ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ПРИОРИТЕТНОЙ ЭКСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


И.П.Марчуков

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию экспортной деятельности РФ в энергетическом секторе как индустриальной основы общества в XXI в. и ключевой отрасли народного хозяйства РФ. Изучаются стратегические меры внешней энергетической политики России, направленные на максимально эффективное использование энергетического потенциала страны. Определяются комплекс и отраслевая принадлежность правового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Отмечается, что энергетические ресурсы, добытые из недр, приобретают правовой режим товара, который может участвовать во внешнеторговом обороте. Сделаны выводы относительно корректив действующего законодательного массива в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов с учетом вступления России в ВТО. Заслуживающей поддержки автор считает идею создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты внешнеторгового энергетического взаимодействия. Автор критикует бессистемность и фрагментарное состояние комплекса нормативной правовой базы в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Отмечается, что законодательная база страны нуждается в создании комплексной нормативно-правовой основы, которая регулировала бы не только обращение первичных источников энергии, но также сферу услуг в различных отраслях и продажу определенных видов топлива, выработанных из добытого сырья.

Ключевые слова: энергетика, энергетический сектор хозяйствования, энергетическое право, внешняя энергетическая политика, ключевые отрасли народного хозяйствования, трансграничный оборот энергетических ресурсов, внешнеторговые отношения в сфере энергетики, экспорт энергетических ресурсов.
Действительно, энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей человеческого бытия и народного хозяйствования, способствует консолидации не только субъектов Федерации, но и упрочению межгосударственных социохозяйственных связей, а также во многом определяет формирование фундаментальных финансово-экономических показателей страны.

Приоритетное развитие энергетического К сектора хозяйствования как индустриальной основы общества в XXI в. носит характер глобальной тенденции эволюции мировой экономики и выделяется в качестве ключевой отрасли народного хозяйства Российской Федерации.

Правовое регулирование энергетической сферы отличается сложным компонентом участия государства в развитии его энергетического потенциала, энергетика входит в сферу национальных стратегических интересов, являясь важнейшей движущей силой экономического развития и упрочения здоровых деловых международных хозяйственных связей.

Россия является одним из главных поставщиков, а следовательно, и важнейшим источником энергии для многих зарубежных стран мира. В последние годы Россия обеспечивает 12 % мировой торговли нефтью, одновременно являясь и крупнейшим в мире поставщиком газа, обладающим самыми большими его разведанными запасами (более 25 % всех мировых запасов) [1].

Стратегия внешней энергетической политики России направлена на максимально эффективное использование энергетического потенциала страны и предусматривает комплекс мер, обеспечивающих полноценную интеграцию РФ в мировой энергетический рынок, укрепление на нем позиций страны и получение наибольшей выгоды для национальной экономики. Конечной целью является повышение качественного уровня жизни населения.

Удельный вес и объективная значимость российского топливно-энергетического комплекса в общем объеме мировой энергетики предопределяют значимость грамотного построения внешней энергетической политики страны. Решение энергетических проблем РФ приобретает глобальный характер. Усиливается политизация национального энергетического сектора.

Вместе с тем в области трансграничного оборота энергетических ресурсов, производства и поставок на мировые рынки топливно-энергетических ресурсов России уже давно принадлежит одно из ведущих мест в рейтингах международного сотрудничества. В данном контексте обеспечение дальнейшего повышения эффективности производства и экспорта всех возможных видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конкурентные преимущества, является важной государственной задачей [14].

Кроме того, активно развивается практика интернационального обмена энергетическими активами и взаимного долевого участия российских и зарубежных компаний во всей технологической цепочке — от геологоразведки и добычи до доставки энергетических ресурсов и продуктов потребителю. Происходит капитализация отношений в сфере поставок газа в страны ближнего зарубежья. Важное стратегическое значение для политической безопасности и экономического противостояния страны более сильным мировым державам приобретает стабильный, взаимовыгодный оборот энергетических ресурсов в рамках региональных интеграционных союзов с участием РФ.

