вмешательства в деятельность суда вне зависимости от того, удалось лицу добиться поставленной цели, направленной на воспрепятствование нормальной деятельности суда. Мотивы преступления могут быть различными — корысть, месть, стремление не допустить огласки, помощь близкому, знакомому и др.

Следует отметить, что для квалификации деяния по ч. 1 ст. 294 УК РФ вмешательство должно быть осуществлено в рассматриваемое судом уголовное, гражданское, арбитражное, административное дело, а не в какую-то категорию дел по разрешению вообще [14].

Таким образом, уголовно-правовая охрана правосудия в лице органов судебной власти и судей в Российской Федерации обеспечивается нормами действующего в стране законодательства. А поэтому основная задача органов, обеспечивающих деятельность всех действующих на территории России судов — неуклонно, своевременно в полном объёме выполнять требования норм закона по указанным направлениям.

Укрепление независимости судебной власти и судей способствует созданию в России правового государства, что обеспечивает надёжную защиту законных интересов граждан, общества и всего российского государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27.12.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 09.11.2009.
3. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (с изм. от 29.12.2010 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 122. 27.06.1995.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 01.07.2011 г.) // Российская газета. № 113. 18.06.1996.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) // Российская газета. № 153. 15.07.2011.
6. Федеральный закон от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ (с изм. от 07.02.2011 г.) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. № 82. 26.04.1995.
7. Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа — 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. № 40/32 и от 13 декабря 1985 г. № 40/146) // Советская юстиция. 1991. № 16.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) // Российская газета. 15.07.2011.
9. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583 (ред. от 15.04.2011 г.) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы» // Собрание законодательства РФ. 25.04.2011.
10. Акишева Ж.Л. Гарантии реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону в гражданском судопроизводстве. М.: Эксмо, 2006.
11. Журба Е.П. Современные тенденции развития независимости судей. Саратовская государственная академия права, 2008.
12. Царёв А.А. Неприкосновенность судьи как гарантия его независимости. М.: Юристъ, 2008.
13. Носков И.Ю. Об особенном и общем в содержании понятий «независимость судебной власти, судьи» и «самостоятельность судебной власти, судьи» // Российский судья. 2013. № 1. С. 41.
14. Рарог А.И. Комментарии к уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. седьмое, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2011.

15. URL: http://www.bibliofond.ru.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code