КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН


С.М.Салохидинова, Таджикский национальный университет

Аннотация. Основой развития экономики государства является конституция, которая закрепляет принципы взаимодействия права и экономики, определяет экономику как рыночную. В данной статье рассматриваются некоторые конституционные положения, составляющие основу экономического развития Таджикистана по рыночным принципам.

Ключевые слова: экономические основы государства, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, рыночная экономика.

С приобретением независимости в Республике Таджикистан (далее — РТ) коренным образом изменилась социально-экономическая и правовая жизнь общества. Произошло преобразование исходных положений деятельности государства, изменение их правовой основы. Конституция РТ 1994 г. закрепляет систему взаимоотношений между государством и личностью в различных сферах общественной жизни, которые принято подразделять на политические, экономические, социальные и идеологические. Данное положение вытекает из содержания главы первой Конституции РТ, в которой определены основы конституционного строя.

Среди этих основ немаловажное значение имеют экономические основы государства.  Так, в соответствии со ст. 12 Конституции РТ основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности. Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной. Таким образом, данная норма Конституции РТ устанавливает основные принципы деятельности субъектов экономических отношений, а также определяет границы вмешательства государства в вопросы экономики, тем самым закладывает фундамент развития экономики Таджикистана.

Вопрос реформирования экономических основ государства в Конституции РТ имеет как схожие, так и отличительные черты с конституциями бывших постсоветских государств. К числу общих тенденций, отражающих характеристики экономических отношений, можно отнести следующие.

Во-первых, наличие административно-командной системы. Во-вторых, признание только социалистических форм собственности, среди которых основная — государственная собственность, и полное отрицание частной собственности. В-третьих, реализация экономики государства на основе плановой экономики и монополия государства практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Именно изменение этих постулатов построения экономических основ государства и отказ государства от тотального регулирования экономики легли в основу реформирования экономических отношений в постсоветских государствах, в том числе и в Республике Таджикистан.

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что при реформировании экономической системы, с точки зрения западных государств, не учитывались многие факторы, которые впоследствии привели к негативным результатам в развитии государства. Так, каждая из постсоветских стран имела свои особенности, которые не учитывались при планировании реформы по указанному образцу. В частности, Республика Таджикистан в первые годы своей независимости находилась в состоянии гражданской войны. В этих условиях осуществление реальных экономических реформ было практически невозможно. Фактически в РТ проведение экономических реформ началось в конце 90-х — начале 2000-х гг., в связи с чем наша республика в экономическом развитии отстала от других постсоветских республик [14, с. 53]. Другим фактором, который оказал негативное воздействие на экономическую систему многих постсоветских стран, является отказ от государственного регулирования экономики. Как отмечает в данном контексте З.М. Мусалова, долгие годы существовавшая в постсоветских странах политическая, правовая, экономическая, социальная организация предполагала вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества, и сразу полностью отказаться от этого влияния без серьезных негативных последствий было невозможно [11, с. 15]. Как показало время, это было одной из основных ошибок постсоветских государств и только в последние годы государство стало возвращаться к регулированию экономических основ государства. Как отмечает С.А. Авакь- ян, «государство не вправе уйти от определения экономической стратегии. Оно обязано занимать твердые позиции…» [2, с. 3].

При проведении реформ и переходе к системе рыночной экономики претерпели изменения и вопросы конституционного регулирования экономических основ государства в Таджикистане. Так, в Конституции РТ 1994 г., в отличие от конституций советского периода, нет самостоятельной главы, посвященной экономическим основам общества. Подобное регулирование экономических основ существует во многих государствах, в частности в Российской Федерации. В связи с этим ряд специалистов предлагают ввести в оборот термин «экономическая конституция», имея в виду «блок конституционно-правовых положений, норм и принципов, которые рассредоточены по тексту Конституции, находятся в разных главах, в разных статьях, но связанных между собой невидимыми, логическими, логико-правовыми связями, подчиненных одной цели — регулированию экономических отношений» [3, с. 73].