Для того чтобы Россия упрочила и сохранила свои позиции в качестве лидера мировой системы оборота энергоресурсов, а также получила максимальные выгоды от международного сотрудничества в области производства и поставок на зарубежные рынки топливно- энергетических ресурсов, требуется своевременное, адекватное современным экономическим реалиям правовое сопровождение. Именно поэтому в 20-х гг. прошлого века получило свое развитие национальное энергетическое право. Между тем Российская Федерация является крупнейшим субъектом международной торговли и экспорта энергетических ресурсов, прежде всего газа и нефти, поэтому вопросы правового обеспечения внешнеторгового оборота энергетических ресурсов являются предметом регулирования гражданского и международного частного права.

Надо сказать, что в последние годы, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., правовому регулированию отношений в области внешней торговли энергетическими ресурсами уделялось и уделяется значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции РФ, относящей «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны.

Однако внешнеэкономические отношения между хозяйствующими субъектами в сфере торговли по законодательству РФ регулируются прежде всего Гражданским кодексом (далее — ГК РФ), а именно ч. 3 разд. VI «Международное частное право» [2]. ГК РФ регулирует общие положения о внешнеэкономической деятельности, в частности вопросы, касающиеся:
— определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или осложненным иным иностранным элементом;
— квалификации юридических понятий при определении права, подлежащего применению;
— применения права страны-контрагента и установления его содержания;
— определения права, подлежащего применению при определении правового положения юридических лиц (личный закон юридического лица);
— определения права, подлежащего применению к имущественным и личным неимущественным отношениям;
— определения права, подлежащего применению к договору;
— сферы действия права, подлежащего применению при осуществлении обязательств, их изменении и нарушении.

Таким образом, раздел VI ГК РФ регулирует основные положения о порядке осуществления хозяйствующими субъектами внешнеторговой деятельности и иных взаимоотношений с иностранными контрагентами. Помимо вышеуказанного раздела к отношениям в сфере внешней торговли энергетическими ресурсами применимы положения ГК РФ о договоре, а именно главы 30, посвященной договорам купли-продажи [2]. По своей правовой природе внешнеторговая сделка по передаче энергетических ресурсов другой стороне является договором поставки, обладающим рядом специфических особенностей. В настоящее время существует множество форм договорных отношений о передаче энергоносителей, в том числе договор поставки через присоединенную сеть, отдельный договор энергоснабжения (ст. 539 ГК РФ), договор непрерывной поставки и другие. Однако несмотря на такое многообразие договорных отношений, они имеют единую правовую природу купли-продажи, регулируемую нормами Гражданского кодекса [2].

Ключевым в контексте заявленной темы является понятие «энергетические ресурсы». Поэтому при определении всего комплекса законодательного массива необходимо учитывать законодательные положения о правовом режиме энергетических ресурсов, находящихся в недрах, установленном специальным законодательством о недрах. В соответствии с Законом «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в том числе энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью [3]. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Энергетические ресурсы, добытые из недр, приобретают правовой режим товара, который может участвовать во внешнеторговом обороте.

Внешняя торговля любыми товарами имеет ряд специфических особенностей, которые обусловливают невозможность урегулирования торгового оборота этих товаров посредством положений одного кодифицированного акта. В связи с этим в настоящее время в РФ действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу экономической деятельности. Прежде всего это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов в области, связанной с экспортом и импортом товаров и услуг [11]. Применительно к внешней торговле энергоресурсами Федеральный закон содержит нормы, касающиеся правового положения российских и иностранных юридических лиц, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, вопросов лицензирования и исключительного права на экспорт/импорт отдельных видов товаров и свободы международного транзита.

Специализированное энергетическое законодательство Российской Федерации, регулирующее отдельные вопросы торгового оборота энергетических ресурсов в рамках экспорта, представлено рядом законов и подзаконных нормативных актов. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ регулирует вопросы заключения и реализации договора на поставку энергетических ресурсов, включающих в себя положения энергосервисного договора (контракта), а также вопросы обеспечения энергоэффективности при обороте товаров.

