Глава 16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА (вместо послесловия)

Эта глава написана как бы вдогонку, уже после окончания работы над «Руководством…»,  и в его стилистические рамки она явно не вписывается — это, скорее, Послесловие! Здесь авторам хотелось бы высказаться, быть может, по самому важному — стратегическому вопросу, вопросу мотивации и целеполагания студента-практиканта и общественного помощника. Перед ним, как человеком практичным, обязательно встанет вопрос: а зачем так серьезно и основательно относиться к производственной (ознакомительной, преддипломной) практике, а тем более становиться добровольно и бесплатно общественным помощником следователя? Ведь это громадные затраты времени и сил умного, энергичного и притом весьма занятого молодого человека! Пожалуй, здесь нужны особые пояснения.

Как верно отмечено в Предисловии, Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» вновь напомнил юридическому сообществу о необходимости «…увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования…». Научная общественность давно бьет тревогу по поводу катастрофического снижения качества обучения. Так, прав А.С. Подшибякин, говоря о том, что в юридическом образовании нарушается системность, которая должна обеспечиваться четкой структурно-логической схемой прохождения учебных дисциплин, базирующейся на четкой системе права <108>.

———————————

<108> Подшибякин А.С. О проблемах юридического образования (мнимых и реальных) // Юридическое образование и наука. 2008. N 4. С. 15.

 

Итак, практически во всех вузах страны имеются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к вопросам деятельности студентов, в том числе общественных помощников, в рамках прохождения практики и использования ее результатов в учебной и научной работе. Эта тенденция порождает ряд весьма неблагоприятных последствий.

Работодатели всей страны (суды, прокуратура, органы МВД, Министерства юстиции и другие) часто отмечают, что рядовой выпускник любого юридического вуза страны, приступая к работе по специальности, чаще всего имеет лишь самые общие представления о реальной практике работы организации-работодателя, корпоративной политике и этике, документообороте. Выпускник-юрист зачастую испытывает затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках: как вести деловую переписку, составить протокол, постановление, приговор или иной правоприменительный акт; как помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права; как оптимальным путем пройти официальные процедуры, преодолеть бюрократические препоны.

Только послевузовский, часто многолетний опыт работы позволяет молодому юристу сократить значительный разрыв между теорией и практикой. По принципу маятника через несколько лет бывший выпускник ощущает уже другой дисбаланс, когда не основанная на законе практика (а это очень распространено в России) вступает в противоречие с теорией. И тогда победа первой становится почти нормой и приводит к систематическим нарушениям прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Нельзя сказать, что действующие в России образовательные технологии в области юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Так, образовательный процесс в лучших юридических вузах всегда опирался и опирается на эффективное применение ознакомительной, производственной, преддипломной практики, прикладных, в том числе игровых, методов обучения <109>, работу юридических клиник и кружков. Активно используются компьютерные классы и электронные библиотеки, в них размещены такие справочные правовые системы, как «КонсультантПлюс», «Гарант» и другие (далее — СПС). Эти дидактические средства в определенной мере устраняют имеющийся дисбаланс между теоретической и прикладной составляющими обучения. Тем не менее общероссийская тенденция такова: вузовские образовательные технологии сильны своими теоретическими и методическими составляющими, но несколько оторваны от практики.

———————————

<109> Так, в ряде вузов, в том числе в тех, где работают авторы этих строк, по многим предметам проводятся деловые игры, имитирующие состязательный процесс в судах; на семинарах используются реальные, то есть «на бумаге», уголовные и гражданские дела прошлых лет; проводятся спецкурсы по методике составления процессуальных документов и т.п.

 

В целях корректировки этого перекоса в системе высшего юридического образования в ряде юридических вузов в учебный процесс внедряется уникальная инновационная, практически ориентированная технология обучения будущих и действующих юристов. Сущностью разработки, системообразующим ядром предлагаемой технологии обучения является создание, постоянное пополнение и совершенствование мультимедийной информационно-обучающей системы (далее — информационная система, или МИОС). Она развивается на основе уже сформированной и постоянно модернизируемой электронной базы данных правоприменительной (судебной и иной) практики по гражданским и уголовным делам регионов Сибири, Дальнего Востока и всей России.

Информационная система в настоящий момент занимает более 2 Гб и включает свыше 300000 реальных правоприменительных актов по конкретным делам: приговоров, иных решений судов, обвинительных заключений, постановлений, протоколов, а также методических материалов — памяток, комментариев, алгоритмов, программ, подготовленных судами, прокуратурами и другими правоохранительными органами всей страны по реальным делам <110>.