В свою очередь, рассматривая вопросы экономического содержания Конституции РТ, А.М. Диноршоев предлагает при изучении данного вопроса исходить из двух подходов. Как отмечает автор, при первом подходе могут рассматриваться лишь разделы Конституции, которые прямо регулируют экономические проблемы — свободу экономической и предпринимательской деятельности, денежные и бюджетные вопросы, экономические функции ветвей власти и органов государственного управления. Этот подход, по мнению автора, интересен, но имеет некоторые недостатки, заключающиеся в полном отрыве от логики функционирования общественной системы, в которой политические и экономические вопросы всегда тесно связаны и органически переплетены. Второй подход предполагает изучение различных положений Конституции с точки зрения их влияния на осуществление экономических процессов. Помимо собственно экономических статей Основного закона здесь важно обратить внимание на общие принципы его построения, значимость политических и социальных прав для формирования и функционирования рыночной экономики [6, с. 69-76]. Исходя из этого он заключает, что «все разделы Конституции РТ в их органическом единстве имеют отношение к экономической системе страны, задавая базовую логику ее развития» [6, с. 69-76].

В то же время среди ученых существует и противоположная точка зрения о необходимости закрепления экономических основ в отдельную самостоятельную главу. В.А. Комаров отмечает, что закрепление экономических основ в самостоятельную главу отвечает мировым тенденциям конституционного законодательства в сторону упорядочения роли государства в сфере экономики, закрепления необходимых его функций [10]. В отношении регламентации экономических основ в самостоятельной главе в Конституции Таджикистана высказывается А.И. Имомов [9].

Обобщая все вышеизложенное, мы считаем, что конституционное регулирование экономических основ является базисным началом в существовании государства. Именно конституционное закрепление определяет вектор экономического развития государства.

При этом необходимо подчеркнуть, что, имея множество схожих компонентов, экономические основы государства сугубо индивидуальны для каждого государства и механический перенос опыта одной страны в другую невозможен. Во всех обстоятельствах важно учитывать специфику страны. В случае игнорирования национальных особенностей экономическая система страны не будет функционировать в полном объеме. В этом вопросе не является исключением и РТ, которая в начале 90-х гг., поддавшись общим тенденциям, существовавшим на постсоветском пространстве, в вопросе регулирования экономических отношений до сих пор ощущает негативные последствия тех скоропостижных решений. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что за неполные 20 лет в Таджикистане было принято несколько налоговых кодексов и вообще законодательство в области предпринимательской деятельности часто подвержено изменениям. Это свидетельствует о том, что государство ищет оптимальный баланс в определении своих экономических основ.

Мы также солидарны с авторами, которые указывают на необходимость активного участия государства в регулировании экономических процессов в стране. Государство должно определять основные направления экономического развития, регулировать вопросы, связанные с монополизмом и свободным развитием конкуренции, и на базе этого создавать условия для развития различных форм предпринимательства. Без государственного регулирования рыночная экономика обречена на бесконечные кризисы и самоуничтожение. При этом не имеет значения, закреплена ли в Конституции возможность осуществления государственного регулирования (как, например, в ст. 9 Конституции Йеменской Республики) или нет. В Конституции РТ такого положения нет, однако это не означает ограничения возможности участия государства в регулировании экономики страны. В Конституции РТ, на наш взгляд, заложены принципы, руководствуясь которыми государство может полноценно и эффективно регулировать экономические отношения, оставаясь в установленных рамках.

Касательно вопроса большого количества норм, связанных с экономической сферой, и необходимости их закрепления в самостоятельную главу считаем, что на сегодняшний день такой необходимости в Республике Таджикистан нет. В различных главах Основного закона РТ закреплены правовые основы экономической организации общества, основные экономические права и свободы, полномочия органов государственной власти в экономической сфере, а также порядок образования и деятельности некоторых государственных органов, деятельность которых непосредственным образом связана с политикой государства в экономической сфере.

