ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Г.В.Черкасов

Предпринимательство в Российской Федерации, ставшее одним из заметных явлений в экономической жизни общества, к сожалению, не всегда соответствует моральным, нравственным и этическим требованиям. В статье сделаны попытки акцентировать внимание на некоторых чертах характера современного предпринимателя, дать идеальный психологический портрет.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, психологический портрет предпринимателя, черты характера.

 

Важнейшими составляющими предпринимательства являются три основных условия: во-первых, политика государства в отношении частного бизнеса; во- вторых, отношение общества к предпринимательству — положительное или отрицательное, т.е. одобряет оно или осуждает предпринимательскую деятельность, и, в- третьих, склонности и способности людей к предпринимательству [1].

Политика государства становится основой отношений государства и бизнесмена. На уровне общества происходит переосмысление отношения к предпринимательству, со временем образ предпринимателя в сознании окружающих изменяется и становится более позитивным. Третья составляющая — психологический портрет предпринимателя — пока ещё недостаточно изучена, однако исследуется и конкретизируется.

С В. Зомбарта [2] психологический портрет предпринимателя стал привлекать к себе внимание всё больше исследователей в связи с высокой динамикой развития общества, появлением новых технологий, «стиранием» ранее существовавших границ между государствами (Европейское содружество, Всемирная торговая организация и т.п.). Новое направление приобретает и исследования психологического портрета российского предпринимателя.

В российском обществе частного лица, занимающегося предпринимательством на государственном уровне, около шести десятилетий практически не существовало. Можно было бы сказать, что всё началось с чистого листа, но это не совсем так. Коллектив учёных под руководством И.В. Андреевой весьма подробно представил в своей работе социально-экономические основания развития российского предпринимательства, эволюцию социокультурных оснований и «социокультурных стереотипов» в поведении российских предпринимателей [3].

В современных исследованиях сформировался определённый психологический портрет российского предпринимателя, имеющий как общие черты, присущие зарубежным предпринимателям, так и специфические черты, связанные с российскими особенностями бизнеса.

Большинство исследователей приходит к выводу, что основными составляющими психологического портрета успешного или идеального предпринимателя являются следующие качества: «в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, креативность, перспективное мышление; в коммуникабельном блоке — талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в тоже время способность идти против течения; в мотивационно-волевом блоке — склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи» [4].

На наш взгляд, стоило бы добавить и четвёртый блок — психофизиологический, включив в него такие факторы, как хорошее психическое и физическое здоровье, способность к реальной оценке своих психических и физических возможностей, энергичность, оптимизм, психоустойчивость и саморегуляцию.

Соответствовали ли предприниматели волны «новых русских» данному типу?
В большей степени нет, так как это были люди молодого возраста, не имеющие большого жизненного опыта, предпочитавшие напористость, где-то смекалку. Профессиональных знаний, а тем более психологических, они не имели. Часто были связаны с криминальными структурами. Надёжность деловых отношений была довольно проблематичной. Преимущество имели такие сферы бизнеса, которые были способны дать быструю прибыль, поэтому в бизнесе практически не было инновационных стратегий, доминировали цели личного обогащения. Как правило, средства расходовались на так называемую «красивую жизнь».

В связи с этим деятельность таких предпринимателей была недолговечной: одни — ушли из бизнеса по причине банкротства, другие — изменили стратегию предпринимательских отношений и стали приобретать черты, характерные для современного предпринимателя.

Практически все предприниматели, особенно начинающие, считают, что имеют нужные для бизнеса черты характера. Практика же показывает определённые заблуждения и разбросанность подобных суждений. Постараемся выделить наиболее актуальные, существенные качества, которые должны быть присущи предпринимателю.

Целеустремлённость. Это наиболее важная черта характера предпринимателя, проявление сознательной и активной направленности на достижение результатов, умение всегда выделять главную цель, не отвлекаясь на второстепенное.

Компетентность. Предпринимателю необходимо иметь знания и, главное, уметь применить их на деле. Компетентность позволяет профессионально проанализировать ситуацию и принять правильное решение.

Деловитость связана с практичностью, работоспособностью, предприимчивостью, некоторой деловой хваткой.

Креативность. Сравнительно недавно появившийся термин в деловом лексиконе, означающий творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одарённости [5].

Коммуникабельность. Способность бизнесмена к общению, установлению контактов, умение расположить к себе окружающих. Возможность непринуждённо общаться с людьми.

Инициативность. Способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
На энтузиастах и инициативных людях держится мир: благодаря им появляются новые интересные идеи и находят своё воплощение в различных сферах жизни. В условиях бизнеса, когда в данный момент уже довольно сложно найти свободную нишу, свежие решения и их реализация позволяют открывать новые возможности для дальнейшего развития. Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться — это отличает инициативного человека от других людей.

Изобретательность — способность предпринимателя находить нестандартные решения проблем и жизненных задач; мыслить глубоко и небанально, делая выводы, недоступные людям с общим мышлением, это также аналитичность ума, быстрота мышления и творчество действий, умение находить выход даже из безвыходных ситуаций.
Выдержанность — постоянность, упорство, терпеливость, невозмутимость, неизменность, бесстрастие, самообладание.

Гибкость — это вариативность подходов, гипотез и методов, используемых в процессе мышления, это быстрая реакция и адекватные решения, талант налаживать контакты с абсолютно разными членами коллектива, это способность оценить реальные масштабы проблемы и принять необходимые меры, это свобода от стереотипов. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный сначала путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе её решения и которые не удалось предвидеть с самого начала [6].

Дальновидность. Это качество означает способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу развития. Дальновидность позволяет личности регулировать не только актуальные, но и потенциальные аспекты своей мотивации; предохраняет человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего мотивации, пресекать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Список литературы

1. Дайнека О.С. Экономическая психология. — СПб., 2000. — 41 с.
2. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994. — 106 с.
3. Экономическая психология: под ред. Н.В. Андреевой. — СПб., 2000. — С. 129-164.
4. Психология: под ред. А.Н. Крыловой. — М., 1998. — С. 553-554.
5. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — 225 с.
6. Психологос. Энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code