Специальный закон, составляющий основу регулирования именно отношений по поставке газа, — Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении), в котором содержится понятие газа, другие основополагающие понятия, необходимые для регулирования этих отношений [7; 13]. В соответствии со ст. 2 данного Закона газом называют природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями [7]. В настоящее время в ФАС РФ на антикоррупционную экспертизу представлен проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ», целью которого является определение основ государственного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации. В сфере электроэнергетики специализированным законодательным актом, регулирующим особенности торговли (в том числе экспортной), является Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 [12]. Данный нормативный правовой акт устанавливает основы организации оптовых рынков электроэнергетики, как внутренних, так и внешних, а также порядок осуществления государственного надзора в данной области хозяйственной деятельности.

Кроме того, следует упомянуть и некоторые иные проекты федеральных законов, которые в настоящее время находятся на различных этапах своей разработки: «О федеральной энергетической политике», «Об основах государственного регулирования балансов топлива и энергетики в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «О магистральном трубопроводном транспорте» и др. [10]. Важное место в регулировании внешнеторговой деятельности, связанной с продуктами топливно-энергетического комплекса, играет Распоряжение № 1715-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» от 13 ноября 2009 года [5]. В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов.

Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса, создание развитого стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК и выход их на международный рынок.

Основу для реализации национальной стратегической цели России в области энергетики создают существующие универсальные и двусторонние юридически обязательные и имеющие приоритет во внутригосударственной правовой системе РФ нормы международных документов договорного характера. Исследуемый массив планомерного развивающегося внутринационального законодательства строится с учетом обязательных предписаний международно-правового регулирования, участницей которого является РФ. К такому регулированию следует отнести соглашения о совместной деятельности нашей страны с другими государствами в области осуществления поисковых (геологической разведки) работ на нефть и газ, строительства объектов нефтяной и газовой промышленности, добычи нефти и газа.

Следует упомянуть и о расширяющемся влиянии международных организаций на формирование национального массива законодательного регулирования в области торгового оборота энергетических ресурсов. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) национальное законодательство, регламентирующее торговую деятельность в целом и торговлю энергетическим сырьем в частности, не должно расходиться с принципами и правилами ВТО, а также должно находиться в рамках правового поля всемирной торговой системы. Таким образом, и законодательство, и практика должны быть приведены в соответствие с требованиями документов единого пакета [8].

Одним из этапов внешней торговли любыми товарами является перемещение их через границу государства с целью поставки или транзита. Правоотношения в данной сфере регулируются таможенным законодательством. Согласно ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании» J№ 311-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в соответствии с установленным порядком и правилами таможенного дела в России [9]. Основным принципом таможенного регулирования внешней торговли является принцип свободы транзита через территорию Российской Федерации.

Внешняя торговля энергетическими ресурсами, в особенности нефтью и газом, требует обеспечения экологической и иной безопасности. Правовую основу национального законодательства в данной сфере составляют технические регламенты, стандарты и системы оценки соответствия, принимаемые на уровне стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) или Таможенного союза. Указанные положения разрабатываются в соответствии с Соглашением ВТО о технических барьерах в торговле (далее — Соглашение по ТБТ) [6].

Технические регламенты применяются в целях защиты жизни и (или) здоровья людей, имущества, окружающей среды, здоровья животных и (или) растений, предотвращения действий, которые могут ввести потребителей в заблуждение, а также с целью обеспечения энергетической эффективности и сохранения ресурсов.

Резюмируя, можно заключить, что комплекс внутригосударственного законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы внешнеторгового оборота энергоресурсов, основан на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса, ряда федеральных законов о внешнеторговой деятельности, специализированного энергетического законодательства, таможенного законодательства и ряда подзаконных актов.