Мы согласны с авторами, которые указывают, что смысл многих конституционных положений можно понять лишь в совокупности с другими положениями, а также через раскрытие содержания всех конституционных норм и принципов, прямо или косвенно регулирующих экономические отношения. Конституцией РТ экономические основы общества регулируются также посредством закрепления полномочий органов государственной власти (Президента РТ, Парламента РТ, Правительства РТ) в экономической сфере, а также закрепления экономических прав и свобод [5, с. 24-28].

Безусловно, включение в Конституцию Таджикистана главы, систематизирующей нормы, регулирующие вопросы экономических основ государства, с точки зрения юридической техники, было бы удобным, однако потенциал Конституции РТ 1994 г. в плане регулирования экономических отношений еще до конца не реализован. В этой связи считаем внесение столь кардинальных изменений в Конституцию РТ нецелесообразным. Однако это не означает, что нормы Конституции РТ, регулирующие экономические основы, не нуждаются в корректировке и совершенствовании. Государство и общество не стоят на месте, появляются новые отношения, меняются условия развития государства, и в таких обстоятельствах важным является своевременное реагирование на изменяющиеся условия.

Таким образом, можно отметить, что одним из важнейших результатов политической и правовой реформ в Таджикистане стало изменение роли государства в регулировании экономических отношений, переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Закрепленные в ст. 12 Конституции РТ экономические устои характеризуют экономику государства как рыночную, поскольку заложенные в ней положения о многообразии и равноправии всех форм собственности, гарантированности свободы экономической и предпринимательской деятельности являются необходимым компонентом, основой, на которой зиждутся и развиваются рыночные отношения.

Конституционное признание частной собственности и предпринимательской деятельности явилось объективной потребностью общества и позволило обеспечить свободное развитие человека в экономической сфере. Таким образом, с принятием Конституции РТ 1994 г. основы рыночной экономики получили законодательное закрепление на уровне Основного закона, став предметом конституционно-правового регулирования.

При этом конституционно-правовое регулирование экономических основ государства имеет отличительную особенность. Она заключается в том, что в ст. 12 Конституции РТ государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности. Тем самым конституционная норма разграничивает эти два понятия. Однако в юридической литературе отмечается, что предпринимательская деятельность является составной частью экономической деятельности. Так, Ю.Ю. Илюхина отмечает, что при определении вида деятельности в качестве предпринимательской необходимо исходить из положения, закрепленного в ст. 34 Конституции РФ, согласно которому предпринимательская деятельность рассматривается как разновидность экономической деятельности [8, c. 18].

По своей сути экономическая деятельность — один из видов экономической активности человека, форма его участия в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи [11, с. 16].

Экономическая деятельность является наиболее общим видом и охватывает все стадии воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление товаров (работ, услуг), независимо от цели осуществления (направленность на получение прибыли или на удовлетворение личных потребностей [7, с. 14].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что понятие экономической деятельности более обширно, чем понятие предпринимательской деятельности, и включает в себя последнее в качестве составной части, соотносясь с ним как род и вид. Таким образом, любая предпринимательская деятельность есть экономическая деятельность. Поэтому можно предположить, что конституционное регулирование экономической и предпринимательской деятельности строится на одинаковых принципах, то есть все, что установлено для экономической деятельности, может быть использовано и по отношению к предпринимательской деятельности.

В законодательстве Республики Таджикистан понятие «экономическая деятельность», в отличие от предпринимательской деятельности (которая закреплена в ст. 1 Гражданского кодекса РТ), не раскрывается. В юридической литературе также существуют различные точки зрения на определение экономической деятельности, большинство из которых сводятся к тому, что это процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление, призванный обеспечить жизнедеятельность человека, удовлетворяя его потребности в материальных и духовных (нематериальных) благах [12, с. 21].

Как отмечает С.А. Авакьян, конституционное закрепление экономической деятельности базируется на шести основных параметрах.

Во-первых, конституционное право прежде всего закрепляет основы экономической системы государства. Закрепляя основы экономической системы государства, конституции отражают соответствующий тип экономики, существующие в государстве формы собственности и исходные правила экономической деятельности.

Во-вторых, с основами экономической системы государства и типом экономики связано конституционное закрепление форм собственности и государственной политики в отношении каждой из них.