———————————

<110> Электронные приложения к данному руководству, размещенные на сайте labatr.bsu.ru, являются частью МИОС. Автор разработки — Ю.П. Гармаев.

 

При этом МИОС постоянно расширяется как по количеству имеющихся документов и методических рекомендаций по их применению, так и в направлении увеличения числа охватываемых отраслей права. Безусловно, само по себе накопление информации и расширение МИОС является не целью, а средством, условием продвижения инновационной образовательной технологии. Основное ее содержание — это система оригинальных методов обучения юристов.

В наиболее общем плане сущность этих инновационных технологий заключается в том, что при проведении лекционных, практических и иных занятий обучение осуществляется посредством анализа и обработки студентами электронных (мультимедийных) копий отдельных документов и полных материалов реальных уголовных, гражданских и иных дел (подборок документов по правилам, действующим на практике), специфическим образом отредактированных, обезличенных, снабженных тестами и иными заданиями, адаптированными для различных задач образовательной технологии. Студенты изучают эти реальные документы и дела, а затем:

— выполняют задания, связанные с прогнозированием, предупреждением, выявлением и устранением типичных ошибок и нарушений закона со стороны правоприменителей;

— готовят собственные варианты документов на основе дополнительной, измененной или уточненной преподавателем информации;

— организуют и проводят деловые игры, имитирующие практические ситуации, судебные процессы, иные процедуры, и др. <111>

———————————

<111> Более подробно о сущности и особенностях применения МИОС см. на сайте labatr.bsu.ru, электронные приложения к данному пособию, папка «Методические материалы».

 

Как одну из составляющих инновационной технологии обучения рассмотрим особенности процесса подготовки курсовых и дипломных работ студентами-юристами.

Как известно, одной из основных задач их написания является проверка уровня освоения практических навыков, умения работать не только с нормативно-правовыми актами, специальной литературой, статистическими и иными источниками, но и с материалами следственной, судебной практики по уголовным делам, практики работы в гражданском, административном, конституционном и ином судопроизводстве.

В каждом юридическом вузе имеются методические пособия по написанию дипломных и курсовых работ. В них комплексно рассматриваются все вопросы: от выбора темы и составления плана до процедуры защиты <112>. Изучение таких работ показало, что в них большое внимание уделяется особенностям работы студента со специальной литературой и законодательством. В целом такой подход следует признать традиционным и проверенным. Но все же в большинстве изданий необоснованно мало внимания уделяется тому, как студент может и должен использовать результаты пройденных им практик, а также работы постоянным общественным помощником в той или иной организации.

———————————

<112> Пособия на эту тему, изданные в САПЭУ и БГУ, можно скачать на сайте labatr.bsu.ru, электронные приложения к данному пособию, папка «Методические материалы».

 

К сожалению, очень часто приходится видеть примеры того, как студент, даже весьма способный, из года в год произвольно, как-то хаотично выбирает темы курсовых. Затем на пятом курсе он определяет тему дипломного сочинения, никак не связанную ни с ранее проделанной работой, ни с будущей профессиональной деятельностью. Очень часто и прохождение практик происходит в режиме «удовлетворения общего любопытства», а не ради углубленного изучения будущей профессии. В итоге к окончанию вуза при таком подходе к практике и квалификационным работам студент, не будучи мотивированным и подготовленным к конкретному виду профессиональной деятельности, имея даже диплом с отличием, не может найти себе работу. В лучшем случае такой выпускник трудоустраивается туда, где возьмут без стажа… Во многом поэтому не приходится удивляться выводам о низком качестве юридического образования при избытке юристов и недостатке профессионалов <113>.

———————————

<113> Заседание правления ассоциации юристов России (редакционный материал) // Юридический мир. 2006. N 12. С. 6.

 

По нашему мнению, студент, приступая к написанию курсовой и дипломной работы, должен:

1. Определить для себя приоритетное направление углубленного изучения и исследования проблемы в той или иной отрасли права, те вопросы, которые в большей степени актуальны и могут быть впоследствии использованы им в его дальнейшей практической либо научно-исследовательской деятельности. Мы убеждены, что студент-юрист максимум на третьем курсе должен иметь более или менее четкие и реалистичные суждения не просто по поводу своей специализации (уголовно-правовая, гражданско-правовая, конституционно-правовая и т.д.), а также по поводу:

— конкретного места работы;

— должности, которую он хотел бы занимать;

— основных направлений профессионального и карьерного роста.

