О прогрессивной шкале ставок НДФЛ; об оплате труда государственных служащих и лиц, приравненных к ним

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 2016 г. N 03-01-11/30350

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.

По вопросу введения прогрессивной шкалы налогообложения

Ранее, начиная с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года, в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом шкала налоговых ставок пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов (Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»). Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.

Начиная с 1 января 2001 года для обложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.

При этом главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.

Кроме того, значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами. В свое время данный подход ощутимо повлиял на процесс легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим привел к увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.

При этом следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены меры, направленные на налогообложение престижного потребления путем увеличения налоговой нагрузки на собственников дорогих объектов недвижимости и дорогих легковых автомобилей в рамках налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога.

Так, по налогу на имущество физических лиц главой 32 Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ) с 1 января 2015 года предусмотрено повышенное налогообложение зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей и машино-мест, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. Предельная налоговая ставка таких объектов составляет 2 процента.

Для дорогих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн рублей) с 1 января 2014 года предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.

Одновременно сообщаем, что в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 указано на необходимость стабильного законодательства и предсказуемых правил (включая налоги), а также предложено на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия.

Кроме того, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.

По вопросу перевода денег в офшоры

В рамках мер по деофшоризации российской экономики принят Федеральный закон N 376-ФЗ от 24.11.2014 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», направленный на создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

По вопросу зарплаты чиновников

Категория работников «чиновник» законодательством Российской Федерации не установлена.

Вместе с тем лица, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, военной, правоохранительной службы) и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, обладают правовым статусом государственных служащих Российской Федерации.

С учетом положений Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которому федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отмечаем следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — Сводный перечень).

Сводный перечень включает, в том числе, государственные должности Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы), федеральный министр.

Установление размеров оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, производится Президентом Российской Федерации с учетом их правового статуса, исходя из объема должностных обязанностей, сложности и важности выполняемых задач и реализуемых полномочий, выработки и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 3-ФЗ) членам Совета Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра.

В настоящее время оплата труда по данной должности осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. N 519 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы» и от 30 сентября 2013 г. N 742 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 589 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» продлено действие положений Указа Президента Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 110 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и некоторых иных лиц», согласно которым денежное вознаграждение, ежемесячное денежное поощрение и ежеквартальное денежное поощрение лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, приравненных к ним по оплате труда в соответствии с федеральными законами (в том числе депутатов Государственной Думы), уменьшается на 10 процентов, на период до 31 декабря 2016 года.

Индексация (увеличение) размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в 2016 году не предусмотрена.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение об изменении порядка, условий и размеров оплаты труда депутатов Государственной Думы в целом может быть реализовано только путем внесения изменений в Федеральный закон N 3-ФЗ.

Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать комментарии по применению отдельных положений законодательства Российской Федерации, и в его компетенцию не входит принятие решений в части предоставления социальных гарантий депутатам Государственной Думы.

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих, должности которых предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ N 763, Реестр, гражданские служащие), которым установлены размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданским служащим.

Положения Указа N 763 основаны на применении единого принципа формирования денежного содержания гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах одного уровня в строгом соответствии с классификацией должностей по категориям и группам, определенной Реестром.

В соответствии с отдельными федеральными законами индексация окладов денежного содержания гражданских служащих в 2014 — 2016 годах приостановлена, а соответствующими указами Президента Российской Федерации денежное содержание гражданских служащих некоторых федеральных государственных органов (Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппарата Счетной палаты Российской Федерации) уменьшено с 1 мая 2015 года по 31 декабря 2016 года на 10 процентов.

Указанные нормативные правовые акты размещены в информационной сети общего пользования Интернет.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code