Некоторые выводы относительно корректив действующего законодательного массива в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов лежат на поверхности и обнаруживают себя уже при первом знакомстве с составляющими его нормативными актами.

Так, полагаем, что заслуживающей поддержку следует признать идею создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов, и который будет охватывать все аспекты внешнеторгового энергетического взаимодействия. Новая система правовых актов в области энергетики, призванная создать основу внешнеторговой обязательственной сферы национального регулирования РФ, должна соответствовать тенденциям глобализации мировых хозяйственных связей, предполагающих правовую интеграцию соответствующих экономических отношений, а значит, обладать такими характеристиками, как: 1) универсальность уровня применимости (быть применимой к отношениям между любыми странами); 2) открытая возможность присоединения третьих стран; 3) комплексность регулирования (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия); 4) недискриминация участия (отсутствие дисбалансов в пользу отдельных категорий участников); 5) отсутствие коллизий с положениями иных международных документов, устанавливающих соответствующие обязательства; 6) эффективность общего механизма реализации.

Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО рекомендуются следующие меры по унификации и приведению к соответствию установленным международной организацией стандартам национального законодательства в сфере торговли энергоресурсами:
1) законодательно закрепить основные принципы правового регулирования в сфере торговли энергоресурсами и привести к единообразию терминологический аппарат;
2) унифицировать в соответствии с правилами ВТО таможенное законодательство, регламентирующее транзит энергоресурсов;
3) расширить объем и влияние на сферу национального правового регулирования торговли энергетическими ресурсами технического регулирования.

Кроме того, следует заметить, что внутригосударственное правовое регулирование энергетических отношений в нашей стране значительно осложнено зачастую бессистемным и фрагментарным состоянием нормативной правовой базы в сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов. Российское энергетическое право, в том числе и обнаруживающее себя в области гражданского законодательства, в целом регулирует не столько вопросы энергетики в широком смысле, сколько обеспечивает отдельные первичные источники энергии, энергоносители, минеральные энергетические ресурсы и их использование. Безусловно, энергия в широком смысле не может существовать без источника и носителя энергии. Поэтому можно только приветствовать стремление законодателя урегулировать на уровне закона отношения, возникающие в сфере использования первичных топливно-энергетических минеральных ресурсов, а также возобновляемых источников энергии. Вместе с тем законодательная база нашей страны нуждается в создании комплексной нормативно-правовой основы, которая регулировала бы не только обращение первичных источников энергии, но также сферу услуг в различных отраслях и продажу определенных видов топлива, выработанных из добытого сырья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. География мировых природных ресурсов // ЯКласс. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.yaklass.ra/materiali?mode=lsntheme& themeid=193. — Загл. с экрана.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — 3 дек. — №49. — Ст. 4552.
3. Закон РФ «О недрах» от 21 февр. 1992 г. № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
4. Проект Федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» : (внесен депутатами ГД В. А. Язевым, В. Н. Алтуховым, П. Н. Веселкиным, В. У Корниенко, В. Ф. Михайловым, Ю. К. Севенардом, Ю. Д. Седовым, В. А. Шестаковым) : (в первом чтении). — Доступ из информ.-правового портала «ГАРАНТ».
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Энергетической стратегии России до 2030 года» от 13 нояб. 2009 г. № 1715-Р // Российская газета. — 2009. — № 48. — Ст. 5836.
6. Соглашение Всемирной торговой организации о технических барьерах в торговле (консолидированный текст) // Комитет РССП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://rgwto.com/ wto.asp?id=3668&doc_id=2099 (дата обращения: 25.12.2015). — Загл. с экрана.
7. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1667.
8. Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 30. — Ст. 4177.
9. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 нояб. 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 48. — Ст. 6252.
10. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4159.
11. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.
12. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 13. — Ст. 1177.
13. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5711.
14. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. : утв. Распоряжением Правительства РФ 13 нояб. 2009 г. № 1715-р // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5836.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 1 (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code