2. Выбрать тему курсовой, а далее дипломной работы с учетом будущего вероятного трудоустройства, того, как правило, достаточно узкого направления правоприменительной деятельности (юридической науки), которому будущий юрист собирается себя посвятить. Прежде всего тема должна быть интересна самому студенту, а не кафедре, конкретному преподавателю и т.п. И в то же время она должна быть актуальна и практически значима <114>. Интерес к выбранной теме должен сформироваться, прежде всего, именно в результате прохождения практики или работы общественным помощником.

———————————

<114> Это не исключает и не принижает значения тем, имеющих теоретическую значимость, особенно для студентов, решивших в дальнейшем посвятить себя научной деятельности.

 

3. Выбрать преподавателя, который будет осуществлять руководство написанием курсовой и дипломной работ. Выбор научного руководителя должен производиться исходя из выбранной тематики и того, на какой области научной и/или практической деятельности специализируется преподаватель. Как известно, особенность современного юридического образования такова, что многие преподаватели одновременно являются правоприменителями: адвокатами, судьями, юристами на предприятиях и т.д. По возможности следует выбирать такого руководителя, который имеет опыт в практической деятельности, относящейся к тематике курсовой, дипломной работ.

4. Выбрать себе консультанта (консультантов) из числа практических работников. План курсовой, дипломной работ, направления исследования и его результаты рекомендуется обсудить не только с руководителем (преподавателем), но и по возможности с кем-либо из правоприменителей в данной конкретной сфере деятельности.

Уважаемый студент! У вас до сих пор нет деловых знакомств с действующими следователями, прокурорами, адвокатами, судьями, другими практикующими юристами? Напрасно — пора заводить! Студент, начиная примерно со второго, третьего курса, может и должен иметь собственные деловые связи. Они пригодятся в любом случае. Используйте эти знакомства, например, следующим образом:

— получайте у практиков копии реальных документов;

— согласовывайте с ними ваши доводы и решения;

— уточняйте, как бы судья (прокурор, адвокат и др.) вашего города, района поступил в той или иной сложной ситуации. Помните, в России у каждого региона, а порой и города, района есть свои особенности правоприменительной практики;

— показывайте им для проверки фрагменты или весь текст своего сочинения. Просите сделать замечания и внести поправки.

Именно этим вы обеспечите себе и отличные знания, и хороший практический опыт, и важные связи для будущего успешного трудоустройства.

5. Составить примерные списки нормативно-правовых актов, литературы, судебной и иной правоприменительной практики, планируемой к изучению и исследованию в процессе написания курсовой и дипломной работ.

Остановимся поподробнее на последнем элементе перечня. В соответствующих учебных пособиях рекомендации по поиску, получению и использованию студентами актов применения права обычно либо отсутствуют, либо бывают весьма скудными, неконкретизированными.

Правоприменительная практика делится на опубликованную в открытой печати и неопубликованную. К первой относятся акты применения права, приведенные в бюллетенях Верховного Суда РФ, в электронных СПС типа «КонсультантПлюс», в книгах, журналах, газетах, на специальных сайтах в Интернете, например: официальных сайтах судов, прокуратур и следственных органов субъектов РФ, сайтах адвокатских палат и адвокатских образований и мн. др. С каждым днем таких сайтов и документов становится все больше.

Неопубликованная правоприменительная практика преимущественно находится в производстве или в архивах судебных, правоохранительных и других органов, учреждений.

В отдельных вузах сложилась практика, которую, на наш взгляд, стоит поощрять. В них обязательным требованием к содержанию дипломного сочинения является анализ не только общероссийской, но и, как правило, местной правоприменительной практики. Этот анализ может выражаться в приведении не только статистических данных, аналитических материалов, но и примеров по конкретным гражданским, уголовным и иным делам. Разумеется, речь идет в основном о практике неопубликованной. К дипломным сочинениям могут прилагаться обезличенные материалы из уголовных дел, законченных производством. При таком подходе перед студентом возникает серьезная задача: где найти такие материалы и как получить найденное?

