О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОКРАЩЕНИЮ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Р.В.Бобринёв, Е.Н.Журавлёва

Рассматриваются вопросы, связанные со складывающейся следственной практикой по налоговым преступлениям. Отмечается осторожное отношение государства в условиях дефицита бюджета к вопросу ужесточения уголовной репрессии к лицам, совершающим налоговые преступления. Предлагаются некоторые меры, способствующие формированию единообразной следственной практики по отдельным видам налоговых преступлений.

Ключевые слова: налоговые преступления, правовые нормы, бюджетные расходы, уголовная ответственность.

 

Как отмечается в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1] ситуация в российской и глобальной экономике ставит перед бюджетной политикой новые вызовы. Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. Следствием этого стало снижение устойчивости федерального бюджета и увеличение государственных долговых обязательств у трети региональных бюджетов. В этой ситуации, по мнению президента В.В. Путина, в числе прочих необходима реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием оффшорных юрисдикций.

Наблюдая изменения, происходящие в социально-экономической сфере и бюджетной политике государства, нет серьёзных оснований сомневаться в том, что эти меры будут оперативно вырабатываться соответствующими государственными структурами, приниматься органами законодательной власти и применяться правоохранительными, контрольными и судебными органами в целях достижения обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики. Так, например, уже принят и подписан президентом федеральный закон [7], вносящий в отдельные законодательные акты, включая Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) изменения, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм- однодневок, а также уклонения от уплаты налогов.

Однако как показывает анализ правовых норм, содержащихся в вышеуказанном законодательном акте, количество статей, предусматривающих уголовную ответственность за налоговые деликты, осталось прежним. Содержание указанных уголовно-правовых запретов также не подверглось корректировкам, включая санкции статей. Вместе с тем думается, что указанная стабильность лишь вопрос времени.

Итак, в УК РФ на данный момент времени налоговым преступлениям посвящены четыре статьи: ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»; ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»; ст. 199.1 «Неисполнение обязанности налогового агента»; ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Последние две статьи из указанных выше введены в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [8] и являются относительно новыми уголовно-правовыми запретами, направленными на охрану финансово-бюджетной сферы, практику расследования которых, как представляется, ещё только предстоит нарабатывать следователям.

Дело в том, что «классические» налоговые преступления, заключающиеся в преступном уклонении физических (ст. 198 УК РФ) и юридических лиц (ст. 199 УК РФ) от исполнения своей конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов расследуются с 1 января 1997 года. Именно с этого момента вступил в силу действующий в настоящее время УК РФ, закрепивший в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» вышеуказанные составы налоговых преступлений.

Ранее, в период 1986-1996 гг., ответственность за налоговые преступления наступала по правилам ст. 162.1 Уголовного кодекса РСФСР (далее — УК РСФСР) «Уклонение от подачи декларации о доходах, несвоевременная подача декларации или включение в неё заведомо искажённых данных», ст. 162.2 УК РСФСР «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения», ст. 162.3 УК РСФСР «Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов».

Как видно из юридических формулировок приведённых статей, они прямо не предусматривали в качестве субъектов таких преступлений ни налоговых агентов, ни криминально препятствовавших взысканию налоговых платежей иных лиц. В этой связи уголовные правоотношения, в которых могли бы участвовать именно такие специальные субъекты, не возникали.

Другими словами, следственно-судебная практика об уклонениях от уплаты налоговых платежей физическими и юридическими лицами является сложившейся, в отличие от ещё только складывающейся практики расследования нарушений обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК РФ) и воспрепятствованию принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК РФ).

Это первое.
Второе заключается в малом количестве выявленных, возбуждённых и расследованных уголовных дел по ст. 199.1, 199.2 УК РФ. Как свидетельствуют статистические данные по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 199.1, 199.2 УК РФ, за период 2005-2009 гг. органами внутренних дел было выявлено 4 980 преступлений по ч. 1 и ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, из которых в суд направлено 1 759 уголовных дел (35 %); по ст. 199.2 УК РФ выявлено 7 571 преступление, из которых в суд направлено 4 319 уголовных дел (57 %) [4, с. 251, 254]. В то же время по ст. 198 УК РФ за аналогичный период было выявлено 14 824 преступления, из которых в суд направлено 4 676 уголовных дел (31,5 %); по ст. 199 УК РФ выявлено 28 455 преступлений, из которых в суд направлено 4 471 уголовное дело (15,7 %) [5, с. 246, 258].

То есть выявляемость так называемых классических налоговых преступлений (43 279) в количественном выражении в три с лишним раза превышает выявляе- мость налоговых преступлений, совершаемых налоговыми агентами и лицами, скрывающими денежные средства и имущество, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и сборов (12 551).