В-третьих, закрепление исходных правил экономической деятельности. В решении данной задачи конституционное право концентрируется на таких ключевых моментах, как положение человека в экономике, организация хозяйствования в целом и поощряемые в государстве формы и методы экономической деятельности.

В-четвертых, закрепление основ финансовой организации государства также является одним из направлений конституционного регулирования экономической жизни в стране.

В-пятых, установление в Конституции задач и параметров политики государства, уровней власти в организации экономики, их прав по регулированию экономических отношений, установлению соответствующих хозяйственных программ, управлению рядом отраслей и объектов, выполнению контрольных функций.

В-шестых, регулирование экономической деятельности предполагает также конституционное отражение государственных гарантий и защиту свободы хозяйствования и собственности [1, с. 575-577].

Одним из основных параметров регулирования экономической деятельности является определение роли человека в экономике, то есть установление взаимоотношений между человеком и государством в экономической сфере. С учетом того, что Конституция РТ, как и конституции многих постсоциалистических государств, является конституцией либерально-социального типа [4, с. 38; 15, с. 96-103], вопросы взаимоотношения человека и государства получили в ней коренное изменение.

Если в конституциях советского периода упор в регулировании экономических отношений между человеком и государством строился на принципе обязательности трудовой деятельности, причем общественно-полезной, то новая Конституция РТ закрепляет принцип свободы человека в экономических отношениях. Данный подход в Конституции выражается в том, что человек вправе, во-первых, быть предпринимателем, то есть в тех или иных масштабах стать организатором производства, работодателем, во-вторых, стать наемным работником, в-третьих, не становиться предпринимателем и наемным работником, а заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и, в-четвертых, не заниматься никакой деятельностью [1, с. 575-577].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авакьян, С. А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 1 / С. А. Авакьян. — М. : Норма : Инфра-М, 2010. — 864 с.
2.Авакьян, С. А. Конституция Российской Федерации: итоги развития / С. А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 23.- С. 3-10.
3.Гаджиев, Г. Конституция: основные экономические права / Г. Гаджиев // Закон. — 2002. — №11.- С. 73-76.
4.Диноршоев, А. М. Закрепление прав и свобод человека в Конституции Республики Таджикистан / А. М. Диноршоев. — Душанбе, 2014.
5.Диноршоев, А. М. Основные задачи и направления конституционной экономики и их взаимосвязь с конституционным правом: сравнительно-правовой анализ / А. М. Диноршоев // Законодательство. — 2013. — № 2 (10). — С. 24-27.
6.Диноршоев, А. М. Экономическое содержание Конституции Республики Таджикистан 1994 года / А. М. Диноршоев // Вестник Конституционного суда РТ. — 2012. — № 4.
7.Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С. Э. Жилинский. — М. : Норма, 2002. — 901 с.
8.Илюхина, Ю. Ю. Конституционно-правовые гарантии реализации права на предпринимательскую деятельность в современной России : дис. … канд. юрид. наук / Илюхина Юлия Юрьевна. — Саратов, 2011. — 169 с.
9.Имомов, А. И. Конституционное право Республики Таджикистан / А. И. Имомов. — Душанбе : ЭР-Граф, 2012. — 496 с. — На тадж. яз.
10.Комаров, В. Н. Конституционно-правовое закрепление основ экономической системы : авто- реф. дис. … канд. юрид. наук / Комаров Вячеслав Анатольевич. — М., 2007.
11.Мусалова, З. М. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в России: федеральный и региональный аспекты : дис. … канд. юрид. наук / Мусалова Заира Магомедовна. — СПб., 2010. — 220 с.
12.Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М. : Юристъ, 2005. — 1001 с.
13.Предпринимательское (хозяйственное) право. В 2 т. Т. 1 / под ред. О. М. Олейник. — М. : Юристъ, 2003. — 727 с.
14.Салохидинова, С. М. Роль государства в реализации экономических прав / С. М. Салохидинова // Правовая жизнь. — 2014. — N° 2 (06).
15.Чиркин, В. Е. Конституция: российская модель / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 2004. — 158 с.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 1 (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code