Попробуем ответить на этот вопрос. Так, например, по уголовно-правовой специализации студент, именно находясь на практике, может получить доступ к неопубликованным правоприменительным документам в следующих местах:

1. В архиве суда. Если вы проходите практику в суде, то там можно попробовать получить подшитое и пронумерованное дело с описью и вступившим в законную силу правовым решением. Дело завершено производством полностью. При наличии разрешения председателя суда и технической возможности из него можно скопировать (отсканировать, сфотографировать, перепечатать) необходимые документы. Но в архиве нет наиболее удобных для студентов электронных копий. Придется работать с оригиналами документов, то есть с «бумагой». Это нелегко. Да и на вынос дело никто не даст. Можно посмотреть, какой следователь расследовал дело; кто из судей его рассматривал; какой прокурор утвердил обвинительное заключение; кто поддерживал обвинение в суде; кто из адвокатов защищал (на следствии, в суде). У этих лиц могут быть и электронные, и бумажные копии отдельных документов из этого дела. Электронных файлов больше всего у следователя и адвоката-защитника.

2. У следователя, дознавателя. Полностью подшитое и пронумерованное дело с описью может находиться у следователя только в тот период времени, когда он закончил расследование, знакомит с делом участников судопроизводства и составляет обвинительное заключение (ст. ст. 215 — 220 УПК РФ). Этот период составляет всего несколько дней. До этого дело находится в производстве следователя, расследование не завершено, материалы могут быть не подшиты или подшиты вчерновую. В ходе расследования часто действует режим охраняемой законом тайны предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ) <115>. Как известно любому юристу, за ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность (ст. 310 УК РФ). Поэтому изучать такие материалы не всегда разрешено, да чаще и не нужно, во-первых, во избежание нарушения закона, во-вторых, не стоит забывать, что правового решения по делу еще нет.

———————————

<115> Что есть тайна, а что нет, решает сам следователь, прокурор, дознаватель (ч. 3 ст. 161 УПК РФ).

 

После выполнения требований ст. 220 УПК РФ у следователя бумажного дела нет. Но, как уже отмечалось, абсолютное большинство следователей и дознавателей составляют часть процессуальных документов в виде электронных файлов в памяти компьютера. В базах данных конкретного следователя накапливаются тысячи электронных документов, как правило, сгруппированных по номерам законченных им уголовных дел <116>. Постановления, обвинительные заключения (обвинительные акты), представления практически всегда есть в электронном виде. В настоящее время все большее количество следователей даже протоколы следственных действий (допросов, осмотров и др.) составляют на компьютере. Это один из признаков их профессионализма.

———————————

<116> Обычно электронной папке дают название с указанием номера дела, фамилии обвиняемого, статьи обвинения.

 

3. У надзирающего прокурора, государственного обвинителя. В прокуратуре хранится надзорное производство (НП) по каждому уголовному делу. На период расследования оно находится в канцелярии или у заместителя, помощника прокурора по надзору за следствием и дознанием. На судебных стадиях эта часто уже весьма объемная папка временно хранится у государственного обвинителя. Он ходит с ней на процесс по делу. После его рассмотрения НП хранится в канцелярии или архиве прокуратуры. В НП хранятся ключевые документы по конкретному делу. Это обвинительное заключение, постановления, уведомления, другие процессуальные документы. У государственного обвинителя вряд ли останутся какие-либо электронные варианты документов дела, разве что его речь в прениях. В прокуратуре хранятся также прекращенные, приостановленные дела. Электронные копии таких дел хранятся у следователя, принявшего соответствующее решение.

4. У адвоката-защитника. У этого участника уголовного судопроизводства материалы уголовных дел могут храниться в виде электронных или бумажных копий практически в полном объеме. По крайней мере документы предварительного расследования. Ведь полностью откопированные материалы дел могут быть получены ими при выполнении требований ст. 217 УПК РФ. Какую часть дела или все дело копировать — решает сам защитник. Способы получения им копий: ксерокопирование, фотографирование на цифровой фотоаппарат, реже сканирование.

5. У оперуполномоченного. У него могут остаться копии документов — результатов оперативно-розыскной деятельности, включая их электронные варианты. Иногда оперативные подразделения запрашивают обвинительные заключения и приговоры по делам (в бумажном виде) о раскрытых ими преступлениях и/или о преступлениях, по которым они осуществляли оперативное сопровождение. Однако получить у них документы — задача не из легких. Слишком строг в соответствующих органах (МВД, ФСКН, ФСБ и др.) режим охраняемой законом тайны.

Совершенно очевидно, что наиболее удобной для использования в практической и учебной деятельности формой получения документов являются электронные копии в редактируемых форматах (Word, RTF, TXT и т.п.) Не нужно сканировать, а затем распознавать документ. Скачать целую подборку или даже все дело можно за пару секунд из компьютера на флэш-карту, цифровой фотоаппарат и т.п. Главное — получить разрешение от соответствующего практического работника.

