МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ — ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Т.Г. Малютина

Защита материнства является одной из приоритетных задач Российского государства. Направление государственной политики в данной области в Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Улучшение рождаемости в стране в общем и повышение рождаемости в частности зависят от политики государства, направленной в это русло, разработки программ и проектов, способствующих улучшению условий жизни семей с детьми, стимулирование граждан Российской Федерации к созданию здоровых, полноценных семей с несколькими детьми.

В статье представлен анализ эффективности применения в Магаданской области мер социальной поддержки семей, имеющих детей, предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности существующих мер социальной поддержки в целом и в рамках проекта «Материнский (семейный) капитал». Данные разъяснения помогут читателям грамотно ориентироваться в вопросах расходования средств материнского (семейного) капитала и принимать взвешенные решения, с учетом полученной информации.

Ключевые слова: материнство, социальная поддержка семей, материнский капитал, рождаемость, защита материнства.
Число российских семей, получивших в Пенсионном фонде РФ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (МСК), на 30 сентября 2014 г. составило 5,5 млн. руб.

Самым популярным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили почти 2,7 млн. семей. Из них более 1,75 млн. семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты на сумму 638 млрд. руб. Еще 905 тыс. семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на сумму 300 млрд. руб. на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.

Кроме улучшения жилищных условий, средства материнского капитала можно направить на оплату образования или содержания любого из детей в образовательном учреждении и на увеличение будущей пенсии владелицы сертификата. Так, ПФР принял уже 146 тыс. заявок на обучение детей на сумму 7,4 млрд. руб. и 2,4 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 476 млн. руб.

Что касается временных рамок действия программы господдержки семей, имеющих детей, следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2016 г. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.
Таким образом, семьям, имеющим право на материнский капитал, нет необходимости спешить с его распоряжением, особенно учитывая то, что размер материнского капитала ежегодно индексируется. Если в 2007 г. его размер составлял 250 тыс. руб., то в 2014 г. — уже 429 тыс. 408 руб. 50 коп.

Федеральный Закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вступил в силу 1 января 2007 г.

За период действия закона в Магаданской области поступило 5501 заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, принято 5436 решений о выдаче государственного сертификата и 4 решения об отказе в выдаче государственного сертификата, выдано 5211 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.

Количество лиц, полностью распорядившихся средствами МСК, составляет 1097 человек (20,1 % по отношению к количеству принятых решений о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал).

В 2009-2010 гг. в соответствии с Федеральным Законом от 28.04.2009 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» поступило 1392 заявления о единовременной выплате в размере 12,0 тыс. руб. на сумму 16 704,0 тыс. руб., из них 3 заявления были аннулированы заявителями, принято 1388 решений об удовлетворении заявления на сумму 16 656,0 тыс. руб. и 1 решение об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 1388 получателям денежных средств на сумму 16 656,0 тыс. руб.

В 2010-2011 гг. в соответствии с Федеральным Законом от 28.07.2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» поступило 1294 заявления о единовременной выплате в размере до 12,0 тыс. руб. на сумму 15 480,1 тыс. руб., из них 1 заявление было аннулировано заявителем, принято 1292 решения об удовлетворении заявления на сумму 15 456,1 тыс. руб. и 1 решение об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 1292 получателям денежных средств на сумму 15 456,1 тыс. руб.