В 2010 г. налоговые преступления уже во второй раз за последние 20 лет были изъяты из подследственности следователей органов внутренних дел РФ, и с января 2011 г. предварительное расследование таких деяний осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации [9].

Согласно данным следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области за 2011 г. следователями возбуждено 15 уголовных дел по признакам ст. 199.1, 199.2 УК РФ. За 2012 г. возбуждено 4 уголовных дела по признакам ст. 199.2 УК РФ. Количество возбуждённых уголовных дел, ответственность по которым наступает в соответствии со ст. 198, 199 УК РФ, за тот же период составила 47 и 12 дел соответственно. За 9 месяцев 2013 г. по ст. 199.2 УК РФ возбуждено 4, по ст. 198, 199 УК РФ — 15 уголовных дел.

Таким образом, в Кемеровской области «классические» налоговые преступления (74) в количественном выражении также в три с лишним раза превосходят налоговые преступления, совершаемые налоговыми агентами и лицами, скрывающими денежные средства и имущество, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и сборов (23).

В качестве третьей причины мы выделяем «скромную географию» применения уголовной ответственности за такие специфические налоговые деликты. Так, криминализация нарушения обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей характерна для уголовного законодательства России, Швейцарии и Эстонии, а уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в настоящее время предусмотрена только в России и Китае [2, с. 18].

Тем не менее, несмотря на указанные обстоятельства, на наш взгляд, в дальнейшем уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 199.1, 199.2 УК РФ, будет возбуждаться больше. Своеобразным «детонатором» этого послужит не только государственная политика, проводимая в сфере финансов и обусловленная нехваткой средств в централизованных государственных фондах, но и присущая всем преступным деяниям, квалифицируемым по ст. 198-199.2 УК РФ, общность. Что мы имеем в виду?

Во-первых, все эти нормы являются бланкетными, поскольку не содержат в своих диспозициях признаков данных деяний, отсылая правоприменителя к статьям налогового законодательства, а при квалификации общественно-опасных деяний, совершаемых в различных сферах экономики, также и к правовым и техническим нормам, регулирующим ту или иную сферу экономической деятельности, например: сферу торговли, строительства, энергетики, оказания посреднических услуг и т.п.

Во-вторых, составы налоговых преступлений являются материальными. На это указывает наличие в их диспозициях общественно опасных последствий, сформулированных с помощью понятий «крупный» и «особо крупный размер». Присутствие общественно опасных последствий вытекает также из смысла примечаний к ст. 198 и 199 УК РФ, устанавливающих конкретные размеры неуплаченных налогов, влекущие уголовную ответственность.

Между тем ещё сравнительно недавно некоторые специалисты считали составы налоговых преступлений формальными, полагая, что главное в них — это момент обмана налоговых органов, а не момент уплаты налогов, по истечении которого наступают общественно опасные последствия [3, с. 72]. Представляется, что одной из причин подобных высказываний являлось то, что до 1996 г. составы налоговых преступлений с точки зрения юридической техники были сконструированы как формальные. Вступивший же в силу новый уголовный закон содержал новые составы налоговых статей, также являвшихся по своей конструкции формальными.

Сейчас же подобная точка зрения, с учётом существенных изменений ст. 198 и 199 УК РФ, не является доминирующей. В частности, на это указывает п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» [6], согласно которому «под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступления соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации».

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Формированию устойчивой и единообразной практики по налоговым преступлениям, уголовная ответственность за которые наступает в соответствии со ст. 199.1 и 199.2 УК РФ, может способствовать объединение двух высших судов Российской Федерации (Верховного суда и Высшего Арбитражного суда), формирование единого Следственного комитета с обязательной специализацией следователей по налоговым преступлениям и, наконец, придание должного статуса результатам следственной работы по таким уголовным делам посредством включения их в так называемую «рейтинговую категорию дел».

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 гг.» // Солидарность. № 23. 19-26 июня.
2. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления. М., 2004. С. 18.
3. Материалы I Всероссийского семинара-совещания следственных работников федеральных органов налоговой полиции. 26-28 марта 1997 г. М., 1997. С.72.
4. Организация работы следственного органа по расследованию налоговых преступлений и процессуальный контроль. Учебное пособие по программе повышения квалификации для сотрудников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. М., 2010. С. 251, 254.
5. Организация работы следственного органа по расследованию налоговых преступлений и процессуальный контроль. Учебное пособие по программе повышения квалификации для сотрудников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. М., 2010. С.246, 258.
6. // Российская газета. 2006. 31 декабря.
7. Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.
8. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» // Российская газета. 2003. 16 декабря.
9. Федеральный закон от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 4.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code