Но следует помнить следующее: не всегда легкополученная вами электронная копия документа является окончательной — той, что была подписана и вступила в силу. Иногда в компьютере остается рабочий вариант, а окончательный затерялся или сохранен в другом месте. Всегда спрашивайте у автора реального документа, окончательные ли варианты файлов он вам передает.

Давно замечено, что значительная часть студентов-юристов не очень любят искать, читать и анализировать реальные документы. Кому-то это кажется слишком долгим, неинтересным, неэффективным занятием — легче прочитать выводы в учебниках, пособиях; кому-то не хочется искать и добиваться предоставления этой информации. К сожалению, часто пренебрежение к процессу изучения практики подспудно прививается отдельными преподавателями и учеными, не имеющими практического опыта и интереса к правоприменительной деятельности как к таковой <117>.

———————————

<117> Типичные доводы таких деятелей образования и науки: «грязная работа», «изобилие нарушений закона», «низкий уровень квалификации правоприменителей», «есть смысл читать только вступившие в законную силу приговоры, а лучше всего — опубликованную практику Верховного Суда РФ. Все остальное — слишком несовершенно» и т.п.

 

С этой негативной тенденцией нужно бороться всем юридическим вузам, каждому студенту и преподавателю. Ведь активное использование в учебе опубликованной и неопубликованной правоприменительной практики имеет принципиально важное, во многом определяющее значение, поскольку позволяет увидеть и механизмы реализации нормы права, и определенные недоработки, пробелы в законодательстве, и ошибки, нарушения закона, допускаемые правоприменителями. Но главное — работая с данными источниками, студент приобретает незаменимые прикладные навыки, вырабатывает особое практическое чутье, интуицию, учится быстро и глубоко вникать в конкретную правовую проблему, видеть все ее нюансы, в том числе скрытые между строк, оперативно принимать верные правовые и тактические решения.

Еще раз особое внимание хотелось бы обратить на выбор темы курсовой, дипломной работ. К этому вопросу следует отнестись очень ответственно и творчески. Он во многом может оказаться судьбоносным для студента. Тематика курсовых, как правило, предлагается кафедрой. Она чаще всего носит примерный характер. Студент, исходя из своих практических интересов, может по согласованию с преподавателем предложить собственную тему. Это может быть проблема, которая заинтересовала студента на практике или в его работе общественным помощником. Например, вряд ли в тематике курсовых, предлагаемой кафедрой, вы найдете такую, как «Методика составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого: общие правила и особенности региональной практики» <118>. Между тем актуальность и практическая значимость такой темы очень высоки.

———————————

<118> Имеется в виду практика того региона, в котором живет или учится студент. Региональные особенности составления тех или иных официальных документов есть и будут всегда. Их необходимо выявлять, анализировать, давать оценку их законности и обоснованности.

 

Выбор темы работы должен основываться на первичном, в том числе практическом, изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успеха. Определенная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и отчасти написание работы происходит в процессе усвоения учебной дисциплины, а не по ее окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за советом к преподавателю и консультанту, которые направят его в нужное русло.

Повторим, очень похвально и результативно, если студент, заинтересовавшись еще на первом или втором курсе какой-либо из научно-прикладных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая сквозную тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно и всесторонне, в том числе под углом зрения различных юридических дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой для дипломного сочинения, а иногда и диссертации.

Приведем конкретный пример стратегии написания курсовых и квалификационной работы:

— на первом курсе студент, заинтересовавшись проблемами борьбы с коррупцией, пишет и защищает курсовую работу по теме: «История противодействия коррупции в России»;

— на втором курсе студент, пройдя ознакомительную практику в следственных органах и прокуратуре и глубоко осознав, насколько актуальна, теоретически и практически значима проблема противодействия коррупции, пишет и защищает курсовую работу по теме: «Специальный субъект коррупционных преступлений». Здесь же он начинает и продолжает все годы обучения деятельность по участию в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах, грантах, иных научно-исследовательских проектах;

— на третьем курсе студент, пройдя производственную практику в следственном управлении Следственного комитета РФ по субъекту РФ, принимает решение пойти туда работать общественным помощником без отрыва от учебы <119>. Он хочет в будущем стать следователем и по возможности специализироваться <120> на расследовании преступлений коррупционной направленности. Студент пишет и защищает курсовую работу по теме: «Проблемы квалификации взяточничества и других коррупционных преступлений»;

———————————

<119> Вероятно, лучше приступить к этой работе с четвертого курса, когда получены и закреплены базовые знания в таких важных отраслях, как уголовное право, гражданское право, уголовный процесс и др. Однако это мнение авторов. Студент должен решить этот вопрос самостоятельно. Можно посоветоваться с родителями, преподавателями, консультантами, руководителем практики.