Всего за период с 01.01.2007 г. по 31.08.2014 г. поступило 2070 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 66 4524,3 тыс. руб., из них 112 заявлений были аннулированы заявителями в установленном порядке, принято территориальными органами ПФР области 1834 решения об удовлетворении заявления на сумму 596 001,8 тыс. руб. и 86 решений об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 1808 получателям денежных средств на сумму 588 628,4 тыс. руб., в том числе:
— на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья поступило 1095 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 392 276,7 тыс. руб., из них 46 заявлений аннулированы заявителями, принято 1016 решений об удовлетворении заявления на сумму 365 749,2 тыс. руб. и 19 решений об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 1008 получателям денежных средств на сумму 362 404,6 тыс. руб.;
— на оплату приобретаемого жилого помещения поступило 676 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 249 600,7 тыс. руб., из них 42 заявления аннулированы заявителями, принято 583 решения об удовлетворении заявления на сумму 214 253,3 тыс. руб. и 40 решений об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 581 получателю денежных средств на сумму 212 994,2 тыс. руб.;
— на уплату паевого взноса в жилищностроительный кооператив поступило 7 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 2716,1 тыс. руб., из них 1 заявление аннулировано заявителем, принято 5 решений об удовлетворении заявления на сумму 1925,9 тыс. руб. и 1 решение об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 5 получателям денежных средств на сумму 1925,9 тыс. руб.;
— на уплату цены договора участия в долевом строительстве поступило 18 заявлений на сумму 6604,3 тыс. руб., принято 12 решений об удовлетворении заявления на сумму 4190,8 тыс. руб. и 3 решения об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 11 получателям денежных средств на сумму 4103,1 тыс. руб.;
— на индивидуальное жилищное строительство без привлечения строительной организации поступило 8 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 1270,9 тыс. руб., из них 3 заявления аннулированы заявителями, принято 3 решения об удовлетворении заявления на сумму 422,1 тыс. руб. и 2 решения об отказе, перечислено 3 получателям денежных средств на сумму 422,1 тыс. руб.
— на индивидуальное строительство с привлечением строительной организации поступило 2 заявления о распоряжении средствами МСК на сумму 822,6 тыс. руб., принято 1 решение об удовлетворении заявления на сумму 429,4 тыс. руб. и 1 решение об отказе в удовлетворении заявления;
— на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, поступило 3 заявления о распоряжении средствами МСК на сумму 1222,0 тыс. руб., принято 2 решения об удовлетворении заявления на сумму 807,6 тыс. руб. и 1 решение об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 2 получателям денежных средств на сумму 807,6 тыс. руб.;
— на оплату платных образовательных услуг поступило 46 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 2256.2 тыс. руб., из них 5 заявлений аннулированы заявителями, принято 31 решение об удовлетворении заявления на сумму
1446.3 тыс. руб. и 6 решений об отказе в удовлетворении заявления, перечислено 31 получателю денежных средств на сумму 1446,3 тыс. руб.;
— на оплату содержания ребенка в детском саду поступило 208 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 5716,9 тыс. руб., из них 15 заявлений аннулированы заявителями, принято 174 решения об удовлетворении заявления на сумму 4739,3 тыс. руб. и 13 решений об отказе в удовлетворении заявления, 167 получателям перечислено денежных средств на сумму 4524,6 тыс. руб.;
— на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин поступило
7 заявлений о распоряжении средствами МСК на сумму 2037,9 тыс. руб., принято 7 решений об удовлетворении заявления на сумму 2037, 9 тыс. руб.

Вместе с тем поступило 1 заявление об отказе от направления средств на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин на сумму 394,7 тыс. руб., по которому принято решение об удовлетворении.

Магаданские семьи — обладатели сертификатов на МСК продолжают активно использовать свое право на эффективное и целевое расходование имеющихся средств.
Однако практика работы в этом направлении с семьями колымчан показывает, что для совершенствования механизма предоставления средств МСК необходимо реализовать следующие нововведения, продиктованные самой жизнью:

1. При определении права на дополнительные меры государственной поддержки у лиц, указанных в п. 1 ст. 3 закона (женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.) учитывать усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

2. Предусмотреть возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки мужчины, являющегося родителем детей, рожденных разными женщинами, у которых не возникло право на МСК, при условии, что все дети проживают с отцом.

3. Разрешить распоряжение средствами МСК по всем направлениям в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на МСК.

4. Внедрить механизм контроля со стороны органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исполнением владельцами сертификатов взятых на себя обязательств по оформлению жилья в долевую собственность всех членов семьи, включая детей, для соблюдения интересов всех членов семьи.

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 29.12.2006 г № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
2. Федеральный Закон от 28.04.2009 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан».
3. Федеральный Закон от 28.07.2010 г № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала».

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code