ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: МОТИВАЦИЯ

Г.В. Черкасов

Мотивация, одна из составляющих психологического портрета предпринимателя, выступает как побудительная реакция к началу предпринимательской деятельности.
Особенность мотивации в том, что она оказывает одно из доминирующих влияний на поведение предпринимателя.

Ключевые слова: предприниматель, бизнес, мотивация, потребность, успех.

 

Психологический портрет предпринимателя имеет разносторонние и разноплановые характеристики. В них отражаются психологические особенности личности, условия её социализации, влияние природных и приобретённых способностей, их теоретические, практические, творческие и межличностные особенности. Не менее важную роль играют темперамент, характер, воля, чувства и эмоции.

Все эти перечисленные факторы присущи любой личности, а не только предпринимателю. Но что же отличительное имеется в психологическом портрете предпринимателя, что отличает его от обычного человека? На наш взгляд этим отличительным фактором является мотивация.

Мотивация — внутренне побуждение к действию, обуславливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении [1]. Это процесс стимулирования к деятельности, направленный на достижение конкретной цели.
Есть более краткое определение мотивации — побуждение к действию. Так или иначе, мотивация есть начало осознаваемой деятельности.

Необходимо различать мотив и потребность. Мотив имеет более определённое выражение по сравнению с потребностью, которая несёт в себе общие представления о конечной цели.

В психологии различают несколько типов мотивации: материальную, трудовую и статусную.

Материальная мотивация выражает стремление предпринимателя к высокому уровню доходов, уровню жизни, расширению бизнеса, занятию инвестиционными проектами.
Трудовая мотивация связана с содержанием и условиями работы и в целом организацией трудового процесса. Предприниматель стремится создать такие условия, чтобы работа была интересной, полезной и доходной не только для себя, но и для занятого в его бизнесе персонала. Немаловажное значение имеет психологический фактор — самоуважение, если результаты трудовой деятельности оцениваются окружающими и коллегами-предпринимателями довольно высоко.

Статусная мотивация лежит в поведенческой сфере личности и выражается в стремлении предпринимателя достичь более высокого уровня в своей профессиональной деятельности. Предприниматель стремится к установлению связей с коллегами, представителями органов власти, нередко сам стремится войти в выборные органы власти. Статусная мотивация лежит в основе благотворительных поступков предпринимателя.

Виды мотивации, воздействующие на предпринимателя, имеют более конкретное выражение. Они полярны: внешняя и внутренняя мотивация, положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая [2].

Все мотивации, имеющие позитивный характер, являются основополагающими в психологическом портрете предпринимателя. Внутренняя мотивация, служащая первопричиной, источником, побудителем к действию, несёт в себе элементы внешней мотивации. Пример успешного предпринимателя из числа знакомых может вызвать появление мотивации создать собственное дело, а если у начинающего предпринимателя развит принцип состязательности, то и превзойти конкурента [3].

Следующая пара мотиваций: положительная — отрицательная. Естественно, что доминирующими будут мотивы положительные, но в качестве ограничительных, предупреждающих и, в некой мере, защищающих — имеют место быть и отрицательные мотивы. Возникшие отрицательные мотивы не обязательно требуют реализации, они имеют право на теоретическое существование. Положительные мотивы в основе своей содержат положительные стимулы, от реализации которых зависит успех предпринимателя. Длительное время пребывать в теоретической области применения они не должны. Стремление к достижению успеха требует их реализации.

Устойчивость и неустойчивость мотивации, на наш взгляд, является динамической, временной характеристикой мотивов, а также определяется сложностью или отсутствием таковой при достижении цели.

Таким образом, сфера общемотивационных условий деятельности предпринимателя определена. Что считать побудительным мотивом предпринимателя в бизнесе? Это могут быть деньги, богатство, общественное признание, известность, самореализация и самоуважение, высокий социальный статус. Возможны другие мотивы, зависящие от индивидуально-психологических особенностей личности предпринимателя. Многие психологи, занимающиеся проблемой теории мотивации, приходят к выводу, что в качестве главного стремления предпринимателя выступает успех, мотивация достижения [4].

На достижение успеха влияют многие факторы: собственный опыт, способности, компетентность, использование конфиденциальной информации, везение. Но всё же приоритетным в достижении успеха является труд. Для предпринимателя — это тщательно продуманный бизнес-план, взвешенность принятых решений, разумный риск, реалистичная оценка возможностей и действий партнёров, экономная логистика и многое другое.

Любая мотивация предпринимателя преследует одну цель — обеспечение приемлемой нормы доходности. Именно доход, в конечном счёте, становится и оценкой успеха, и психологическим стимулом предпринимателя.

Список литературы

1. Новая философская энциклопедия. Т.2. — М., Мысль, 2001. — 615 с.
2. Большой психологический словарь. — СПб., 2009. — 372 с.
3. Большой психологический словарь. — СПб., 2009. — С. 87.
4. Еникаев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М., 2006. — 245 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code