<120> Как известно, в большинстве следственных подразделений России как таковой специализации следователей формально не существует. Однако фактически она есть как минимум на уровне правоохранительных органов областного (краевого, республиканского) звена.

 

— на четвертом курсе молодой человек приступает к работе общественным помощником в следственном управлении. Продолжая начатое ранее исследование, он пишет и защищает курсовую работу по теме: «Особенности первоначального этапа расследования взяточничества и других коррупционных преступлений»;

— на пятом курсе студент выходит на преддипломную практику в то же следственное управление. Он отлично зарекомендовал себя в коллективе районного (межрайонного) следственного отдела, а потому имеет веские основания надеяться на то, что по окончании вуза его примут на работу. Тему дипломного сочинения он выбирает уже исходя из наиболее распространенных и актуальных в данном регионе видов уголовных дел о коррупционных преступлениях. Например, тема дипломной работы: «Особенности квалификации и методики расследования взяточничества и других коррупционных преступлений, совершаемых в правоохранительных органах». К тому же он имеет личный опыт работы по таким уголовным делам <121>, и ему эта работа очень интересна. Он опубликовал несколько статей в Интернете, в региональных студенческих и иных научно-прикладных изданиях, выступал на конференциях. Результаты его исследований как имеющие практическую ценность внедрены в практику следственных подразделений.

———————————

<121> Речь идет об одном из наиболее распространенных в практике СКП РФ видов уголовных дел о коррупции: дела в отношении работников ГИБДД МВД, оперуполномоченных, постовых милиционеров и др.

 

Таким образом, к окончанию пятого курса этот студент уже не новичок в следствии. Более того, он и на практическом, и на теоретическом уровне глубоко изучил одну из наиболее актуальных для следственных органов категорий уголовных дел. Поэтому, несмотря на юный возраст и отсутствие трудовой книжки, официального трудового стажа, он является квалифицированным и проверенным молодым специалистом. Именно такой выпускник, а не отличник престижного вуза будет иметь самые веские конкурентные преимущества при трудоустройстве в следственные органы. Его возьмут на работу, и он с большой степенью вероятности сделает успешную карьеру, специализируясь на расследовании дел обозначенной категории.

Не исключено, что через непродолжительное время после окончания вуза он поступит в аспирантуру и к 25 — 28 годам защитит кандидатскую диссертацию на тему, созвучную с темой дипломной работы. Далее перед ним открываются еще более широкие перспективы карьеры, профессионального и личностного роста.

Перед нами далеко не гипотетический, а вполне реальный пример успешной профессиональной карьеры юриста. А в основе этого успеха лежит выбор стратегии написания курсовых и дипломной работы; своевременное, еще на втором-третьем курсе вуза, определение профессиональных приоритетов, целеустремленность и трудолюбие.

Очевидно, что приведенный пример написания курсовых и квалификационной работы в сочетании с оптимальными подходами к учебным практикам есть, по сути, вариант эффективной профессиональной стратегии молодого юриста. Подобные стратегии могут и должны реализовываться по любой юридической специализации, по любой отрасли и институту права.

Содержание

Глава 1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

Глава 2. КАК ПОМОЧЬ ПРАВИЛЬНО СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ПОДШИТЬ ДЕЛО

Глава 3. ПАПКА ДЛЯ БУМАГ «ВЫЕЗДНАЯ» И ПРОЧИЕ ДЕТАЛИ

Глава 4. ПРОВЕДЕНИЕ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ И ПРАКТИКАНТЫ КАК ПОНЯТЫЕ И СПЕЦИАЛИСТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК И ПРАКТИКАНТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Глава 7. РАБОТА НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 8. ЕСЛИ СЛЕДОВАТЕЛЬ «НА ВЫ» С КОМПЬЮТЕРОМ: СОВЕТЫ ОПЫТНОГО ЮЗЕРА

Глава 9. СОСТАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ

Глава 13. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Глава 14. КАК ПОМОЧЬ СОСТАВИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

Глава 15. КАК ПОМОЧЬ В ПРОВЕРКЕ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Глава 16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА (вместо послесловия)

ПРИЛОЖЕНИЯ (1, 2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code